a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Лексическая тема "Домашние животные"

Опубликовано: 2016-10-11 14:41:06

Документы для скачивания

Лексическая тема ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ животное кошка кот котенок собака пес щенок корова бык теленок лошадь конь жеребенок мул осел ишак осленок овца баран ягненок свинья поросенок верблюд олень як кролик лама буйвол скот части тела голова шея туловище холка рот пасть ухо глаз борода грива рог усы нога лапа копыто коготь хвост шкура место проживания двор клетка конура сарай ферма коровник конюшня ипподром конезавод свинарник овчарня загон вольер пастбище выгон навес луг горы высокогорье пустыня тундра профессии фермер скотник свинарка телятница доярка овчар чабан конюх пахарь жокей пастух оленевод погонщик жокей пастух оленевод погонщик отношение человека забота уход любовь радость ответственность ласка терпение доброта внимательность дружба преданность привязанность верность привычка прочие слова молоко мясо сало жир щетина кожа шерсть пух охрана поиск стадо отара табун кличка порода скакун голоса животных хрюканье мычание ржание рык блеяние меканье лай имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ жвачный домашний молочный мясной копытный ездовой гужевой верховой каракулевый горбатый меховой сторожевой охотничий пожарный декоративный розыскной служебный породистый крупный худой бодливый лохматый шелковистый курчавый густой пушистый теплый мягкий шершавый гладкий кудрявый смирный ушастый послушный грациозный ловкий выносливый забавный смешной ласковый верный доверчивый кошачий собачий коровий лошадиный олений козий верблюжий кроличий свиной овечий фермерский хозяйский мычащая хрюкающий накормленный свисающий торчащий ласкающий угнанный запряженный резвившийся ускакавший ГЛАГОЛ мяукать мурлыкать мычать ржать блеять лаять хрюкать мекать визжать жмуриться бегать резвиться скакать валяться рыть выпускать обмахиваться пастись жевать пережевывать грызть лакать пить охранять ласкаться дружить лизать заботиться доить запрягать дрессировать накормить напоить приручить приласкать выпустить НАРЕЧИЕ вскачь рысью трусцой верхом галопом ласково заботливо постоянно всегда лениво бесшумно радостно тихонько украдкой Психогимнастика ■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧ Е- СКОГО СОСТОЯНИЯ Выразите мимикой и жестами отношение разных л ю- дей к животным: хозяин косит траву для коров, забот- ливый конюх чистит и причесывает коня, хозяйка нали- вает молоко в миску для котенка. Выразите состояние хозяйки, у которой пропала собака, кошка или коза. ■ ОБРАЗНО- ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ Изобразите ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка, поросенка, валяющегося в грязи, и верблюда, идущего по пустыне. Представьте и покаж и- те мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки. ■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ «Кошка и мышка». Изобразите мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Покажите хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку. «На лугу». Изобразите животных, пасущихся на лугу. «Мы едем, едем, едем». ( Имитация езды на разных животных. ) ■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВ О- РЕНИЙ КОНИ Скачут кони по полям. Ох и весело коням. А. Ахундова ЕЖИК И БЫЧОК Встретил ежика бычок И лизнул его в бочок. Но, лизнув его, бычок Уколол свой язычок. А колючий еж смеется: — В рот не суй что попадется! А. Воронько ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ Плачет киска в коридоре, У нее большое горе: Злые люди бедной киске Н е дают украсть сосиски. Б. Заходер Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением Выполняйте действия и движения пальчиками и руками в соответствии со смыслом текстов. Идет коза рогатая. ( Вытягиваем указательный палец и мизинчик так, чтобы получились «рожки». ) Глазками — хлоп, хлоп. ( Кисти рук сжимаем и ра з- жимаем. ) Ножками — топ, топ. ( Средний и безымянный пальцы « б е- гут» по столу, а указательный и мизинец — вытянуты. ) Кто каши не ест? Молока не пьет? Забодаю, забодаю! СОБАЧКА Вот собачка Жучка, хвостик закорючкой. ( Поднять большой палец вверх — это Жучкино ухо. Остальные четыре пальца сложить вместе — это собачья морда. Ритмично опускать и поднимать мизинчик — Жучкин рот открывается и закрывается. ) КОШЕЧКА Вот серенькая кошечка села на окошечко. ( Сжать пальцы в кулачок, чуть- чуть приподняв мизинчик и ук а- зательный пальчик. ) Формирование лексико- грамматического строя речи ■ Синонимы Назовите слова, близкие по значению, — «слова- приятели». дружба — верность, преданность, привязанность домашние животные — четвероногие, скот рот — пасть собака — пес, дворняжка конь — скакун ехать быстро — мчаться, гнать, мчать, скакать, нестись ехать медленно — тянуться, тащиться поехать — покатиться, помчаться, понестись, покатить ■ АНТОНИМЫ Назовите слова, против оположные по значению, — «слова- неприятели». верность — предательство ласка — грубость пушистый — гладкий бородатый — безбородый злобный — добродушный запрягать — распрягать рогатый — безрогий сердитый — ласковый послушный — озорной быстрый — медлительный ускакать — прискакать галопом — трусцой быстро — лениво зло — ласково Формирование лексико- грамматического строя речи ■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в ро д- ственных словах? корм, кормилец, кормовая, кормить, кормящий корова, коровушка, коровник, коровий собака, собаковод, собачий ферма, фермер, фермерский СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК Составьте новые слова. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ Скажите по- другому. кот — котик, коток, котище лошадь — лошадка, лошадушка хвост — хвостик, хвостище собака — собачка, собачонка корова — коровка, коровушка шерсть — шерстка рыжий — рыженький мягкий — мягонький пушистый — пушистенький пестрый — пестренький ■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ Составьте новое слово из двух. питаются молоком — млекопитающие поить водой — водопой( тащит) тяжелый воз — тяжеловоз( конь) четыре ноги — четвероногие траву едят — травоядные два горба — двугорбый( верблюд) быстрые ноги — быстроногий острые глаза — остроглазый гладкая шерсть — гладкошерстный дружбу любит — дружелюбный СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ Имя существительное ■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВ И- ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ «Один — много». один котенок — котята — много котят один верблюжонок — верблюжата — много верблюжат один баран — бараны — много баранов одна лошадь — лошади — много лошадей одна корова — коровы — много коров одна овца — овцы — много овец одна лама — ламы — много лам одно животное — животные — много животных Ответьте на вопросы. Без чего не бывают лошади? ( Без гривы, ног, копыт. ) А кошки? ( Без острых когтей, зубов. ) А верблюды? ( Без горбов. ) А кролики? ( Без длинных ушей. ) ■ ПРЕДЛОЖНО- ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Сочините чистоговорки со словом кот. От- от- от, у нас в доме живет( кот) . Та- та- та, очень любим мы( кота) . Ту- ту- ту, молочка дадим( коту) . Та- та- та, прячьтесь, мышки, от( кота) . Том- том- том, поиграем мы с( котом) . Те- те- те, мечтает друг мой о( коте) . Сочините чистоговорки со словами собака, щенок, баран, овца. Ответьте на вопросы. Чем кормят домашних животных? корову — травой( летом) , сеном( зимой) лошадь — травой, сеном и овсом козу — травой, сеном и молодыми ветками овцу — травой и сеном верблюда — верблюжьими колючками свинью — клубнями и листьями растений кролика — капустой, картошкой и ботвой собаку — мясом с косточкой кошку — молоком, рыбой и сосиской За кем ухаживают люди данных профессий? конюх — за лошадьми чабан — за овцами свинарка — за свиньями оленевод — за оленями погонщик — за верблюдами Кто чем защищается? лошадь — копытами корова, бык, козел, олень — рогами кошка — когтями собака — зубами баран — лбом и рогами Исправьте ошибку. Ваня убегает от( собаку) . Галя гуляет с( собака. ) Хозяева заботятся о( собаке, кошки, лошадь, козе) . Хозяйка ухаживает за( корова) , конюх — за( лошадь) , свинарка — за( свинья) . Летом надо накосить травы для( корова, коза, конь) . Трудно в деревне прожить без( корову, козу, лошадь) . Дети поют песенки про( кошки, коровы, лошадки) . РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Ответьте на вопросы. О каких домашних животных можно сказать мой, твой, наш, ее, его? ( Котенок, щенок, пес. ) О каких домашних животных можно сказать моя, твоя, наша? ( Корова, лошадь, овца, кошка. ) Я скажу мое, твое, наше, а ты подбери слова. ( Седло, животное. ) Мои, твои, наши, их( котята, лошади, ягнята) . ■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ Сосчитайте, сколько рогов у коровы. Сколько ног у лошади? Сосчитайте детенышей животных. два( теленка) , пять( телят) три( щенка) , пять( щенков) четыре( поросенка) , шесть( поросят) два( крольчонка) , пять( крольчат) Придумайте загадку- описание «Угадай, кто я». лохматый, бодливый, рогатый, упрямый( козленок) маленький, кудрявый, слабенький( ягненок) бодливая, рогатая, крупная, черная, смирная( корова) пушистая, игривая, ласковая, полосатая( кошка) Скажите по- другому. Корова мычит. ( Мычащая корова. ) Пес лает. ( Лающий пес. ) Жеребенок резвится. ( Резвящийся жеребенок. ) Кошка мяукает. ( Мяукающая кошка. ) Имя прилагательное Подберите нужные слова. Какой бывает конь? ( Ретивый, быстроногий, ездовой, грациозный, выносливый, сильный, стройный. ) Какая бывает собака? ( Умная, породистая, дворовая, служебная, ласковая, охотничья, бездомная. ) Какие бывают кошки? ( Пушистые, сиамские, ласк о- вые, рыжие, полосатые. ) Какое бывает молоко? ( Коровье, козье, парное, белое, кипяченое, кислое, жидкое, сгущенное, холодное. ) Ответьте на вопросы. Кто крупнее — лошадь или корова? Что гуще — щетинка у поросенка или шерсть у ко з- ленка? Чья шерстка пушистее — кроличья или кошачья? В какой шапке теплее — в меховой кроличьей или в шерстяной вязаной? Чья походка мягче — походка собаки или кошки? У кого шерстка кудрявее — у козы или у барашка? Кто послушнее — коза или лошадь? Глагол ■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМ Е- НАМ Неопределе н- ная форма Единственное и множес т- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время мяукать мяукает, - ю т мяукал будет мяукать мурлыкать мурлычет, - у т мурлыкал будет мурлыкать мычать мычит, - а т мычал будет мычать ржать ржет, - у т ржал будет ржать лаять лает, - ю т лаял будет лаять хрюкать хрюкает, - ю т хрюкал будет хрюкать ■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ Неопределенная форма Прошедшее время Будущее время ускакать ускакал ускачет, - у т накормить накормил накормит, - я т напоить напоил напоит, - я т позаботиться позаботился позаботится, - я тся приласкать приласкал приласкает, - ю т Ответьте на вопросы. Что делает собака? ( Лает, сторожит, охраняет, грызет, ласкается, дружит, лижет. ) Что делала кошка? ( Царапалась, лакала, мурлыкала, жмурилась, лизала, бегала, резвилась. ) Что делают с молоком? ( Охлаждают, процеживают, кипятят, пьют, квасят, разливают, наливают. ) Что будем делать с лошадью? ( Запрягать, распрягать, поить, кормить, объезжать. ) Что сделает хозяин со своими животными? ( Накормит, напоит, позаботится, приласкает. ) Загадайте желание. Я хочу, чтобы у меня. . . ( моя мне. . . ) . ■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ Говорите и выполняйте. Что я делаю? ( Я пасу, кормлю, пою. ) Что мы делаем? ( Мы пасем, кормим, поим. ) Что ты делаешь? ( Ты пасешь, кормишь, поишь. ) Скажите обо мне, что я делаю. ( Вы пасете, кормите, поите. ) Скажите, что делает Оля или Коля. ( О н( - а) пасет, кор- мит, поит. ) Что они делают? ( Они пасут, кормят, поят. ) ■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ Придумайте просьбы, пожелания, советы. Не подходите к чужой собаке! Подойдите к собаке. Налейте молока кошке. Накосите травы. Заготовьте корове сена. Поскачите на лошадке. Подо и- те корову. Прогоните козу с огорода! Позаботьтесь о своих пи томцах! СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ Исключите лишнее слово. Лошадь помчалась( вскачь, галопом, рысью, верхом) . Животных кормят( част о, редко, досыта, всегда, регу лярно, заботливо) . Кошка схватила добычу( цепко, ловко, намертво, бе с- шумно, лениво) . Игры со звуками, буквами и словами( Задания выполняются с использованием наглядного материала. ) Назовите первый и последний звук в словах жеребенок, кот, баран, буйвол, скакун. Какие это звуки? ( Твердые согласные звуки. ) В каких названиях животных звук к слышится в на чале и в конце слов? ( Кролик, котенок, козлик, козле нок, котик. ) В каких названиях животных звук к слышится в кон це слова? ( Як, теленок, верблюжонок, ягненок, щенок, жеребенок, поросенок. ) В названиях каких животных есть звук р? ( Корова, баран, верблюд, кролик, поросенок. ) Угадайте названия домашних животных по первому и последнему звуку. В слове первый звук к, последний — а. ( Корова. ) В названии животного первый звук к, послед ний — н' . ( Конь. ) В слове первый звук т' , последний — к. ( Теленок. ) Угадайте слово. В слове есть два согласных звука б, к. Кто это? ( Бык. ) В слове есть согласные звуки к, т. Кто это? ( Кот. ) В слове есть согласные звуки л' , н' . ( Олень. ) Какое слово я задумала? В слове есть один гласный звук о. ( Конь. ) В слове два гласных звука о, ы. ( Козы. ) Составьте название животного из первых звуков задан ных слов корова, ослик, трава. ( Кот. ) Игры со звуками, буквами и словами( Задания выполняются с использованием наглядного материала. ) Какая буква «заблудилась» в этих словах: кушка, обца, тенок, бролик, добака, нонь? Вставьте пропущенные гласные буквы в слова, обозна чающие части тела животных: к. . . п ыта, ш. . . рсть, р. . . га, гр. . . ва, хв. . . ст, . . . ши. Замените в словах корона, рама, бок, мошка, рота один звук( букву) . Какие новые слова получатся? ( Коро ва, лама, бык, кошка, рога. ) Дополните слог ко, чтобы получились слова из трех, четырех, пяти, шести и семи звуков( букв) . ( Кот, кони, кошка, корова, котенок. ) Назовите слова — названия животных, которые со стоят из одного, двух, трех и четырех слогов. ( Кот, бык, як; кош- ка, свинь- я, о- сел, ба- ран; яг- не- нок, о- веч- ка; же- ре- бе- нок, верб- лю- жо- нок, по- ро- се- нок. ) Составьте слова из перепутанных слогов: шадь- ло, ро ко- ва, ле- нок- те, жо- нок- верб- лю, лик- кро, ца- ов. «Слово в слове». Найдите коротенькие слова в словах собака( бак, сок, коса, бокс) , баран( бар, рана, ара) , корова( ров, вор, кора) . Развитие познавательных процессов( Задания выполняются с использованием наглядного материала. ) ■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ Игра «Чудесный мешочек». Узнайте на ощупь игру шечных животных. Сравните изделия, изготовленные из шерсти или меха домашних животных. Какие варежки самые теплые, са мые мягкие? У кого из домашних животных шерстка самая пуши стая и самая мягкая? Какого цвета шерстка у котят, щенков, теленка, кро лика и других животных? Геометрическая мозаика. Составление фигурок домаш них животных( котенка, собачки, кролика) из геометри ческих фигур( круга, овала, прямоугольника и треуголь ников) . Игра «Большие — маленькие». Разложите карточки с изображением домашних животных в две стопки. Кто самый высокий? Кто самый низкий? Игра «Детеныш домашних животных». Ответьте на вопросы. Кто больше — котенок или щенок? Кто выше — жеребенок или поросенок? Кто ниже — теленок или вер блюжонок? Чей детеныш выше всех? Чей детеныш ниже всех? Чей детеныш самый большой? У кого из домашних животных самый маленький детеныш? Выполнение инструкций, направленных на понимание пространственных отношений( на материале игрушек или рисунков) . Поставьте теленка слева от коровы, жеребен ка за лошадью, а верблюжонка перед лошадью. Расставь те животных так, чтобы котенок оказался между щен ком и козленком. Работа с картинками. ■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ Внимательно слушайте и быстро отвечайте. Называются два слова: коза, лошадь. Кого прогоняют, а кого погоняют? ( Козу прогоняют, лошадь погоняют. ) Теленок, корова. Кого поят, а кого доят? Собака, кошка. Кто кусается, а кто ласкается? Кот, пес. Кто усатый, а кто лохматый? Козел, верблюд. Кто рогатый, а кто горбатый? Кролик, поросенок. Чей хвостик похож на комок, чей нос похож на пятачок? ■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Кто знает, пусть продолжает. Я знаю таких домашних животных: собака. . . Послушайте, запомните и повторите слова котенок, козленок, теленок, жеребенок. Послушайте слова еще раз: котенок, теленок, козле нок, жеребенок, ягненок. Какое новое слово появилось? Послушайте, запомните и повторите слова лошадь, корова, свинья, овца, кошка, собака. Послушайте слова еще раз: корова, свинья, овца, кош ка, собака. Какого слова не хватает? Что изменилось? Между кем стоял теленок? Кто стоял справа от него, кто — слева? Кто стоит посередине? Где оказался теле нок? ( Задания варьируются. ) ■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Назовите правильно детенышей животных. у коровы — теленок у лошади — жеребенок у козы — козленок у верблюдицы — верблюжонок Кто больше запомнил названий детенышей животных? Посмотрите и запомните. Дети рассматривают и называют животных, изобра женных на картинках: теленка, котенка, жеребенка, вер блюжонка, ягненка. Затем картинки переворачиваются. Дети угадывают, какое животное изображено на перевер нутой картинке. Сколько животных вы запомнили? Кто знает, пусть продолжает. Подобрать слова, обозначающие действия, к названи ям животных: собака, кошка, свинья, лошадь. Что дела ет собака? ( Лает, кусает, рычит, грызет, спит, охраняет, сторожит, спасает, ласкается, дружит и т. д. ) Какое слово не подходит? Собака лает, пасется, рычит, охраняет. Корова мычит, бодается, пасется, кусается. Лошадь скачет, несется, хрюкает, лягается. ■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ «Четвертый лишний». Какое из этих животных нельзя назвать домашним? кошка, кролик, заяц, коза собака, волк, коза, свинья корова, лось, лошадь, осел Скажите, есть ли что- нибудь общее у этих предметов. Лошадь и верблюд. ( На них можно перевозить грузы. ) Корова и коза? ( Они дают молоко. ) Коза, кролик и як. ( Они покрыты пушистой шерстью, которую люди используют для изготовления одежды. ) Собака и замок? ( Не пускают в дом чужих людей. ) Табурет и лошадь? ( На них можно сидеть. ) Кошка и табурет? ( Они имеют по четыре ножки. ) Чем они отличаются? Найдите предмету пару. сметана варежка дубленка кисточка одеяло шапочка валенки верблюд свинья овца корова кролик арба воз сани нарты лошадь осел собака олень овес сено капуста косточка молоко корова коза собака кошка лошадь РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Составьте логические цепочки со словами. корова, ведро, стакан, молоко, доярка луг, трава, пастух, стадо, утро Игра «Бывает — не бывает». Корова съела мышку. Корове дали сена. Волк убежал от овцы. Волк напал на овцу. Баран погнался за волком. Верблюд шагает по пустыне. Верблюда запрягли в сани. Лошадь питается колючками. Лошадь ест овес. «Можно — нельзя». Можно ли доить собаку? Можно ли ездить на свинье? Можно ли запрячь собаку? Можно ли стричь овцу? Мож но ли прокатиться на лошади? Можно ли запрячь ло шадь в нарты? Можно ли доить корову? Можно ли дер жать в доме кошку? Можно ли держать в доме козу? Придумайте подобные предложения. ■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Придумайте смешные, страшные, радостные и грустные диа логи между животными. Грустный диалог между Котенком и Щенком. Котенок: «Пожалейте меня, бедного и несчастного. Хозяйка выгнала меня из дома». Щенок: «Что ты натворил? За что тебя выгнали? » Котенок: «Я стащил сосиску со стола». Продолжите диалог. Что ему ответил Щенок? Чем за кончилась эта история? Диалог между Лошадью и Коровой. Лошадь: «Наконец- то выпал снег! Теперь меня запря гут в сани. Мне так легко их тянуть, не то что телегу по грязи». Корова: «А мне зима не нравится. Стою целый день в стойле. Скучно. . . » О чем поведал Котенок своему другу Щенку? Чему учат мамы- животные своих детенышей? Что говорит Кош ка своему Котенку, принеся ему мышонка? Чем хваста лись друг перед другом Поросенок и Теленок, Жеребе нок и Верблюжонок? Сочините чистоговорк и- «смешинки». Бака- бака- бака, в конуре живет( собака) . Енок- енок- енок, пьет молоко( теленок) . Люд- люд- люд, бредет по пустыне( верблюд) . Сочините чистоговорку- небылицу. Люд- люд- люд, в гости к нам пришел( верблюд) . Люд- люд- люд, в кресло наше сел( верблюд) . Люд- люд- люд, съешь пирожное, ( верблюд) ! Люд- люд- люд, пел нам песенки( верблюд) . Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Домашние животные». Составьте мини- диалоги. Почему корову, лошадь, козу, свинью, овцу и кроли ка называют домашними животными? ( Эти животные обитают вблизи людей и приносят им большую пользу. Люди ухаживают за ними, проявляют заботу: кормят, поят, строят специальное жилье — клетки, сараи, заго ны, коровники, конюшни и т. д. ) Каких еще животных можно назвать домашними? ( Верблюда, осла, оленя, кошку, собаку и яка. ) Чем по хожи домашние животные? Чем они отличаются от до машних птиц? Какую заботу проявляют люди о домашних животных? ( Люди запасают для них корм, выгоняют пастись на па стбище, следят, чтобы у животных была вода, чистят помещения и самих животных. ) Смогут ли выжить до машние животные без помощи человека? Что с ними может случиться? Болеют ли домашние животные? Кто лечит больных домашних животных? ( Врач- ветеринар. ) Для чего люди держат собак? Где можно использовать служебных собак? ( Собаки несут службу на границе, по могают разыскивать преступников, охраняют склады и другие помещения, помогают пасти домашний скот, их запрягают в упряжки и ездят на Севере и т. д. ) Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Домашние животные». Составьте мини- диалоги. Какие существуют породы собак? ( Декоративные: пудель, пин чер, болонка, шпиц; охотничьи: лайка, гончая, русская псовая борзая, сеттер, пойнтер, спаниель, такса, фоксте рьер; служебные: овчарка, сенбернар, дог, ротвейлер, во долаз, колли, боксер, бульдог и др. ) Для чего нужны служебные, охотничьи и декоративные собаки? Чем от личаются породы собак? ( Формой и размером головы, ушей, туловища, длиной и цветом шерсти. ) Для чего нужны людям коты? Какие бывают коты? ( Ангорские, персидские, сибирские и сиамские. ) Кто из домашних животных дает людям молоко? ( Ко рова, коза, верблюдица, кобылица. ) На каких домашних животных можно ездить? ( На лошадях, ослах, верблю дах, оленях, собаках и яках. ) Кого запрягают в сани и телегу? Кого можно запрячь в арбу? Почему осла нельзя запрячь в сани? Как перевозят грузы на верблюдах? Где люди ездят на собаках и оленях? Почему люди исполь зуют для перевозки грузов в пустыне верблюдов, а не других животных? Чем покрыто тело животных? Какая шерсть бывает у животных? Для чего людям нужна шерсть? Каких жи вотных можно стричь? ( Люди стригут овец, яков, верб людов, коз и некоторых собак. ) Что можно изготовить из щетины свиней? ( Кисти для покраски и рисования, зуб ные щетки и помазки для бритья. ) Что можно пригото вить из мяса животных? Какие мясные продукты вы любите? Что можно приготовить из молока? Какие мо лочные продукты вы любите? Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Домашние животные». Составьте мини- диалоги. Чем люди кормят домашних животных? Кому запаса ют сено? В какое время года домашних животных кор мят сеном, а в какое — травой? Кому сушат ветки? Ка кие животные пасутся в стаде? ( Коровы. ) Кого собирают в отары? ( Овец. ) Каких животных гонят табуном? ( Ло шадей. ) Кто ходит караваном? ( Верблюды. ) Всегда ли животные жили рядом с людьми? ( Не все гда. Очень давно человек приручил диких зверей, и они стали домашними животными. ) Почему людям трудно обходиться без домашних жи вотных? Какую одежду и обувь изготавливают люди из шерсти и кожи? Что шьют из кожи? Что делают из шер сти домашних животных? Как люди относятся к домашним животным? Как нуж но обращаться с котенком и щенком? Почему говорят: «Корова — кормилица», «кошка — охотница», «собака — друг человека»? Как относятся животные к своим хозя евам? Какими должны быть хозяева? Есть ли у вас дома животные? Как вы заботитесь о них? Как животные могут оказаться бездомными? Поче му нельзя трогать на улице незнакомых животных? Чем опасны бездомные животные? Какими болезнями можно от них заразиться? Что надо делать, чтобы не было без домных животных Развитие диалогической речи Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Домашние животные». Составьте мини- диалоги. У кого из домашних животных есть рога? У каких жи вотных есть копыта? У кого есть лапы? Чем отличаются лапы от копыт? ( На лапах кошек и собак есть мягкие подушечки и когти, а копыта лошадей и других жи вотных — это твердые кости. ) Зачем лошадям ставят под ковы? ( Чтобы они не сбивали копыта. ) Зачем корове и лошади такой длинный хвост? ( Чтобы отгонять мух. ) За чем верблюду ресницы? ( Чтобы песок не попадал в глаза. ) Как называются места проживания коров? ( Сарай, ко ровник, пастбище, загон, стойло и т. д. ) Как называются помещения, в которых живут лошади? ( Конюшня, коне завод. ) Куда загоняют овец на ночь? ( В овчарню. ) Какое жилье строят для свиней? ( Свинарники и свинофермы. ) Как называются профессии людей, которые ухаживают за домашними животными? Объясните названия профес сий. Почему их так назвали? Извозчик — занимается извозом, возит людей; пастух — пасет стадо; погонщик — погоняет верблюдов; доярка — доит коров; свинарка — ухаживает за свиньями; оленевод — разводит оленей. Стихи Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите, о чем идет речь в стихотворениях. * * * — Что ты хочешь, кошечка? — Молочка немножечко. — Что ж ты снова грустная? — Молочко невкусное. — Что ты хочешь, кошечка? — Сливочек немножечко. А. Шибицкая ПОТЕШКА — Где ты был, наш белый баран? — На мельнице. — А что там делал? — Муку молол. — А что из муки делал? — Пирог испек. — А кого позвал? — А кого только мог. — А нас не позвал. — Позвать не успел, Пирог весь сам съел. сколько у кошки УШЕЙ? Сколько у кошки ушей? Ну- ка, скажи поскорей. Столько же, сколько и глаз, Ты догадалась тотчас. Сколько у кошки хвостов? Просто прохлопай без слов. Если один только хвост, Будет ответ очень прост. Лапки трудней сосчитать. Сколько их? Три или пять? Столько же ножек у стула. Сколько я пальцев загнула? О. Александрова КОШКА Вы со мной знакомы близко. Я— пр иветливая киска. Кверху — кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. Мя- у! Чистоплотна, аккуратна, Если гладят — мне приятно. Не таю своих привычек: Я люблю мышей и птичек. Мя- у! В темноте я зорко вижу. Понапрасну не обижу. Но дразнить меня опасно: — Я царапаюсь ужасно! Мя- у! В. Стоянов ПОРОСЕНОК ХРЮША Поросенок Хрюша Хвост коту прижал. Кот мяукнул, он не слушал, Дальше побежал. Ну и Хрюша, ну и Хрюша, Кот мяукнул, ты не слушал. Это не годится, Надо извиниться. Жеребенок Жужа Б егал и шалил. Проскакал по луже, Всех друзей облил! Ну и Жужа, ну и Жужа! Всех облил из лужи. Это не годится! Надо извиниться! Р. Алдонина ЛОШАДКА ЗОРЬКА У меня лошадка Зорька, Хорошо живется ей. Каждый день я с ней играю, Каждый день гуляю с ней. Я не бью ее кнутом, Я кормлю ее овсом, Искупаю, оседлаю И скачу на ней верхом. М. Ивенсен БАРАШЕК Подстригается барашек, Не жалеет он кудряшек. Знает: надо подождать, Кудри вырастут опять. ХРЮШКА Растолстела наша хрюшка, Стала толще, чем кадушка. Дайте вместо желудей Хрюшке прыгалку скорей. В. Степанов КОНЬ Гоп! Гоп! Конь живой И с хвостом, и с гривой, Конь качает головой, Вот какой красивый! Я залез на коня И держусь руками. Посмотрите на меня, Я поехал к маме. М. Клокова ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. Барто КОРОВА Ходит- бродит по лужку Рыжая корова. Даст она нам к вечерку Молока парного. Саше, Маше и Маринке — Будет всем по полной крынке. Всем попить достанется И коту останется. О. Высотская ХОЛОДНО Кто мяукнул у дверей? — Открывайте поскорей! Очень холодно зимой. Мурка просится домой. О. Высотская КОЗА В ПАРИКМАХЕРСКОЙ Сбрила бороду девица И надумала завиться. — Причешите под овцу. Это будет мне к лицу. Накрутите мне колечки Точно так, как у овечки, А потом щипцы нагрейте, На рогах концы завейте! В. Берестов СЕРЕНЬКАЯ КОШЕЧКА Серенькая кошечка Села на окошечко, Хвостиком виляла, Деток поджидала. Где ж мои ребятки, Серые котятки? Спать пора ребяткам, Сереньким котяткам. Н. Найденова МОЛОКО ЛЕЧИТ Принесла корова Молока парного. Пью я для здоровья Молоко коровье. Почему такое Молоко парное? Разве даст корова Мне ответ толковый? Съела трав немало. Все перемешала. В, Егоров ТЕЛОЧКА Телочка, телочка, На хвосте метелочка, Розовый ротик, Белый животик, Ножки пестрые, Рожки острые, Мордочка тупая, Глазки умные. И. Сельвинский* * * Кони, кони, как живете? Кони, кони, что жуете? Хорошо пока живем, На лугу траву жуем. Куры, куры, как живете? Куры, куры, что жуете? Хорошо пока живем, Но, простите, не жуем! Мы клюем проворно Н а дорогах зерна. Козы, козы, как живете? Козы, козы, что клюете? Хорошо пока живем, Но, простите, не клюем, А дерем мы поутру С молодых осин кору! Как вы, кролики, живете? Что вы, кролики, дерете? Хорошо пока живем, Но, простите, не дерем, А грызем мы ловко Свежую морковку. Вы, котята, как живете? Вы, котята, что грызете? Хорошо пока живем, Но, простите, не грызем, Пьем мы понемножку Молоко из плошки. В. Степанов БОБИК Вот наш Бобик — Славный пес! Гав! Гав! Белый лобик, Черный нос. Гав! гав! Бобик, Бобик, Лапку дай! Гав! Гав! Сядь на коврик И не лай! Н. Найденова НАШ КОТЕНОК У котенка шерстка гладкая, И она, наверно, сладкая, Потому что Васька рыжий Часто- часто шерстку лижет. Р. Селянин КОШКА Киска к детям подошла, Молочка просила, Молочка просила, «Мяу» говорила. Мяу. . . Мяу. . . Мяу. . . Угостили молочком — Кисонька поела. Кисонька поела, Песенку запела: Мурр. . . Мурр. . . Мурр. . . Н. Френкель ПРО ЗВЕРЯТ Собака Собака — самый верный друг И знает множество наук: Брать след, охотиться, спасать И злых грабителей кусать. Баран Я упрямый, я бодливый, Но зато — неприхотливый. Летом ем одну траву, А зимой живу в хлеву. Верблюд Изо всех возможных блюд В овсе не тянучку — Важно выберет верблюд Вкусную колючку. Козел На лугу козел пасется — Борода его трясется. «Что, рогатый, на уме? » Он в ответ ни « бе- е », ни « ме- е ». Лошадь Ты пасись, моя лошадка, На лугу, где клевер сладкий, Чтоб до нашего плетня В пять минут домчать меня. Н. Стожкова ВЕРБЛЮД Где нет Н и дорог, Ни воды И ни пищи, Пройдет Километр он, И сотню, И тыщи. . . Пройдет Не ропща На жару, На судьбу, Людей и поклажу Таща на горбу. В. Данько ВЕРБЛЮД Вот верблюд — живое чудо! Два горба есть у верблюда. Вдосталь он пока напьется — Может выпить полколодца. Но зато потом в пустыне, Где воды нет и в помине, Может он по много дней Н е тревожиться о ней. Н. Костарев КОШКА Молоко лакала кошка И оставила немножко. «Пусть, — подумала она, — Мышка выпьет все до дна. А я посмотрю. . . » Б. Степанов КТО КЕМ СТАНОВИТСЯ Жил- был маленький щенок. Он подрос, однако, И теперь он не щенок — Взрослая( собака) . Жеребенок с каждым днем П одрастал и стал( конем) . Бык, могучий великан, В детстве был( теленком) . Толстый увалень баран — Толстеньким( ягненком) . Этот важный кот Пушок — Маленьким( котенком) . А отважный петушок — Кро- о- хотным( цыпленком) . А из маленьких гусят В ырастают( утки) . Специально для ребят, Тех, кто любит шутки. А. Шибаев КОШКА — Кошка, как тебя зовут? — Мяу. — Стережешь ты мышку тут? — Мяу. — Мяу, хочешь молочка? — Мяу, мяу, мяу! — А в товарищи — щенка? — Фрр! Фрр! Фрр! Г. Сапгир ЯГНЕНОК Шел ягненок по дорожке, О пенек поранил ножки. Повернулся он неловко И ушиб себе головку, А наткнулся на сучок — Уколол себе бочок. Мы его забинтовали, Мы ему лекарство дали. А ягненок блеет: « Мммэ! Позовите маму мне! » Немецкая песенка Перевод С. Маршака ЗАГАДКА Этот маленький ребенок Спит без простынь и пеленок, Под коричневые ушки Н е кладут ему подушки. У него четыре ножки. Он гуляет без пальто. Он калошки и сапожки Н е наденет ни за что. Не сошьют ему рубашки, Не сошьют ему штанов. Не дадут ему фуражки, Не спекут ему блинов. Он сказать не может: «Мама, есть хочу». А потому Целый день мычит упрямо: « Му! » Это вовсе не ребенок — Это маленький теленок. А. Введенский Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. Ходит в поле Лушка — Позади вертушка, Поперек затылка Костяная вилка. ( Корова) Сама пестрая, ест зеленое, Дает белое. ( Корова) Голодная мычит, сытая жует, Всем ребятам молоко дает. ( Корова) Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. ( Кошка) Я дом сторожу, И поклажу я вожу. И в холод, и в зной Человеку служу. ( Собака) У порога плачет, Коготки прячет, Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет. ( Кошка) Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. По горам, по долам Х одит шуба да кафтан. Домой пригнали, Урожай сняли: Васеньке — валенки, Сестричке — рукавички, Отцу — тулуп, Матери — полушубок. ( Овца) С бородою, а не старик, С рогами, а не бык. Не конь, а брыкается, Доят, а не корова, С пухом, а не птица, Лыко дерет, а лаптей не плетет. Кто это? ( Коза) Загадки Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост — колечком. ( Собака) Сер — да не волк, Длинноух — да не заяц, С копытами — да не лошадь. ( Осел) Кто имеет пятачок, Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца, Ест и пьет он из корытца. Спереди — пятачок, Сзади — крючок. Посередине — спинка, А на ней щетинка. ( Поросенок) Бьет подковой у крыльца, Дожидаясь молодца. — Ты садись скорей в седло, Мы помчимся далеко! ( Конь) Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. ( Верблюд)

Оставить комментарий: