a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игровая сказкотерапия как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников.

Автор: Клаптюх Ирина Леонидовна Опубликовано: 2014-06-30 14:44:26

Документы для скачивания

      Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания.

      Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности  среди детей, бродяжничеству, наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению,  к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.

      Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. При этом достойная духовно – нравственная позиция личности не может быть избирательной, ограниченной одной или несколькими сферами, она должна проявляться всегда и везде.

       Российское общество только «нащупывает» утраченные ранее действительно ценностные ориентиры своего духовно – нравственного развития, начинает постепенно формировать, выращивать хрупкие ростки подлинной духовной культуры, восстанавливать в своём сознании и бытие забытые национальные традиции народа, действительно и всё более эффективно бороться с пропагандой насилия, безнравственности и бессовестности.

       Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет использование новых технологий духовно – нравственного воспитания. Такой технологией является игровая сказкотерапия О.А.Шороховой, которую третий год использую в работе с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы.

       Общеизвестно, что возраст от трёх до шести – это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагоги  - практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

      Другая причина необходимости духовно – нравственного воспитания детей заключена в проблеме раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. Результат – эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он – безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно – нравственного порядка. Желание и стремление добиться успеха любой ценой становиться для него жизненным ориентиром, которому он подчиняет своё время, силы, способности и всего себя без остатка.

       Особенность применения данной программы в логопедических группах состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотой и связной речью. Сказкотерапия  - интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний; которая используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Как это возможно?

      Во – первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира.

      Во – вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая как контакт  с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействия с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.   

       В – третьих, в сказке отсутствует прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

        В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.

        1.Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

        2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов  - через обоснование собственной точки зрения в речи – доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

        3.Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо – ритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

         4.Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к пониманию эмоций других и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

          5.Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных  героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре – драматизации.

          6.Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

        Работа по игровой сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссёрская игра, комментирование, изодеятельность, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

       В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками.

       1. Познавательно – аффективная ориентировка.

       Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

        Игровые приёмы: словесная режиссёрская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

         2.Словесное комментирование – эмоционально – аффективных ситуаций.

         Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развёрнутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.

         Игровые приёмы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.

         3.Выражение замещающей потребности.

         Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх  - фантазиях по сказке.

         Игровые приёмы: для старшего дошкольного возраста – фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.

         Игровые методы и приёмы используются в определённой последовательности.

         Словесная режиссерская игра.

         Данный метод преследует три основные задачи.

  1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.
  2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
  3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.

         Психогимнастика.

         Использование данного метода позволяет решать две основные задачи.

  1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
  2. Отображать эмоциональные образы в темпоритмике.

         Словесное комментирование.

         Реализация этого метода позволяет решать две задачи.

  1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
  2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

         Совместная словесная импровизация.

         Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными её героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

         Словесное фантазирование по музыкальной композиции.

        Дети с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под её впечатлением ассоциативных представлениях.

        Словесное рисование.

        Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью средств изодеятельности, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимают на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.

        Во время проведения сказкотерапии, у детей в процессе занятий образуется набор способов разрешения трудных ситуаций, понимания механизмов их воплощения в жизнь.

        Формы работы со сказкой:

     1.Анализ сказок.

      Цель – осознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.

     2.Рассказывание сказок.

         Можно рассказать сказку от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный приём позволяет поставить себя на место другого.

         3.Переписывание и дописывание сказок.

         Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета, находит тот вариант разрешения ситуации, который соответствует его духовно – нравственным понятиям.

         4.Сочинение сказок.

         Сказочный сюжет должен разворачиваться в определённой последовательности:

Жили – были.

Начало сказки, встреча с её героями.

И вдруг однажды….

Герой сталкивается с какой – то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемами детей.

Из –за этого…

Показано в чём состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка должна быть позитивной.

Мораль сказки.

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

            5.Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям)

            Этапы работы со сказкой:

  1. линия, кульминация и развитие сказочного сюжета. Стимулирует развитие сказочного сюжета ведущий (воспитатель). Во время  разыгрывания сказки главные герои осуществляют повествование и взаимодействие не по сценарию, а от себя. Каждый ребёнок должен проявить свою личную позицию во время разыгрывания сказки. У неё должно быть логическое завершение.

Участникам занятия необходимо понять основные идеи сказки, т.е. что с помощью её хотели передать автор сказки. Воспитатель заранее подготавливает вопросы: О чём сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодиться то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?

Далее мы обсуждаем мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения – выявление видимой и скрытой мотивации героев. Чтобы выявить скрытую мотивацию, задаются следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно?

Чтобы помочь ребёнку увидеть способы разрешения проблемной ситуации посредством сказки задаются специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения  - активный или пассивный? Всё решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен данный способ решения проблем и преодоления трудностей?

Важно выяснить отношение главного героя к окружающим людям и к себе. Необходимо понять общую направленность героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру и другим героям. Здесь можно задать следующие вопросы: Что приносит поступки героя окружающим людям? В каких ситуациях он разрушитель, в каких – созидатель? Важно, чтобы ребёнок понял нравственные формы поведения.

       Сказкотерапией удобно заниматься в логопедических группах, так как оптимальное количество участников на занятии не должен превышать 12 человек. Занятие проводится один раз в неделю, продолжительностью 25 – 30минут.

         Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребёнка. Следует также учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять занятия, особенно с направленностью на словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций, выражение замещающей потребности.  В них используется большей частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание). После некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знакомые задания.  

       Если у детей возникает утомление, занятие плавно прекращается и внимание детей плавно переключается на другой вид деятельности, обычно, связанный с изодеятельностью. Очень интересна в этом плане коллективная работа по созданию картин из нарезанных ниток. Воспитатель выбирает плакат, иллюстрацию по теме и предлагает сделать картину. Дети с удовольствием режут разноцветные нитки на маленькие кусочки и выкладываю всю картину , закрепляя нитки белым клеем.        

      Занятия игровой сказкотерапией плавно переплетаются с занятиями по основам православной культуры по программе «Мир – прекрасное творенье» Л.П.Гладких, которую вот уже третий  год  использую в своей работе.  Ведь курс православной культуры для детей дошкольного возраста – это не просто определённый цикл занятий, а прежде всего живое содержание, связанное с церковным календарём и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр – драматизаций подчинены достижению основной цели – целостному духовно – нравственному развитию личности ребёнка .

          Главным средством духовно – нравственного развития личности ребёнка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

           Содержание православной культуры представлено в 7 разделах:

  1. Бог – творец мира;
  2. Жизнь Иисуса и Богородицы;
  3. Храм – дом Божий;
  4. Главные православные праздники;
  5. Жития святых;
  6. Божьи заповеди;
  7. Художественная культура;

        Особенностью организации занятий по духовно – нравственному воспитанию детей заключается в том, что все занятия проходят в деятельности. Именно в ней дети легче осознают правила доброй благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлеченной словесной форме. Обязательным фрагментом почти каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения и тематическая беседа на диалоговой основе.

       Очень интересны литературные произведения для обсуждения в детском познавательном журнале «Шишкин лес», «Свечечка», «Тропинка» Издательство Русской Православной Церкви, православном журнале «Радость моя», серии книг «Живой родник»: А.Глушко «Путь добра», Л.Родина, А.Глушко «Подарки принесли Ангелы», «Первый снег»; серии  книг «Классическая гимназия»: «Князь Владимир и крещение Руси», «Саровский  чудотворец», «Книга чудес»(иллюстрированные библийские истории для детей).

         Нравственные правила в отношениях и поведении со сверстниками и взрослыми дошкольники осваивают на занятиях, где используются игры: сюжетно – ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические. Благодатный материал для содержания таких игр дает устное народное творчество.

          И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

         Для воспитания добродетели трудолюбия важна художественно – продуктивная деятельность как одна из наиболее доступных осмысленных и предпочитаемых для ребёнка дошкольного возраста. На занятиях дети общаются и выполняют соответствующие их возрасту творческие рукодельные работы, приобщающие их к традиционной культуре. В деятельной форме закрепляются отношения к Богу, людям, сотворённой Богом природе, рукотворному предметному  окружению.

         Особенность художественной культуры состоит в том, что она помогает усвоить истину православной культуры. Это происходит за счёт того, что глубже понимаются сами произведения художественной литературы, начиная с устного народного творчества. Ведь за тысячу лет устное народное творчество вобрало в себя многие важные христианские смыслы и ценности. А именно христианский смысл стал основой самих произведений.

      В процессе освоения художественной культуры создаются условия для духовно – нравственного развития личности ребёнка путём освоения эстетических норм языка и поведения. Освоение нравственных знаний происходит путём формирования нравственных представлений как эталонов. Духовно – нравственные принципы и ценности закреплены и в устном народном творчестве, а проявляются в реальных отношениях, в труде и праздниках. Эти отношения  составляют основу гармоничных взаимоотношений ребёнка в семье и в социуме.

      Большие возможности для успешного овладения Божественными заповедями дает  народное творчество, позволяя освоить заповеди в образной, доступной для ребёнка форме.

     Заповеди Божии – это высшие духовно – нравственные законы, данные нам в Священном Писании, по которым живут многие люди, законы, по которым жила Русь – Россия, по которым жили все поколения наших предков после Крещения. Поэтому так важно, чтобы дети уже дошкольного возраста не только ознакомились с этими заповедями, но и,  по возможности, жили по ним.

    Знакомство с Божиими заповедями как с нравственными нормами у детей дошкольного возраста успешнее проводится в процессе доступного изучения Священного Писания, чтения и обсуждения смысла русских сказок, пословиц, поговорок, в процессе коллективных игр и праздников, когда действенно проявляется детская любовь к ближнему, жалость к слабому и неприятие зла.

     Трудолюбие и умение смириться перед необходимостью закладывают основу личности будущего взрослого человека. Совесть – ценнейшее духовно – нравственное качество – формируется именно в дошкольном возрасте, поскольку, если не пройдены перечисленные ступени духовно – нравственного роста, к школе может быть подготовлен ребёнок – потребитель жизненных благ, не способный сопереживать, а значит по – настоящему несчастный человек.

      В процессе воспитания христианских добродетелей создаются реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

   Научить быть отзывчивым к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты в соответствии с идеальной нормой и нравственными христианскими заповедями – значит исправить и предупредить негативные проявления и порочные наклонности ребёнка в будущем.

    Детям дошкольного возраста доступны смысл и сущность православного образа жизни, который формируется при освоении детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, хвастовство – скромность, бескорыстие – жадность, простота – хитрость, и т.д. и правил доброй, совестливой жизни.

       Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божьими как  основой нравственной жизни человека, исполнением которых достигаются добродетели, происходит не только в процессе первоначального доступного знакомства с краткой историей Нового Завета и образцами добродетельной жизни святых угодников Божиих, но и при ознакомлении с народными и авторскими сказками, малыми фольклорными формами (загадками, пословицами, поговорками), которые часто используются в повседневной жизни.

           И не случайно духовно – нравственные смыслы жизни и нормы дети у всех народов традиционно осваивали через сказки.

           Роль русских народных сказок в воспитании ребёнка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся они по определённому ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей: сезонные сельскохозяйственные работы, сезонные изменения в природе и годовой церковный круг. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

         Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, верили в их преображающую силу.

         Через сказку старшее поколение учит детей строить жизнь по законам добра и красоты, поэтому  занятия  по духовно – нравственному воспитанию детей  включают «бабушкины сказки». Они позволяют естественно вернуть в жизнь ребёнка и семьи принципы православия. Идеи веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно – нравственное содержание сказок. Многие из них давно используются в православном воспитании для освоения нравственных ценностей христианства, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, например, «доброму Бог помогает», ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.

      Итак, сказки дают детям эталонные представления о добре и зле, «Что такое хорошо и что такое плохо». В русских сказках это:

 - сострадание к ближнему и к слабому;

 - уважение к старшим (к воле родителей и к приказам царя);

 - уважение к природе, растениям и животным;

 - отсутствие корыстности и жадности;

 - умение простить, незлопамятность и неспособность к мести – для юношей;

 - терпение, трудолюбие, верность слову и постоянство в привязанностях  - для девушек.

      Особую группу составляют философски – мировоззренческие произведения. В русской литературе ярким примером мировоззренческой притчи, поданной в лёгкой образной форме, являются сказки А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке, о золотом петушке, о царе Салтане.

    Сказки для детей старшего возраста формируют представление о необходимости учения, обеспечивая психологическую подготовку к принятию ребёнком позиции ученика. Эту задачу, например, решает сказка «Буратино».

    В сказках  - «плутовских историях» утверждается ценность интеллекта, его практическая адекватность. Примерами могут служить русская народная сказка «Вершки и корешки», сказка братьев Гримм «Ёж и заяц». Ребёнок учится понимать, что за глупость приходится расплачиваться: глупого обязательно обманывают и никому его не жалко, потому что он сам виноват в том, что с ним произошло.

    Особую группу составляют поэтические исторические произведения. В первую очередь это былины. Они создают образ богатыря – носителя идеала мужества  и смелости, преданного и бескорыстного служения своей Родине и прежде всего через защиту её «на поле брани» в суровые времена войн. Эти произведения незаменимы для формирования у детей ценности благополучия и процветания своей страны, готовности защищать её в случае необходимости от нападений и разорения.

         Столь же важно знакомить детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно – нравственных образов в эмоционально привлекательной, понятной форме передающих эстетического, духовно – нравственного и учительного характера.

         Для содействия образному восприятию евангельских сюжетов и сказок использую книжные иллюстрации И.Билибина, репродукции картин В.М.Васнецова и др., которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки. Образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно – прикладного искусства,  иконы также используются для иллюстрации сказок.

          Система занятий сказкотерапией и основам православной культуры , включающая народные сказки, поговорки и пословицы, создаёт естественные условия для морально – этического развития ребёнка, для развития его представлений о дружеских отношениях и настоящей дружбе.  Занятия морально – этического содержания направлены на то, чтобы помочь ребёнку с первых его дней пребывания в детском саду среди сверстников понять причины возникновения ссор, которыми являются личное непослушание, нетерпение, самолюбие, невнимание к другому человеку, немилосердие.

           Художественно – продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен способствуют психическому развитию детей: желанию и потребности выразить свои чувства, отношения и представления, создают реальную основу для формирования нравственных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и духовно – нравственных качеств личности. Благодаря деятельности обеспечивается неформальное усвоение заповедей Божиих, духовно – нравственных представлений, знаний и норм поведения, осуществляется их практическое освоение и закрепление с переносом во внутреннюю реальную жизнь ребёнка и во взаимоотношениях с близкими и сверстниками.

           Поделки, рисунки изготавливаются детьми с нравственным назначением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, ярмарку, празднование именин детей и близких.

          Структура занятия на этические темы   с использованием сказок состоит из нескольких частей. В первой части занятия перед чтением сказки организуется прослушивание записей с музыкой. Восприятие сказки качественно выше с включением музыкальных фрагментов. Вторая часть занятия посвящена рассматриванию иллюстраций, которые поддерживают обсуждение содержания сказки и выяснение с детьми основной её идеи. Третья часть занятия реализует деятельностный принцип освоения нравственных правил и норм в играх, драматизациях или в музыкально – двигательной деятельности. Четвёртая  часть занятия может менятся по порядку проведения с третьей частью, но главной особенностью этой части занятия является её практическая направленность, организация художественно – продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки. Лучшие работы дарятся детям, именины которых празднуются в текущем месяце.

        Занятия, построенные на фольклорном содержании, позволяют обеспечить не только национальную самоидентификацию дошкольников, но и их социальную адаптацию путём введения их в историческую культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, загадки, поговорки, басни), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

         В современный век с его условными виртуальными образами в ходе ознакомления детей с основами православной культуры значительно расширяются и выстраиваются в систему их представления об окружающем мире.  Введение детей в литературную, музыкальную и изобразительную культуру заметно гармонизирует эмоциональное развитие детей, содействует развитию их речи: обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи, что так актуально для логопедических групп.

  

       Основным средством духовно – нравственного воспитания дошкольников является общение.

  1. Общение педагога с ребёнком направлено на пробуждение в нём человеческого достоинства. Духовно – нравственные качества в детях может воспитывать только тот человек, который развит духовно, который способен понять, как чувствует и учится ребёнок, как происходит в нём духовно – нравственная работа, как «трудится» его душа.

Часто в старших группах дети начинают хвастаться дорогой одеждой, игрушками. И ребёнок, которому родители не могут купить такие дорогие вещи начинает чувствоватьсебя неуверенно. Помогает таким детям сказка «Роза и ромашка».

В маленьком садике росли по соседству яркая алая роза и скромная нежная ромашка. Ромашка только что распустилась, её ещё не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но её ничего не радовало. Она очень –очень хотела стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на гордую заносчивую розу. «Как было бы здорово стать точно такой же, как она!» - думала застенчивая ромашка.

Но вот однажды шла по дорожке красивая маленькая девочка. Увидев ромашку, она остановилась и с восхищением сказала: «Какой красивый необычный цветок» Какие снежно – белые нежные лепестки! Сердцевинка  похожа на маленькое солнышко!» Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Девочка объяснила ромашке, что каждый цветок хорош по – своему.  А роза, например, колючая…

Для понимания детей необходимо внимательно прислушиваться к речи детей и реагировать на такие реплики: «И зачем я родилась? Ничего не умею, такая неуклюжая».

Задача педагога , создать ситуацию успеха, помочь ребёнку поверить в свои силы.

Каждый ребёнок приходит с вопросами, которые чаще всего являются отражением проблем в семье, её устоев, колорита отношений. Иногда от ребёнка можно услышать: «Я дома как закричу, как ногами затопаю, так сразу всё мне и купят». Задача воспитателя – не разрушать семейные устои, а обогащать их содержание духовными потребностями, в том числе потребностью разговаривать с детьми на этические темы, отвечать на вопросы детей о том, что «такое хорошо, и что такое плохо».

Используя опыт семьи в своей работе, при необходимости корректировать его.  

      Роль взрослого заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют  ребёнку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют его испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены.  Основа таких чувств как раз и закладывается в дошкольном детстве, и задача  взрослых помочь ребёнку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны о одобряемы обществом. Эффективное духовно – нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных пр

Оставить комментарий: