Конспект НОД старшая группа (5-6 лет) "Веселое путешествие" образовательная область "Познавательное развитие"

Опубликовано: 03:45:43 24-10-2016

Автор: Дурнова Анжелика Никитична

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

ТЕМА: «Веселое путешествие»

 старшая группа (5 – 6 лет)

Выполнила:

Дурнова Анжелика Никитична  

воспитатель МБДОУ детский сад

№ 10 «Золушка»,  г. Охи

 

Программное содержание:

Формировать знания  детей о быте  коренных народов Севера.

Формировать у дошкольников положительное отношение к коренным жителям Сахалинской области, их традициям и обычаям, культурной практике нивхского народа.

Способствовать поддержке детской инициативы в изучении традиций и обычаев народов Севера через разнообразную игровую деятельность.

Активизировать словарь: кунджа, коренной житель, быт.

Методы и приемы:

Наглядные: иллюстрации, показ слайдов

Словесные: беседа, вопросы

Практические: игра малой подвижности, дидактическая игра

Интеграция областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: Посещение Охинского краеведческого музея: залы – природа; народы севера, промыслы, экскурсия в библиотеку. Чтение сказок «Маленький охотник», «Охотники». Рассматривание физической карты (местоположение о. Сахалина, села Некрасовка), животный и растительный мир. Рассматривание одежды, орнаментов коренных народов Сахалинской области. Рассматривание книг, иллюстраций коренных народов Сахалинской области.

Раздаточный материал: силуэты нивхского халата, краски гуашь, кисти для рисования

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в село Некрасовка. В этом поселке живут коренные жители Сахалинской области со своими  традициями и обычаями – нивхи. Нивхи - небольшой народ, населяющий остров Сахалин, нивхи в переводе означает «человек». Жили они небольшими группами. В каждом нивхском жилище жили члены одного рода. В семье жили родители и их сыновья, престарелые родичи или сироты. Жили они все дружно, помогая и заботясь, друг о друге. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. Они занимались ловлей нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя, сбором лесных ягод, орехов, рыболовством.

Приглашаю вас в автобус (дети садятся в импровизированный автобус).

Воспитатель: Итак,  поехали. Ребята, посмотрите направо, посмотрите налево, что мы видим? (лес). Слайды.

- Какие деревья растут в нашем лесу?

Дети: В нашем  лесу растут березы, лиственница, ольха, елка, осина.

Воспитатель:  Ребята! Наш автобус сломался. Давайте выйдем и пойдем пешком. (звук плескающей рыбы  в реке).

Дети: А что это за звук?

Воспитатель: Это в реке плещется рыба. Давайте ближе подойдем и посмотрим.

Воспитатель: Одно из основных занятий нивхов было  рыболовство.

- Ребята,  а вы знаете, какую рыбу ловят на нашем острове? (корюшку, горбушу, кету, кунджу, камбалу).

Вот и в нашей реке много рыбы – кунджа, ленок, мальма, кета, горбуша (демонстрация слайдов).

Давайте мы сейчас поиграем в игру «Кто больше поймает рыбы».                                             

Дети делятся на две команды. В обручах находятся игрушки – рыбки. Члены каждой команды по сигналу «Начали!» поочередно подбегают к обручу, ловят удочкой и складывают ее в ведерки. После сигнала «Стоп!», проверяем, у какой команды улов больше. Выигрывает команда, которая больше поймала рыб.

Воспитатель: Молодцы ребята, хороший улов рыбы. А сейчас нам нужно узнать, какой рыбы мы поймали больше. Для этого нам нужно собрать картинки.

Дидактическая игра: «Собери картинку».                                                                                     Дети делятся на две команды. Собирают картинки - пазлы (лосось и щука).

Выигрывает команда, которая быстро и правильно собрала картинку и назвала название рыбы.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.                                                  Главным занятием мужчин была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили одежду, воспитывали детей. Помните  мы ходили в музей и познакомились с национальной одеждой нивхов. Шили  одежду из кожи рыбы (демонстрация слайдов). Кожа рыбы прочный материал она не пропускает  ни ветра, ни мороза. Шкуру сушат, мнут. После этого выкраивают одежду и расшивают красивым орнаментом. Она передавались по наследству от матери к дочери и хранились женщинами как большая ценность.  

Воспитатель: Давайте мы с вами украсим нивсхий  халат узором. (дети рисуют за столами).  Молодцы красивые халаты у нас получились.

Воспитатель: Теперь дальше в путь.

 - Ой, ребята, мы кажется близко (слышна национальная музыка – нивхов). Выходят три ребенка одетые в национальные костюмы и танцуют танец с бубнами.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, мы идем в село Некрасовка.

Дети – нивхи: Здравствуйте! Добро пожаловать в наш поселок! (демонстрация слайдов и рассказ ребят). Наше село находится на берегу залива Помрь. В селе проживает около тысячи человек. Более половины жителей являются коренными жителями Сахалина, нивхами. Главой села является старейшина. Село можно смело назвать национальным. Там каждый год проходят всевозможные обряды, праздники.

Воспитатель: Спасибо вам ребята. А сейчас мы хотим вам подарить наши работы, которые приготовили для вас и ваших друзей.

Дети – нивхи: Спасибо вам за такие красивые подарки. Мы тоже хотим угостить вас ягодой, которую мы собирали для вас (угощают детей брусникой, клюквой).

Воспитатель: Ребята, а еще какая ягода у нас  растет?  морошка, голубица, черника (показ слайдов).

(слышится шум мотора автобуса)

Воспитатель: А вот и автобус наш подъехал. Спасибо вам ребята. До свидания, мы поехали в детский сад. (дети садятся в автобус, воспитатель задает им вопросы)

- Понравилось ли путешествие? (ответы детей)

- Что больше всего понравилось?

- Кто живет в поселке Некрасовка?

- Чем они занимаются?

- Ну вот,  мы и приехали в свой город. Большое спасибо.

 

Литература:

  1. Кочешкова Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития. 2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.                                                                                     3. Ланина Е. К. Нифгу Мролф Тор (нивсхие старинные традиции) 2007г. 223стр.                             

  2. Роон Т. П. Естественная история Сахалина и курильских островов. Коренные народы. 2010г. 68стр.

Интернет-сайт:                                                                                                                             1. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html                                                       2. Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)».                                                                                                                                3.Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера

Документы для скачивания:

скачать конспект
Формат: .docx

Комментарии:

Ирина
написано 03 ноября 2016 в 02:09:44
1
Анжелика спасибо за конспект очень полный, буду использовать в работе.

Ответить

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: