a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

21.10.2016 «Развитие мелкой моторики – важный фактор в речевом развитии ребёнка - дошкольника» Подготовил: воспитатель Ишкова Т.И.

Опубликовано: 2016-11-02 11:24:21

Документы для скачивания

Консультация  для  родителей

«Развитие мелкой моторики – важный фактор  в  речевом развитии ребёнка - дошкольника».

Подготовила:  воспитатель Ишкова  Татьяна  Ивановна

 

 

      Сегодня у большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание. Сейчас даже в детские сады родители приносят туфли на липучках, курточки на замках-молниях, сапоги (ботинки) на замочках, чтобы детям было проще одеваться и раздеваться. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Слабое развитие общей моторики — это неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

     Даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача, — значит, и ваш ребенок не исключение.
     Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени и чем раньше взрослые (родители, воспитатели) начнут работать с детьми в этом направлении, тем быстрее и проще пройдет процесс развития мелкой моторики, а, следовательно, и развитие речевых навыков.

     Одной из самых распространенных форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

     Пальчиковая гимнастика («Пальчиковые игры») — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

     Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб активизировать умение работать руками:
— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
— запускать пальцами мелкие «волчки»;
— разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
— сжимать и разжимать кулачки, делать кулачки мягкими и твёрдыми;
— барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
— махать в  воздухе одними пальцами;
— собирать все пальцы в щепотку;
— нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
— завязывать узелки на шнурке, на верёвке;
— застёгивать — расстёгивать пуговицы;
— играть с конструктором, мозаикой:
— складывать матрёшек;
— рисовать в воздухе;
— мять руками поролоновые шарики, губки;
— сжимать, наполненные водой резиновые игрушки, спринцовки;
— рисовать, раскрашивать, штриховать;
— плести, шить, вышивать;
— делать аппликации (работать с бумагой, ножницами, клеем);
— играть с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров);
— играть в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками;
— угадывать предметы с закрытыми глазами на ощупь.

     Упражнения с пальцами рук описаны во многих литературных источниках и могут быть использованы для самостоятельных занятий родителями с детьми. Главным достоинством таких упражнений является их простота и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения и безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.

     Для развития мелкой и крупной моторики также рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни:
— переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку;
— пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;
— уход за растениями в помещении и на улице;
— подметание мытье пола;
— разделение сыпучих веществ;
— складывание салфеток;
— чистка овощей и фруктов с использованием овощечистки;
— мытье посуды.

      Специалисты в детском саду (воспитатели, логопеды) используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но родители должны знать, что только с их помощью и поддержкой развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним. Желаем успехов!

Оставить комментарий: