Доклад для педагогов на тему: "Воспитание нравственности в семье"

Опубликовано: 18:36:12 29-10-2016

Автор: Костенко Инна Александровна

                                                                                                   Составил: Воспитатель 1 к\к Костенко И.А.

 

Воспитание и образование-процесс трудный, многогранный и требует  взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребёнка. Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.

      Основную роль в воспитании и развитии ребёнка играет семья. Именно в семье создаётся особый  эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.

       Успешность семейного воспитания ребёнка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

       Уместно выделить факторы, влияющие на развитие ребёнка в семье:  1.микроклимат самой семьи, где происходит приобщение детей социальным ценностям.

2.внутрисемейная деятельность-основное средство социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности.

3.воспитательная деятельность родителей.

         Одним из главных условий повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что семья-это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть реализовано формирование и  развитие личности ребёнка.

           Отсюда вытекают функции семьи:

- создание условий для интеллектуального и физического развития ребёнка.

- обеспечивает первичную социализацию личности.

- создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений.

            В каждом дошкольном учреждении желательно знать те семьи, в которых заложен передовой опыт семейного воспитания. Очень ценно, когда описывается родителем или педагогом не только состояние семейного воспитания, но и раскрываются пути и способы получения положительных результатов, рассказывается об ошибках и способах их исправления, о нерешённых проблемах.

           В России наиболее распространённой является семья однопоколенная, в которой вместе живут отец, мать и их дети. Хорошо это или плохо? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. В этом явлении есть и положительные стороны: молодые семьи привыкают к большей самостоятельности, а значит и ответственности. Но, вместе с тем при раздельной жизни нередко теряются семейные связи-традиции, объединяющие взрослых и детей.

          В многопоколенной семье вместе живут и молодое, и старшее поколение. Если это дружная семья, то создаётся возможность разностороннего общения и взаимовлияния, облегчён быт. Однако, даже при хороших взаимоотношениях в многопоколенной семье есть свои трудности. В вопросах воспитания молодым родителям важно быть тактичными, но в определённых случаях твёрдо отстаивать позиции современного воспитания.

            Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери и отцу помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества.

            Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах. Если родители обладают определённой педагогической культурой, им удастся успешно воспитывать дошкольников.

              Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

          Формирование нравственной сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

           В беседах с родителями педагоги замечают, что взрослых волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, но интересуют их прежде вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счёту, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность родители не придают значения.

             Проведённые педагогические исследования позволили  выделить основные показатели готовности ребёнка к школе, из которых наиболее важными являются общая нравственная воспитанность, т.е. достижение определённого уровня  нравственных качеств, необходимых в учебной деятельности.

               Поэтому необходимо разъяснить родителям детей дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственных качеств.

               Известно стремление всех дошкольников к  самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребёнок проявляет своё отношение к окружающим. Овладение детьми навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственных качеств, как самостоятельность и настойчивость.

                С появлением новых видов труда у дошкольников расширяются возможности их использования в нравственном воспитании.  Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка к труду. В в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно показательным. Ребёнок  наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи.

                   Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям, желание позаботиться о них, доставить им радость, чувство долга перед семьёй. Благоприятные семейные условия положительно влияют на  трудовое  воспитание детей и их нравственные качества.

             Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.

               Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Уровень развития заботливого отношения ребёнка к окружающим определяют следующие показатели:  степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребёнка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания. Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от  условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике, отношение родителей к участию ребёнка в домашнем труде.

               Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими всё делать.

                Формирование основ нравственных качеств ребёнка начинается ещё в раннем возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее моральное развитие ребёнка. Важно с самого начала воспитывать ребёнка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия.

                 Правильное воспитание предупреждает накопление ребёнком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказаться на формировании его нравственных качеств.

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: