a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер – класс: Дидактическая игра «Теремок»

Автор: Мусина Лариса Дамировна Опубликовано: 2016-11-05 10:38:49

Цель: Развитие пространственного мышления дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать у детей пространственныепредставления: слева, справа, вверху, внизу, между, рядом;
  2. Закреплять ориентировку на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине, согласно инструкции;
  3. Развивать у детей мышление, внимание, память;
  4. Расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов;
  5. учить понимать слова, обозначающие направления движения, выполнять действия по инструкции;
  6. учить показывать направления движения, определять местонахождение предметов и их изменение при выполнении разных перемещений;
  7. выполнять различные действия с реальными и воображаемыми предметами, определять их местонахождение;
  8. отражать словом основные направления.

 

Актуальность:

Появился человек на свет и сразу начинает усваивать информацию, изучать, пытаться понять, т.е. мыслить. Как в этом помочь маленькому исследователю?

Мышление разделяют на несколько типов: пространственное, творческое, логическое и абстрактное.

Одной из первостепенных задач обучения дошкольников является развитие их интеллекта. В свою очередь важной стороной интеллектуального развития ребёнка является развитие его пространственного мышления, обеспечивающего ориентацию в пространстве (практическом и теоретическом), эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности.

Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессионально важных качеств. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям (инженера, архитектора, строителя, оператора, диспетчера и др.).

Роль пространственного мышления в овладении различными видами деятельности особенно возросла в настоящее время в связи с широким использованием в науке и технике графического моделирования, позволяющего более наглядно, и вместе с тем достаточно формализовано выявлять и описывать исследуемые теоретические зависимости, прогнозировать их проявление в различных областях действительности.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях раскрывается исключительная роль освоения предметного и социального пространства в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Поэтому считаю актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Мастер – класс:

Сегодня мы хотели бы познакомить вас с увлекательной игрой «Теремок», которую разработал Ситников О.А.. Главная цель этой игры  заключается в том, чтобы с её помощью формировать у дошкольников умение рассматривать различные пути или варианты достижения цели. В каждом квадрате игрового поля изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат.

В этой игре какое – либо животное путешествует по игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу. Приступим.

В нашем Теремке 9 комнат, где дружно живут соседи: божья коровка, улитка, пчелка, лягушка, мышка, ежик, медвежонок, зайчонок, уточка.  Живут дружно, и ходят друг к другу в гости.

 

Знакомство детей с игрой можно начинать с простого задания

Задание 1:

Давайте рассмотрим наш Теремок. Скажите, кто живет на 1 этаже? 2? 3? Кто живет в нижнем левом углу? В правом верхнем углу? Кто живет на одном этаже с мышкой? и т.д. Зная, кто живет в комнатах - квадратиках, мы можем сказать, какие из них живут рядом, а какие через один квадратик друг от друга.

 

   После того, как игровое поле освоено ребенком, жители Теремка начинают ходить в гости. В этом нам помогут дорожки -  программы.

Задание 2:

Например, божья коровка пошла в гости, спустилась на один квадратик вниз, на один вправо. К кому в гости пришла коровка? Правильно к мышке и т.д. Когда дети освоят эти несложные дорожки – программы, программа усложняется  и действий становиться больше.

 

Освоив дорожки – программы, дети учатся сами создавать эти программы для определенного жителя Теремка. Животные нарисованы схематически, так что нарисовать их детям будет не сложно.

Задание 3:

Зная, как могут путешествовать наши жители теремка, составьте дорожку – программу, как медвежонок пошел в гости к улитке. Отрабатывая задание, сразу учим ребенка записи. В первой клеточке у нас медвежонок, в следующей клетке отмечаем первый шаг медвежонка, и т.д. пока медвежонок не придет в гости к улитке.

Так же мы можем вместо квадратика назначения загадать детям загадку, например, отгадайте к кому в гости пошел зайчонок?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Еж)

И попросить построить дорожку – программу.

Когда дети начнут с легкостью справляться с составлением дорожки - программы, мы можем усложнять условием. Например, составьте самую короткую или самую длинную дорожку – программу. Очень важно, чтобы при продумывании ходов ребенок смог найти несколько путей прохождения от одного квадратика в другой.

 

Задание 4:

 Более сложным заданием станет составить программу, когда например, появляются правила, такие как:

  1. улитка может передвигаться только наискосок;
  2. зайчонок может прыгать только прямо; и т.д.

Со временем игровое поле может быть увеличено до 16, 25 квадратиков, и тогда правила могут быть такими:

  1. Лягушонок может прыгать только прямо и через одну клетку.
  2. Пчелка может летать только наискосок и через одну клетку и т.д.

 

Задание 5:

Во время индивидуальной работы с детьми, которым сложно составлять дорожки – программы,  можно поиграть в игру «Почта». Где сам ребенок участвует в роли почтальона. Начнем с листа бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок,  и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу».

Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если ребенок испытывает затруднения, можно начать игру в «почту» с цельного листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу» и т.п.  А потом уже переходить на наше игровое поле. Например, уточка написала письмо лягушонку, как мы можем доставить его.

 

 

 

Задание 6:

Так же мы можем поиграть с детьми в игру «Робот», что так же поможет научить детей ориентироваться в пространстве, понимать координаты пространства.

Сам ребёнок участвует в роли робота, выполняющего команды воспитателя. Например, «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.»

 

Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, дети учатся  быстрее находить лучшее решение.

Задание 7:

Для этого нам поможет  следующая игра. Перед детьми лежит игровое поле. Воспитатель задает словесную программу, а дети должны в уме следить за перемещением животного и сказать к кому пришел в гости наш путешественник. Усложняется это заданием, тем что дети не имеют перед глазами игрового поля.

Так же с детьми можно поиграть в игру «Птичка в клетке», которая так же помогает развитию пространственного мышления. Для этой игры нам нужно игровое поле на 9 клеток, в центре нарисована птичка. Начинаем играть, так же как и в предыдущей игре, имея перед глазами игровое поле. Водящий командует вправо, вверх, влево, влево, вниз, вправо, вниз, вправо, а дети должны мысленно следить за перемещением птички и если водящий «вывел» птичку из клетки, т.е. дал команду, после выполнения которой птичка оказывается за пределами поля, дети должны хлопнуть в ладоши, поднять руку или сказать «Стоп». Потом играть с детьми не смотря на игровое поле. Продолжая усложнять игру можно увеличивать игровое поле до 16 или даже 25 клеток. Со временем и сами дети могут стать водящими в этой игре.

Эта игра отлично тренирует память, внимание, развивает пространственное воображение. Особенно хороша эта игра для старших дошкольников, которым важно научиться ориентироваться в передвижениях по клеточкам. Мы предлагаем вам провести мастер – класс по этой игре с родителями своей группы, так как она очень хорошо подходит для поездок, когда нужно занять ребенка.

Коментарии
марина написано 2021-03-26 18:20:11
очень интересный Мастер -класс
Ответить

Оставить комментарий: