a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Горева Е.Г. Доклад «Организация детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования»

Опубликовано: 2016-10-10 20:47:27

Документы для скачивания

МБДОУ « Детский сад общеразвивющего вида № 2 п. Маслова – Пристань Шебекинского района Белгородской области » Доклад « Организация детских видов деятельности в соответствии с це левыми ориентирами дошкольного образования » Подготовила: Горева Елена Георгиевна музыкальный руководитель 2016 г. Слайд Одним из ключевых вызовов ФГОС дошкольного образования, требующего пристального внимания, является обозначение требований к результатам освоения основной образовательной программы, сформулированным как целевые ориентиры дошкольного детства. В качестве базовых основ функционирования системы дошкольного образовани я в ФГОС представлены целевые ориентиры. Они представляют собой характеристики возможных достижений ребенка на уровне дошкольного образования. К целевым ориентирам относятся: 1. Самостоятельность ребенка в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно- исследовательской де ятельности, конструировании и т. д. 2. Способность ребенка выбирать себе род занятий, уважительно относиться к интересам и чувствам других, уметь сопереживать неудачам и радоваться успехам других. 3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к окружающим. 4. Обладает чувством собственного достоинства. 5. Ребенок подвижен, вынослив, с разви той мелкой и крупной моторикой. 6. Способность контролировать и управлять собой. 7. С пособность с ледовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. 8. С облюдать правила безопасного поведен ия и личной гигиены. 9. У ребенка проявляет ся любознательность, а также способность самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонность к наблюдению и экспериментированию. 10. Способность к принятию собственных решений. Ведущим видом деятельности для развития целевых ориентиров в ДОУ остается – игра. Слайд ФГОС дошкольного образования определяет три уровня целей: П ервый уровень целей- социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп данному уровню системы образования. В заказе отражается определенный общественный идеал формируемой личности. Второй уровень целей- это цель для каждой образовательной программы, для различных типов и видов образовательных ор ганизаций, то есть его конкретизация происходит в основных образовательных программах дошкольных образовательных организаций – в( ДОО) . Третий уровень целей- это те педагогические цели, которые реа лизуются повседневно в процессе общения и проведения педагоги ческих ме роприятий с детьми. Признание новых целей системы образования должно повлечь за собой изменения в системе «педагог- воспитанник», что в свою очередь станет основой преобразования других структурных компонентов педагогического процесса: методов и приемов педагогической деятельности, средств обучения, воспитания, развития, организационных форм. Слайд Педагогическое взаимодействие может осуществляться в формате совместной деятел ьности педагога и воспитанников: ( во время занятия, индивидуальной работы с детьми, развлечений, праздников, и т. д. ) . Совместная деятельность- деятельность двух и более участников образовательного процесса( взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве, в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности. П остроения взаимодействия между педагогами и детьми определяет необходимость пересмотра арсенала методов, используемых воспитателем. И. П. Подласый отмечает: Слайд «Метод- это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод- способ действия, деятельности; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Слайд Методы обучения( дидактические методы) - совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Понятие «методы обучения» в дидактике принято относить к совместной деятельности педагога и ребенка. Методы воспитания- общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослым и и детьми, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Методы обучения можно классифицировать по разным показателям. На сегодняшний день существует более сотни классификаций. В основе традиционной классификации лежит источник получения знаний. Приведем пример такой классификации. Наглядные методы включают организацию наблюдений, показ предметов, картин, иллюстраций, использование ТСО и дидактических пособий и др. С наглядными методами мы с вами сталкиваемся очень часто: непосредственно во время занятий, игр, развлечений, музыкальных разминок и т. д. Н аглядные методы бывают непосредственными( наблюдение, экскурсия, осмотр, рассматривание и т. д. ) Словесные методы связаны с использованием слова как сред ства коммуникации, передачи информации- рассказ, беседа, чтение без опоры на наглядность, словесные дидактические игры и пр. Практические методы связаны с освоением и применением знаний, умений и навыков в практической деятельности посредством упражнений, в различных играх, инсценировках, проектах, поручениях, тренингах и т. д. мы с вами это используем регулярно. В практике работы педагога методы не существуют в чистом виде: наглядные методы сопровождаются словом, в словесных применяются средства наглядности, практические связаны и с теми, и с другими методами. Слайд И. Я. Лернером и Н. М. Скаткиным предложена классификация методов обучения по типу( характеру) познавательной деятельности обучаемых: объяснительно- иллюстративный( информационно- рецептивный) , репродуктивный, проблемного изложения, час тично поисковый( эвристический) и исследовательский. Характерными признаками информационно- рецептивного метода является передача знаний в «готовом» виде с использованием различных источников информации, з адействованные при использовании данного метода, - восприятие и память. Метод проблемного изложения позволяет педагогу учить детей анализировать проблемы, учебные задачи, показывать образцы осу ществления познавательно- исследовательской деятельности. При использовании данного метода получают развитие все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь. Частично поисковый( эвристический) метод характеризуется тем, что педагогом организуется не сообщение, а добывание знаний. Важнейший итог его использования- освоение детьми способов познания. Этот метод предполагает помощь педагога в ситуациях, когда ребенок не может решить ту или иную проблему самостоятельно. Исследовательский метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их добывания, выбором методов познания. Использование данного метода определяет высокую познавательную активность детей, интерес к деятельности, системность и осознанность получаемых знаний. Слайд Еще одной важной составляющей педагогического процесса является самостоятельная деятельность детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Слайд Активные методы обучения- это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний. Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Важным условием эффективности использования активных методов, решения задач поддержки процессов развития дошкольников, является увеличение доли самостоятельности детей при осуществлении различных видов деятельности. Педагогу необходимо уметь не только правильно выбирать методы обучения( воспитания) , но и обеспечивать соответствующий зоне ближайшего развития ребенка уровень сложности заданий, ситуаций, в которые погружаются дети. В методах обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения, воспитания, развития дошкольнико в. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета их практической реализации, которую обеспечивают методы. Именно методы задают логику работы педагогической системы. Слайд Таким образом, выбор активных методов организации детских видов деятельности позволяет обеспечить субъектную позицию ребенка в образовательном процессе, поддержать и апмлифицировать естественный ход развития психических процессов, коммуникативных способностей, личностного становления. Основой для применения педагогом активных методов обучения становится использование ситуативного, личностно- ориентированного, деятельностного подходов. Конструирование личностно ориентированных образовательных ситуаций( далее- JIOOC) позволяет решить важнейшие задачи, выделенные ФГОС дошкольного образования: Слайд С оздание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»- является главным условием решения данной задачи обеспечиваемый в рамках JIOOC. Слайд Очевидно, что для решения актуальных задач дошкольного образования образовательная ситуация как единица педагогического процесса должна быть особым образом сконструирована. Педагогу необходимо сформулировать не толь ко задачи передачи знаний, но и определить вид личностного опыта, который должны приобрести дети; 1. осуществить выбор личностно значимых содержания и форм работы, способных заинтересовать детей, побудить их к принятию цели деятельности, поиску путей ее достижения; 2. выявить мотивационные основы всей предстоящей работы и отдельных ее этапов, мотивы включения в деятельность отдельных детей; 3. установить способы прио бретения детьми опыта и логику при помощи «открытия » себя в определенных видах деятельности. Слайд Структурной основой образовательной ситуации и мотивационной основой познавательно- исследовательской, игровой, изобразительной деятельности дошкольников должна стать образовательная задача. В отличие от работы по решению практических задач, основная цель деятельности детей в рамках образовательных задач заключается в «усвоении общих способов выделения свой ств пр едметов или явлений» и в «решении определенного класса конкретно- практических задач». Слайд При этом не всякая образовательная задача может стать центральным звеном образовательной деятельности, а лишь такая задача, которая содержит в себе образовательную проблему. Конструирование различных форм организации детских видов деятельности на основе проблемного подхода позволяет создать условия для усвоения культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями, актуализировать индивидуальный жизненный опыт детей, повысить личностную значимость познавательно- исследовательской деятельности. Слайд Формулировка образовательной проблемы, создание проблемной ситуации- наиболее сложный и ответственный момент конструирования ЛООС. A. M. Матюшкин сформулировал следующие требования к проблемным ситуациям: решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого; проблема должна соо тветствовать учебной информации которую, познает обучаемый, а также уже имеющейся у него ин формации; формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений; проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении; проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся; в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с данной проблемой( актуализации освоенных ранее и получении новых знаний, умений) ; проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения; в основе проблемной ситуации должно лежать противоречие. Слайд Именно с противоречия, с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, по словам C. JI. Рубинштейна, обычно начинается мышление. Для того, чтобы стать пусковым механизмом, исходной точкой мыслительного процесса, противоречие, лежащие в основе проблемы и должно быть доступно пониманию детей. Проблемная ситуация должна создаваться с учетом реальных противоречий, значим ых для дошкольников. В основу образовательной проблемы, предлагаемой вниманию детей старшего дошкольного возраста, могут быть положены различны е противоречия и несоответствия. Именно стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, «включающим» детскую активность. Среди других мощных стимулов включения детей в работу, внутренних психологических источников мотивации можно выделить познавательную потребность, стремление помочь персонажу( или другому человеку) , интерес к способу действия, потребность в самовыражении и самореализации, в самопознании и саморазвитии, в социальном признании. Таким образом, при конструировании проблемной ситуации необходимо учитывать не только общепринятые требования к ее структуре, способам ее моделирования, не только сегодняшние задачи обучения, но и особенности, возможности, интересы и потребности детей. В этом случае результатом разрешения проблемы, помимо новых знаний, навыков, компетенций, становятся личностные новообразования. Слайд Проблемная ситуация носит объективно- субъективный характер. Она вытекает из логики изучения образовательной области и отражает объективные противоречия в его содержании или субъективное восприятие информации ребенком( т. е. возникновение проблемной ситуации невозможно вне субъекта мышления- человека) . При создании проблемной ситуации педагогу необходимо так сформулировать проблему, чтобы в процессе ее разрешения были достигнуты и цели детей( помочь персонажу, найти ответ на проблемный вопрос, решить практическую задачу, выявить закономерность, выполнить творческую работу и т. д. ) , и программные задачи. Таким образом, проблема должна вбирать в себя и переносить в область интересов детей программные задачи, обеспечивать педагогу возможность решать их через то, чего хотят воспитанники( цель детей) . Слайд

Оставить комментарий: