a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Из опыта работы учителя - логопеда Кирдянкиной Е. Ф.

Опубликовано: 2016-10-25 12:51:13

Аналитическая справка о состоянии техники чтения обучающихся на начало 2016- 2017 учебного года. Кол- во уч- ся в классе Кол- во слов за 1 мин. Беглость чтения Выразительность чтения Правильность чтения Осознанность чтения Не знает буквы все, путает их Знакомые буквы могут сливать в слоги Читают слова по слогам Чтение бегло- слоговое Чтение беглое Чтение монотон- ное Стараются читать без ошибок Чтение вырази- тельное Читают без ошибок, мало ощибок Ошибки допус- кают Много ошибок допускают Ответы на вопросы Пересказ Сам- но С учи- телем Навык не сорми- рован Сам- но С учи- телем Навык не сформи- рован 1 кл. - 4- 2кл. - 3 8- 10 1 2- - - 3- - - - 3- - 3- - 3 3кл. - 8 7- 27 1 4 3- - 7- - - 2 5 3- 5- 2 6 4кл. - 7 9- 123- 1 2 2 3 6 1- 1 3 3 3 2 2 3 1 3 5кл. - 11 6- 89- 3 3 2 3 10 1- 1 1 9 9- 2 2 7 2 6кл. - 4 21- 49- - 2- 2 4- - - 3 1 3 1- 1 3- 7кл. - 8 61- 104 1 1 2 3 1 7- - - 3 4 3 1 3 3 1 3 8кл. - 13 21- 142 1 1 2- 9 10- 2 2 8 2 8 2 3 8 2 3 9а кл- 7 62- 113- - 1- 6 3 4- 1 4 2 6 1- 6 1- 9б кл- 8 54- 112- - - 3 5 7- 1 1 5 2 4- 4 4- 4 Итого( ч) 73 4 1 2 15 1 0 32 5 0 6 3 6 29 3 1 39 7 22 27 17 2 4 Итого( % ) 5, 4% 15, 6% 19, 5% 13% 41, 6% 65% 7, 8% 3, 9% 7, 8% 37, 7% 40, 3% 50, 7% 9, 1% 28, 6% 35, 1% 22, 1% 31, 2% Составила: Кирдянкина Е. Ф.

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья». Принято У тверждаю: н а педагогическом совете Директор ГКОУ РМ «Инсарская школы- интерната общеобразовательная школа- интернат № для детей- сирот и детей, оставшихся без от « 28» 08. 2016 г. попечения родителей с овз ». _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Зарубин В. В. «28» 08. 2016 г. Рабочая программа по коррекц и онному курсу Логопедия на 2016- 2017 учебный год. Классы: 1, 3, 4, 5, 6, 7. Рабочую программу состави л( а) : учитель- логопед Кирдянкина Е. Ф. ( Первая квалификационная категория) Пояснительная записка. Адаптивная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности( нравственное, эстетическое, социально- личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Логопедическая работа с умственно отсталыми обучающимся ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка( произношение, грамматический строй, словарный запас) , а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться эт ими средствами в целях общения. Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно: - нарушение звукопроизношения; - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграм атизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; - нарушение сложных форм словообразования; - недостаточная сформированность связной речи( в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий) ; - нарушение чтения; - нарушение письма. Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Коррекция нарушений речи обучающихся с ин теллектуальными нарушениями требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образователь ного учреждения предусмо трены часы логопедических занятий. Учитель- логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно- дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 2 – 4 обучающихся. На индивидуальные и групповые логопедические занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 25 – 30 минут, на индивидуальное занятие 15 – 20 минут на каждого ребёнка. Занятия проводятся: В 1 классе- 3раза в неделю; Во 2 – 3 классах – 4 раза в неделю; В 4 – 5 классах – 3 раза в неделю; В 6 – 7 классах – 2 раза в неделю. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне( усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза) . В структуру занятия могут входить: - упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика; - коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; - формирование фонематических процессов; - работа со словами, звуко- слоговой анализ слов; - работа над предложением; - обогащение и активизация словарного запаса; - развитие связной речи. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) . Недоразвитие познавательной, эмоционально- волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающих ся с ОВЗ, так и специфические. для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности: · раннее получение специальной помощи средствами образования; · обязательность непрерывности коррекционно- развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; · научный, практико- ориентированный, действенный характер содержания образования; · доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; · систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; · обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) ; · использование преимущественно позитивных сре дств ст имуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; · развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой; · специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции; · стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно- ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно- развивающих занятий. Цели и задачи программы. Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Основные задачи программы: 1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. 3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся. 4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся( общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики Принципы и подходы к формированию программы. В основу АООП обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности( предметно- практической и учебной) . Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно- практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием обр азования. В АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью реализация деятельностного подхода обеспечивает: • придание результатам образования социально и личностно значимого характе- ра; • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению но- вого опыта деятельности и поведения; • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков( академических результатов) , но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. В основу формирования адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы: Принцип приоритетности интерес ов обучающегося определяет отно шение работников организации, которые п ризваны оказывать каждому обуча ющемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности- обеспечивает единство всех элементов коррек ционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип единства психолого- педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого- педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное вли яние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. П ринцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход; Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Ф. А. Рау и др. , которые базируются на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Характеристика речевого развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями. У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко- буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно- логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого школьника, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к незначительным затруднениям вовладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования. Умственно отсталые дети из- за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового реч едвигательного анализаторов с трудом овладевают произносительной стороной речи. Дальнейшее развитие протекает медленно и отличается своеобразием, поэтому к обучению в школе такие дети оказываются неподготовленными. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя речи, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем предметам. По данным М. А. Савченко, Р. А. Юровой, Р. Н. Лалаевой около 65% учащихся 1 класса имеют различные нарушения звукопроизношения, ко 2 классу они снижаются до 60% , к 3- му до 40% . Эти цифры свидетельствуют не только о распространенности дефектов произношения, но и о стойкости этих нарушений. Серьезные недостатки наблюдаются в лексике. Речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. По данным М. П. Феофанова ребенку в 5- 6 лет с нормальным интеллектом уже хорошо известны 22 предлога, которые он адекватно использует в своей речи, в тоже время ребенок с умственной отсталостью в 8- 9 лет пользуется только 9 предлогами. Не менее распространенными лексическими нарушениями являются неправильное понимание слов и их неточное использование. Еще сложнее протекает процесс овладения синтаксической стороной речи. Наиболее серьезными, часто встречающимися недостатками являются: • Малая распространенность предложений, • Пропуск слов и словосочетаний, • Редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, • Нарушение порядка слов в предложении, • Нарушение связи слов в предложении. Умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. Планируемые результаты освоения программы обучающимися. В коррекционно- логопедической работе для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными( жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, оценку продвижения ребенка в речевом развитии, овладении коммуникативными навыками, которые, в конечном итоге, составляют основу адаптации обучающихся в социуме. 1 уровень( к концу 4 класса) . - Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи; - Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов; - Уточнены первоначальные представления о звуко- буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований; - Поставлены и отдифференцированы все звуки; - Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения( с небольшим распространением) ; - Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова- термины: звук, слог, гласные, предложение т. д. 2 уровень( к концу 7 класса) . - Активно пользоваться различными способами словообразования; - Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкци й( т. е. устанавливать связь в предложении) ; - Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения; - Определять основную мысль, тему рассказа; - Определять последовательность и связность предложений в тексте; - Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте; - Составлять план связного высказывания. Система мониторинга достижений обучающихся. Логопедическое обследование ребенка направлено на выявление нарушений компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени. Задачи этапа диагностики: • Изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы и анализа сопровождающих документов, сбор статистических данных; • Определить степень овладения компонентами языковой системы в соответствии с возрастными нормами речевого развития; • Консультивно- аналитическая беседа с родителями по вопросам анализа уровня развития устной речи и технологии коррекции имеющихся речевых нарушений; • Направление на обследование к узким специалистам другого профиля при необходимости уточнения структуры дефекта. Требования к процедуре диагностики: • Каждый ребенок обследуется индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения; • Использование в полном объеме системного подхода и комплексности; • Схема обследования никогда не бывает самодостаточной и широко варьируется в зависимости от цели. Можно выделить лишь основные направления обследования и те его этапы, без которых представление о речевом развитии ребенка будет недостаточным для его описания. В качестве инструментария диагностики речевого развития детей испол ьзуются: альбом для логопеда О. Б. Иншаковой, тестовая методика диагностики устной речи Т. А. Фотековой. Эта диагностика предназначена для качественной и количественной оценки нарушения, получения анализа структуры дефекта и речевого профиля. В методике использованы пробы, предложенные Е. В. Лалаевой, Е. В. Мальцевой. Д ля оценки выполнения задания не используется балльная система. 2. Содержательный раздел. П рограмма разработана на основе: - инструктивного письма Минобразования России от 20. 06 2002г. №29/ 2194- 6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном( коррекционном) учреждении VIII вида»- - методического пособия для учителей- логопедов «Логопедическая работа в коррекционных классах »- Лалаева Р. И. - Москва, « Владос » 2006г. - в соответствии с программой специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида –п одготовительный, 1- 4 классы- Москва, « Просвящение » 2009г. под редакцией Воронковой В. В. Программа специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для5- 9 классы- Москва, « Просвящение » 2012г. под редакцией Воронковой В. В. Программа формирования базовых учебных действий. 1 класс( 3 часа в неделю) . КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Обследование учащихся. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания, УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ СОХРАННЫХ ЗВУКОВ( при нарушенном произношении- постановка и автоматизация) : гласных А, У, Ы, О, И, Э, губных согласных П, Б, М, переднеязычных согласных Т. Д. Н, губно- зубных согласных В, Ф, КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕ НИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ Постановка и автоматизация звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц. Слухопроизносительная дифференциация звуков С- СЬ, 3- ЗЬ, С- Ц. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ. Постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч Щ. Слухопроизносительная дифференциация звуков Ш- Ж, Ч- Щ, Ш- Щ. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ, Р, РЬ. Постановка и автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ. Слухопроизносительная диф ференциация звуков Л- ЛЬ, Р- РЬ, Л- Р( ЛЬ- РЬ) . КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й, Постановка и автоматизация звука Й. Слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ- Й. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ Постановка и автоматизация звуков К, Г, X, , Слухопроизноси тельная дифференциация звуков Г- К- Х. Итог работы – неделя логопедии. 2 класс( 4 часа в неделю) УСТРАНЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Обследование учащихся. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА РАЗВИТИЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗБИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука а слове. Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговый анализ и синтез слов, РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение послед него согласного звука. Определе ние места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной структуры. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ М- МЬ, Н- НЬ, Б- БЬ, П- ПЬ, В- ВЬ, Ф- ФЬ, Г- ГЬ, К- КЬ, Д- ДЬ, Т- ТЬ, 3- ЗЬ, С- СЬ, Х- ХЬ, Л- ЛЬ, Р- РЬ. Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2- го ряда. Буквы А- Я 0- Ё, У- Ю, Ы- И. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь. Неделя логопедии. . 3 класс( 4 часа в неделю) ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМА ТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ( диф ференциация фонем) Обследование учащихся. Повторение изученного во 2 классе: - развитие анализа структуры предложения; - развитие слогового анализа и синтеза; - развитие фонематического анализа и синтеза; - дифференциация твердых и мягких согласных. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОН КИХ И ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ. Работа по формированию звокопроизносительнойдиффе¬ренциации смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из звуков 2) этап слуховой и произносительной дифференциации сме шиваемых звуков. Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В- Ф. Звук и буква П. Звук и буква Б. Дифференциация Б- П. Звук и буква Т. Звук и буква Д. Дифференциация Т- Д. Звук и буква С. Звук и буква 3. Дифференциация С- 3. Звук и буква К. Звук и буква Г. Дифференциация К- Г. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация Ш- Ж. Оглушение звонких согласных. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО- АРТИКУ- ЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО. Дифференциация С- Ш, 3- Ж, СЬ- Щ, С- Ц, Ч- Т, Ч- Ш, Ц- Ч, Ш- Щ, Ц- Т. Подведение итогов: написание детьми диктанта логопедический утренник. Приемы работы над дифференциацией смешиваемых звуков: 1. Определить звуки по беззвучной артикуляции 2. Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными. 3. Чтение слов, запись слов под диктовку. 4. Преобразовать слоги, заменяя один звук другим. 5. Определить место звуков в словах. 6. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова. 7. Сравнить звучание слов- па ронимов, найти отличия. 8. Игра в лото. 9. Диктанты. 10. Вставка пропущенных букв в тексте. 11. Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком. 12. Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки. 4 класс( 3 часа в неделю) КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА. 1. Обследование учащихся 2. Повторение изученного во 2- 3 классах: - развитие анализа структуры предложения; - развитие слогового анализа и синтеза; - развитие фонематического анализа и синтеза; - дифференциация твердых и мягких согласных; - дифференциация звонких и глухих согласных; - дифференциация фонем, имеющих акустико- артикуляционное сходство; - обозначение мягкости согласных на письме. 3. Дифференциация ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО- АРТИКУ- ЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л- Р. Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К- Х. Звук и буква Г. Дифференциация Г- К- Х, Звук и буква 0. Звук и буква У. Дифференциация О- У. 4. Устранение оптической дисграфии и дислексии. Дифференциация букв, имею щих кинетическое сходство П- Т, Б- Д, О- А. Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенногогнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно- пространственного анализа и синтеза. 5. Устранение семантическойдислексии. 6. Коррекционная работа на лексическом уровне. Ударение в слове. Схемы слого- ритмической структуры слов. Безударные гласные. 7. Подведение итогов: написание детьми д иктанта, Неделя логопедии. . Программа рассчитана на групповые и подгрупповые занятия. Рекомендуется использование следующих наглядных пособий: - для слогового синтеза: слоговые кубики; - для дифференциации акусти чески сходных звуков- лото на соответствующую пару звуков; 5 класс( 3 часа в неделю) КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ, ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА. 1. Обследование учащихся. 2. Повторение изученного во 2- 4 классах: - развитие языкового анализа и синтеза; - формирование фонематического восприятия( дифференциация фонем) ; - устранение акустико- фонематическойдислексии и дисграфии; - устранение семантическойдислексии. 3. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов, дифференциация глаголов, противоположных по значение. 4. Практическое овладение навы ками образования слов при по мощи приставок и адекватного их употребления. Приставки: В, ВЫ, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ. 5. Понятие о родственных словах( в практическом плане) . Корень слов. Образование родственных слов. Образование сложных слов. Морфемный анализ и синтез слов различной структуры. Подведение итога- написани е диктанта, выполнение граммати ческого задания. Методическое обеспечение программы для 5 класса: Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведется не в контексте определенных тем( овощи, фрукты, домашние и дикие животные, сезонные явления и т. д. ) в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Восполнение пробелов в области лексических сре дств сл едует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения. 6 класс- 7 класс( 2 часа в неделю) КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕ¬СКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ 1. Обследование учащихся. 2. Повторение изученного во 2- 5 классах: - развитие языкового анализа и синтеза; - устранение аграмматическойдис лексии и дисграфии; - устранение семантическойдислексии; - образование слов при помощи приставок и суффиксов; - корень слова, родственные слова. 3. Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления. 4. Понятие о предлогах и спо собах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ- ПОД, , С, ИЗ, ЗА, ИЗ- ЗА, ПЕ¬РЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО. 5. Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. 6. Словосочетания, образованные по способу управления( винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж) . Закрепление падежных форм. 7. Совершенствование связной речи. 8. Подведение итога- написание диктанта. - На каждом занятии по совершенствованию связной: речи- н еобходимо выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые; - составление сложных предложений из простых; - переконструирование простых предложений в сложные; - конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т. д. С одержание курса логопедической коррекции. Направления коррекционно- логопедической работы Этапы реализации коррекционно- логопедической работы Формы образовательной деятельности Сроки реализации 1. Диагности ческая работа. Этап сбора и анализа информации. Логопедическое обследование обучающихся. 1- 3 неделя сентября 2. Коррекционно- развивающая работа. Этап планирования, организации и координации. Индивидуальные и групповые логопедические занятия. В течение учебного года 3. Консульт а- тивная работа. Этап контрольно- диагностической деятельности. Итоговое логопедическое обследование обучающихся, ПМПК. 3- 4неделя мая, по плану работыПМПК. 4. Информационно- просветительская работа. Этап взаимодействие с педагогами, семьей. Семинары, консультации, беседы, мастер- классы, рекомендации. В течение учебного года Структура коррекционно- развивающей работы учителя- логопеда. Коррекция фонематического слуха Реабилитация нарушений слоговой структуры слова и звукопроизношения Активизация и развитие высших психических функций: памяти, мышления, внимания Формирование навыков связной речи Задачи коррекционно- развивающей работы учителя- логопеда Развитие лексико- грамматических категорий речи Постановка звуков Игра – как фактор речевой сноровки Автоматизация звуков в спонтанной речи Развитие сенсорной сферы Автоматизация поставленных звуков 3. Организационный раздел Расписание логопедических занятий. ( 17ч. ) Класс Дни недели 1 3 2- 4 5- 6 7 понедельник 4 урок 3 урок 2 урок вторник 2 урок 3 урок среда 2 урок 3 урок 4 урок четверг 5 урок 3 урок 2 урок пятница 3 урок 2 урок 1 урок суббота 2 урок 3 урок 1 урок Учитель- логопед: Кирдянкина Е. Ф. Программно- методическое обеспечение. Н п/ п Направление развития Программы Технологии и методики 1 Речевое развитие- Программа специальных( коррекционных) обр азовательных учреждений 8 вида подготовительный, 1- 4 к лассы- Москва, « Просвящение » 2012 г. под редакцией Воронковой В. В. - Программа специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для5- 9 классы- Москва, « Просвящение » 2012г. под редакцией Воронковой В. В. - Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1- 4 класса специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составители: Фокина А. И. , Кирдянкина Е. Ф. 2010г- методическое пособие для учителей- логопедов «Логопедическая работа в коррекционных классах »- Лалаева Р. И. - Москва, « Владос » 2006г. - «Альбом для логопеда»( лог. о бследование) О. Б. Иншакова- Москва «Владос», 2008г. - Диагностический комплек т( лог. обследованиемл. школьников) О. И. Азова, Москва «ТЦ Сфера» 2008г. - игротерапия, - кинезиотерапевтические методы, - инфоммационно- компьютерные технологии, - психокоррекционные методы, - арттерапия, - песочная терапия. Система условий реализации АООП. Структура требований к материально- техническим условиям включает требования к: - организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП; - организации временного режима обучения; - техническим средствам обучения; - специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, - компьютерным инструментам обучения. Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью( интеллекту альными нарушениями) , должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к организациям: - соблюдения санитарно- гигиенических норм организации образовательной деятельности; - обеспечения санитарно- бытовых и социально- бытовых условий; - соблюдения пожарной и электробезопасности; - соблюдения требований охраны труда; - соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др. Организация обеспечивает отдельные специально оборудованное помещение для проведения занятий с учителем- логопедом Временной режим образован ия обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушен иями) ( учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в с оответствии с законодательно закрепленными нормативами( ФЗ «Об обра зовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др. ) , а также локальными актами общеобразовательной организации. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала( в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности; в старших ― иллюстративной и символической) . Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая Прописи. Требования к материально- техническому обеспечению ориентированы не только на ребёнка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивиду ализации процесса образования. Технические средства обучения( включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) , способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. Приложение: Таблица звукопроизношения. Таблица учета нарушений письменной речи. Календарно- тематическое планирование( индивидуальные и групповые) .

Оставить комментарий: