Консультация для родителей «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».Воспитатель ИЗО Носкова М.Ю.

Опубликовано: 17:18:02 12-10-2016

Автор: МБДОУ "Юргамышский детский сад "Улыбка"

  В творчестве каждый ребенок раскрывается как личность, как индивидуальность, проявляя свои неповторимые идеи и представления о мире. Творчество - это

 особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов.

                   В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В процессе предметной деятельности, в том числе рисовании, дошкольники способны выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

          Важное условие в обеспечении творческого подхода в решении изобразительных задач - это необходимость овладеть техникой рисования.  Это достигается через разнообразие способов работы уже с известными красками и карандашами и при использовании новых материалов (цветных восковых мелков, акварели и т.д.), а также при сочетании в одном изображении разных материалов и техник».

      Старший дошкольный возраст характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. Дети старшего дошкольного возраста готовы к фантазиям, экспериментам, к труду.

Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. Для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

              Необходимо упомянуть о том, что развитию творческих способностей содействует характер деятельности: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество педагога и воспитанников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже самого малейшего успеха. Одной из детских творческих деятельностей является изобразительная деятельность и в большей степени рисование.                               

            Рисование приносит много радости дошкольникам, так как в копировании окружающего их мира происходит его изучение. Однако стандартных наборов изобразительных материалов и традиционных способов рисования не достаточно для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. А использование нетрадиционных способов изображения способствуют развитию детской фантазии, воображения, снимает негативные эмоции. В таком свободном творческом процессе, нарушая правила использования некоторых материалов, дошкольники обретают веру в свои собственные силы, обретают внутреннюю гармонию с самим собой и миром. При использовании нетрадиционных техник рисования дети могут не только отражать, что они видят и чувствуют, но и могут познакомиться с разными свойствами и качествами материалов и предметов.

            Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что перед родителями стоит очень ответственная задача – обеспечить благоприятные условия для образования детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, при которых сам ребенок становится субъектом образования. Необходимо воспитывать личность: творческую, трудолюбивую, умеющую выражать свои мысли и чувства не только с помощью слов, но при помощи создания разнообразных творческих работ, что можно увидеть при использовании нетрадиционных техник рисования.                 Научить ребенка добывать знания самому, ставить цель, планировать, добиваться результата, при этом развивая его как многогранную целостную личность.

        Далее хотелось бы рассказать вам о некоторых нетрадиционных техниках рисования, которые могут быть использованы при работе с дошкольниками 6 лет.

Когда начинается осень, в ходе прогулок с детьми в парке, можно собирать упавшие листья деревьев различные по форме, размерам и цвету. На листья наносится гуашь, после чего окрашенной частью кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, в итоге должны получится аккуратные отпечатки .

Техника рисования:

Необходимо взять любой интересный листик. И на чистом листе бумаги хорошо прокрасить красками (лучше всего подходит гуашь). Нельзя при этом оставлять белые части и не прокрашенные края.

Далее нужно положить лист бумаги окрашенной частью вниз на другой лист бумаги, расположить листок так, чтобы черенок смотрел вниз и плотно прижать, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратным образом взять листок за черенок и медленно плавно постепенно отклеивать его с альбомного листа.

Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатать их в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.

Когда изображение наполнится отпечатками листьев, с помощью кисти дорисовываются стволы деревьев, а отпечатавшиеся прожилки будут напоминать веточки в цветной кроне.

Суть метода в следующем: нужно взять любой подходящий предмет, например, таким предметом может стать ватная палочка. Далее необходимо опустить ватную палочку в краску и точными движениями от верхней части к нижней делать тычки по альбомному листу. Палочка должна оставить многих отпечатков. Формы отпечатков могут быть самыми разными, это зависит от выбранного предмета. Если тычки делать по определенным линиям, например, если есть готовый контур и внутри него, изображаемый объект станет интересней неоднородным по фактуре. Этот метод подходит для рисования падающего снега, можно украсить готовый рисунок интересным орнаментом и многое другое.

Техника рисования:

Берем гуашь зеленого цвета, рисуем главную ветку и несколько коротких боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке.

На коротких веточках по бокам зеленым цветом необходимо изобразить тонкие исходящие веточки для цветочков.

С помощью ватной палочки, которую нужно опустить в желтый цвет, рисуем желтые серединки у маленьких цветов на конце коротких тонких черенков.

Белым цветом гуаши делаются лепестки – маленькими горошинами вокруг желтой серединки. Таким же образом выполняются несколько гроздьев черемухи на основной ветке.

Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик.

Техника основано на обычной кляксе, которая потом дорисовывается, в соответствии с фантазией ребенка, с целью получения готового рисунка. Цель - создать похожесть на какой-либо предмет, с помощью дорисовки.

Ребенку понравится, то, что на этот раз за кляксы на листах его никто не будет ругать, а наоборот поощрят. Можно использовать разные основы для клякс - начиная от пасты ручки и заканчивая цветными красками. На одну сторону листа капается краска, потом он прижимается к другой стороне листа и получаются кляксы. Ребенок смотря на кляксу должен включить фантазию и представить, что же тут может быть изображено и чего не хватает. Можно использовать разные цвета.

Нужно капнуть краску на лист бумаги, а потом с помощью трубочки раздуть его по листу, чтобы получится узор, который опять же можно потом дополнить деталями. Таким способом можно нарисовать, например, дерево. Сначала мы рисуем его ствол, потом капаем каплю и раздуваем и дерево раскрывается листьями, дольше можно продолжить другими цветами.

Это имитация зеркального отражения. На одной стороне листа рисуется пейзаж, потом лист сворачивается и проглаживается, благодаря чему рисунок отпечатывается на другой половине. Потом отпечаток дорисовывается и получается зеркальное отображение.

Как пример можно нарисовать пейзаж состоящий из деревьев, гор, дома и неба. Потом лист складывается и сильно прижимается. Рисунок отпечатывается. Его мы освежаем слоем красок.

Можно использовать также кусочек мыла или же восковой мел. Рисуются контуры, а сверху все закрашивается краской. В итоге контуры как бы проступают.

Сначала мы рисуем контуры мелом восковым, потом сверху наносим краску, она скатывается и образует причудливые узоры. Предварительно нужно контуры промазать клеем ПВА, чтобы не дать растечься краскам.

Пример витража:

Можно расчертить лист и промазать границы клеем. Каждое получившееся окошко закрасить разным цветом, получится подобие витража.

Различные каракули, изображенные на листе, также развивают воображение. Их можно дорисовывать до готового объекта. Изначально ребенку лучше дать элементы знакомых объектов.

Этот способ рисования развивает графическое видение ребенка. Ему нужно представить из каких геометрических фигур может состоять тот или иной предмет, а потом с помощью шаблона геометрических фигур изобразить задуманный предмет. Потом можно раскрасить.

Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили.

Техника рисования:

Предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды.

Техника рисования: опустить нитку в краску, отжать ее. Затем на листе бумаги выкладывается из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывается другой лист, прижимая, придерживается рукой. Затем вытянуть нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Техника рисования: смачить бумагу водой с помощью губки, затем нарисовать на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Техника рисования: опустить в гуашь ладошку (всю кисть) или окрасить ее с помощью кисточки (с пяти лет) Сделать отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

       Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей!

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: