a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

06.11.2016. Консультация для родителей "Что надо знать о своём ребёнке". Подготовила: воспитатель Бигонь Н.К.

Опубликовано: 2016-11-06 11:51:27
<p><strong>Что надо знать о своём ребёнке?</strong></p> <p>Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети - глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также, чтобы правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности. Зачастую можно услышать от родителей такую фразу: &laquo;Я знаю, что нужно моему ребенку!&raquo;. Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась. &nbsp;Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился нас в стране давно и крепко укрепился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе: это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в таком виде: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым! Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного - жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал следующий мотив: &laquo;Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось осуществить!&raquo;. А когда &nbsp;у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают, что в бедах своего чада виноваты они сами.</p> <p>В неполной семье существуют свои проблемы - проблемы одиноких мам &nbsp;Чувство тревоги не насыщаемо, и повод для очередной тревоги находится всегда. Так появляется гипертревога. Одинокая мама пытается создать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к негативным последствиям для ребенка. Для матери это не менее губительно. Отдавал все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, подругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает своё одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.&nbsp;<br /> Одна из распространенных ошибок одиноких мам - завышение требований к ребенку. Желание компенсировать свои неудачи за счет его удач. &nbsp;Многочисленные исследования детей из трех типов семьи - неполной, полной конфликтной и полной благополучной обнаружили, что по большинству показателей (успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказываются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.</p> <p>В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.&nbsp;<br /> &nbsp; &nbsp; &nbsp;Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности.&nbsp;<br /> &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;<strong>&nbsp; Каковы же они, главные законы детства?</strong></p> <p><u>Ребенку, в его полноценном развитии, необходимо:</u></p> <ul> <li>нормальные родители;</li> <li>хорошие условия жизни и воспитания;</li> <li>полноценное общение со сверстниками и взрослыми;</li> <li>постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.</li> </ul> <p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; Могучая потребность в деятельности вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. В дошкольном возрасте - это игровая деятельность, в младшем школьном - учебная. &nbsp;</p> <p>&nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;<u>Нарушения нормального развития ребенка наступают:</u></p> <ul> <li>когда нет согласия между воспитателями, папой и мамой,</li> <li>между родителями и педагогами,</li> <li>когда разрушается цепочка преемственности.</li> </ul> <p>Именно тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется &laquo;возу, который тянут в разные стороны&raquo;. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону. &nbsp;Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.</p> <p>Педагогическая запущенность - это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы. &nbsp;Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.</p> <p><strong>&laquo;Какой Вы родитель?&raquo;</strong></p> <p>Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.</p> <table width="800"> <tbody> <tr> <td width="72"> <p><strong>№</strong></p> </td> <td width="358"> <p><strong>Содержание вопроса</strong></p> </td> <td width="125"> <p><strong>Отметка</strong></p> </td> <td width="125"> <p><strong>Баллы</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>1</p> </td> <td width="358"> <p>Сколько раз тебе повторять?</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>2</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>2</p> </td> <td width="358"> <p>Посоветуй мне, пожалуйста.</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>1</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>3</p> </td> <td width="358"> <p>Не знаю, что без тебя бы я делал(а).</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>1</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>4</p> </td> <td width="358"> <p>И в кого ты только такой уродился (уродилась)?</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>1</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>5</p> </td> <td width="358"> <p>Какие у тебя замечательные друзья!</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>1</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>6</p> </td> <td width="358"> <p>Ну, на кого ты похожь(а)?</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>2</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>7</p> </td> <td width="358"> <p>Я в твои годы&hellip;</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>2</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>8</p> </td> <td width="358"> <p>Ты моя опора и помощник (помощница)!</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>1</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>9</p> </td> <td width="358"> <p>Ну, что за друзья у тебя?</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>2</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>10</p> </td> <td width="358"> <p>О чём ты только думаешь?</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>2</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>11</p> </td> <td width="358"> <p>Какая (какой) ты у меня умница (умник)!</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>1</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>12</p> </td> <td width="358"> <p>А как ты считаешь, сынок (доченька)?</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>1</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>13</p> </td> <td width="358"> <p>У всех дети, как дети, а ты!..</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>2</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p>14</p> </td> <td width="358"> <p>Какой (какая) ты у меня сообразительный(ая)!</p> </td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125"> <p><strong>1</strong></p> </td> </tr> <tr> <td width="72"> <p><strong>ИТОГО:</strong></p> </td> <td width="358">&nbsp;</td> <td width="125">&nbsp;</td> <td width="125">&nbsp;</td> </tr> </tbody> </table> <p><strong><u>Ключ к тесту.</u></strong><u>&nbsp;Теперь подсчитайте общее количество баллов.</u></p> <p><strong>От 5 до 7 баллов.</strong>&nbsp;Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.&nbsp;<br /> <strong>От 8 до 10 баллов.</strong>&nbsp;Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.</p> <p><strong>11 баллов и выше.</strong>&nbsp;Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.</p> <p><strong>&nbsp; &nbsp; &nbsp;Конечно, Вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих. &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;</strong></p> <p><strong><u>&laquo;Чтобы воспитать Человека&raquo; Нужно!</u></strong></p> <ol> <li>Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.</li> <li>Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.&nbsp;<br /> 3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать.&nbsp;<br /> 4. Понимать, что в любых проступках ребенка, следует винить, прежде всего, себя.&nbsp;<br /> 5. Не пытаться &laquo;лепить&raquo; своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.</li> <li>Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.</li> <li>Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.</li> </ol> <p><strong>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;<u>Нельзя!&nbsp;<br /> </u></strong>1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.</p> <ol start="2"> <li>Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.</li> <li>Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили: он вас об этом не просил.</li> <li>Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.&nbsp;<br /> 5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).</li> <li>Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.</li> <li>Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов, бабушек и дедушек.<br /> </li> </ol> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p>

Документы для скачивания