a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект НОД в старшей группе «Прошлое и настоящее моего народа»

Опубликовано: 2016-11-06 20:15:11

Документы для скачивания

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» а. Икон- Халк Тема: «Прошлое и настоящее моего народа » 2016год, а. Икон- Халк Занятие на тему: «Прошлое и настоящее моего народа » Цель: познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаями, традициями и историей ногайского народа. Расширить, обогатить и уточнить знания детей, воспитывать интерес к материальной части и духовной культуре народа. Научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище, учить составлять короткие описательные рассказы, упражнять в образовании прилагательных от существительных обозначающих строительный материал. Интеграция областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно- эстетическое развитие». Предварительная работа: беседы «Я ногаец», «Моя малая родина», «Жилище ногайцев», рассматривание слайдов «Юрта», «Современные дома», экскурсия по центральной улице аула, рассматривание домов. Материал к занятию: Макет юрты, видеослайды с изображением юрты и современных домов, бумага, силуэты юрты, гуашь, кисти, клей, наклейки, баночки с водой. Ход занятия Ход занятия: Воспитатель: У нас сегодня дорогие гости из г. Карачаевска и Карачаевского района. Давайте поздороваемся с ними. Дети здороваются с гостями: Хош келдинъиз. Здравствуйте! ( Играет тихая национальная музыка) Ребята, волшебный цветок «Цветик- семицветик» у нас в гостях. Мы с вами отправимся с этим цветком в удивительный мир волшебства. Он очередной раз откроет нам много интересного. Давайте произнесем волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг! ». Воспитатель срывает первый лепесток. Расскажите, ребята, о своей малой и большой родине. Дети рассказывают: Дети: Я живу в Ногайском районе, ауле Икон- Халк, Карачаево- Черкесской Республики. Еще наш аул называется Токтамыс, п о имени хана Тох тамыша. Эркен- Шахар районный центр нашего района. Малая родина наша- Карачаево- Черкесия. Большая родина- Россия. Воспитатель: Срывают лепесток. Рассказ о столице и народах КЧР. Как называется стол ица республики Карачаево- Черкес ии? Дети: Столица нашей республики- город Черкесск. - А столица нашей великой России- Москва Воспитатель: Народы каких национальностей живут в нашей республике? Дети: Наша республика многонациональная, живут более 100 национальностей. В нашей республике в дружбе и согласии живут русские, ногайцы, карачаевцы, черкесы, абазины, осетины и другие. Воспитатель: Молодцы, в ы показали свои знания о малой и большой родине. Воспитатель: Давайте сорвем следующий лепесток. Что же он скажет? Срывают. Воспитатель: Ребята, л епесток просит остановить время и вернуться к нашим предкам. Как вы думаете, остановим время? Вам будет интересно? Воспитатель: Д авайте закроем глазки и произнесем волшебные слова: «Время, время остановись к нашим предкам повернись ». Воспитатель: Ребята, Время остановилось, мы попали в прошлое нашего народа. Входит Эдиге. Здоровается «Куьн яхшы болсын баалы конаклар! Баалы саьбийлер! Здравствуйте дорогие гости, дорогие ребята. Вы узнали меня? Да, я Эдиге- хан Ногайской Орды. - Основатель Ногайской Орды Эдиге: Что вы знаете о Ногайской Орде, о прошлом и настоящем ногайцев? Расскажите мне. Воспитатель: Ну что, ребята, расскажем? Дети: Ногайцы раньше занимали большие территории от Урала до Дуная. После распада Золотой орды возникло( образовалось) новое государство Ногайская орда. Территория находилась в степях между Волгой и Уралом( Яиком) . Ребенок: Ногаи были кочевым народом. Они кочевали по левому берегу Урала, — до Сибири, доходили до Казани, до Приаралья и севера Прикаспия. Центром Орды был город Сарайчи к на нижнем Урале. Ребенок: Название Орды происходит от имени военачальника Золотой орды — Ногая. Основателем Ногайской Орды считается Эдиге. Ногайцы имели свое государство. У ногайцев были большие территории. Воспитатель: В настоящее время, где проживают ногайцы. Ребенолк: Сейчас ногайцы живут в Карачаево- Черкесии, Дагестане, Ставропольском крае, Астраханской области, Чечне, в Турции, Румынии, Австрии. Ребенок: - В прошлом у ногайцев были большие пастбища. Они были скотоводами, пасли большие стада скота( разводили баранов, коров, лошадей, верблюдов) . Ребенок: - Наряду со скотоводством ногайцы занимались земледелием( сеяли просо, овёс, пшеницу) , бахчеводством и садоводством. Разводили также домашнюю птицу( кур, гусей, уток) . Ногайцы ходили на охоту и занимались рыболовством( зайцы, сайгаки, лисы и др. ; сельдь, усач, осётр, лосось и др. ) . Воспитатель: обращается к Эдиге –Эдиге, видите наши дети как много знают о ногайцах. Эдиге: Молодцы! Вы меня обрадовали с воими ответами. Я очень доволен вами. Воспитатель: Срывают еще лепесток. Расскажите о жилище ногайцев. ( показывает слайды) Воспитатель: Р ебята, я сегодня расскажу о жилище ногайцев( показывает юрту) . Раньше ногайцы кочевали из одного места в другое, потому, что основным занятием было скотоводство. Они пасли скот в хороших пастбищах. Поэтому они не строили дома, как сейчас строят. Они жили в юртах- терме. Вот в таких юртах( показывает) . Эти юрты легко собирались их ставили даже женщины. Юрта- это малый круг, имеющий решетчатый складной каркас стен. Юрту можно за считанные минуты свернуть и погрузить на лошадей или волов отправиться в долгий путь при перекочевке. Богатые скотоводы имели большие юрты, крытые белым войлоком. Украшали свою юрту разными красивыми орнаментами. Вот таки ми( показывает) . Орнаменты похожи на бараний рог, заячьи ушки, на травку, трилистник. Поэтому этот орнамент назывался бараний рог, это т заячье ушко, это т трилистик. Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая- мужская. В женской половине находилась посуда, одежда, сундук, люлька, вещи, которые нужны женщине. А в мужской по ловине- орудия труда, охоты. Как вы думаете, где женская половина? Дети показывают. Воспитатель: Как вы это узнали? Дети: Потому что в женской половине предметы быта –посуда, одежда, сундук, люлька. Воспитатель: Назовите предметы быта. - Что вы еще заметили в юрте? Дети: - Огонь- тандыр. Воспитатель: - Зачем нужен огонь? Дети: О гонь нужен, чтобы приготовить обед, обогреть жилище. Воспитатель: О гонь, дети, у ногайского народа особо почитался, он являлся оберегом семьи и дома. Как вы понимаете слово «оберег»? Дети: О гонь оберегал семью от холода и голода. В холод огонь согревал- кормил( люди могли себе варить еду) . Очаг всегда находился в центре юрты. Воспитатель: Как вы думаете, куда же выходил дым от кос тра? Дети: - Д ым выходил на улицу через отверстие на крыше. Закрепление: С кажите, где жили ногайцы? Дети: Ногайцы жили в юртах, потому что кочевали с одного места на другое. Эдиге: Еще почему? Дети: Юрту можно было быстро собрать и ставить. Даже женщины могли быстро ставить юрты. Воспитатель: Как вы думаете, чем занимались люди в семье? Дети: М ама –готовила еду, папа –пас скот, охотился, бабушка – делала войлочные изделия, вязала теплые вещи, дедушка- охранял очаг, а дети играли. А вы любите играть? Давайте поиграем в игру. Игра «Тахта куршак» Тахта куршак ойнаймыз, ойнаймыз Аллахтан ямгыр тилеймиз, тилеймиз, Элеклеп, шелеклеп биз тилеймиз кудайдан. Ямгыр явсын, ямгыр явсын арпадан, бидайдан Бежен толдсын, бежен толсын тилеймиз кудайдан, Бавдан шарлык авсын, авсын, Оьлген йоллар тирилсин, тирилсин, Бийик оьлен оьссин, оьссин. Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли; показывает слайды «Прошлое и настоящее жилище ногайцев». Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в каких домах живут люди сейчас? Дети: Люди сейчас строят большие, красивые дома и живут в больших, красивых, кирпичных домах. Воспитатель: У нас есть еще не сорванные лепестки. Сабир сорви лепесток. Воспитатель: Лепесток просит вас прочитать стихи, пословицы, поговорки. Давным- давно в былых веках Об этом дед мне рассказал: В широких ветреных степях Народ ногайский проживал, От Волги до Карпатских гор Он всю равнину занимал. Любил свободу и простор, Себя в обиду не давал. Кипчаков буйных древний род Свой дух ногайцам передал, И кочевать из года в год В степях ногайских завещал. В походах проходила жизнь Кочевников в те времена, И за добычей выезжал Ногаец, оседлав, коня. По всем степям в те времена Ногаец вольно кочевал, Свои богатые стада Он к лучшим пастбищам гонял. И Ставрополье и Кубань Ногайский говор оглашал. И богу мать и Астрахань Давно ногаец обживал. Осталось мало нас совсем Потомков кочевых племен Но песни дедов По сей день поем. На свете много стран больших, И много малых есть, И для народности любой Язык свой- это честь. 1Аьр миллеттинъ тили де Оьзине бек баадай Ногай тилим мага да Айлак баа сонадай. 2 Аьр халктынъ да оьзинше Тувган байыр тили бар. Ана тилим, миллет тил Ногай миллет тилим бар. Поговорки ногайские: Земля родины- рай, а ее вода –щербет. Землю, где родился и вырос, только глупый человек забывает. Отец- образец для сына. Кто тебе сосед, тот тебе и родной брат. «Зайди»- можно сказать, «Уходи»- говорить нельзя. Эдиге: Молодцы, ребята. Воспитатель: Следующий лепесток сорвет Алан. Расскажите что такое намыс и гостеприимство. Ребенок: - Намыс- это нормы поведения в семье и обществе. Воспитатель: Как понимаете значение слова « Намыс». Ребенок: Нужно быть человечным, совестливым, скромным, уметь всегда и везде помогать ближнему, уступать ему, выручать его. Ребено к: - Уважать старших, быть послушным, почтительно относиться к женщинам, девочкам; быть гостеприимным. Воспитатель: А гостеприимство что такое? Ребенок: - Гостеприимство- умение встречать гостя, открытость и уважительное отношение к гостью не зависимо от возраста. Ребенок: - Дом каждого ногайца открыт для гостя. Ногайцы говорят, что «дом без комнаты для приѐма гостей – плохой дом». Ребенок: - Еще в ногайской пословице говорится «Когда приезжает шестилетний гость издалека, то шестидесятилетний встаѐт и уступает ему место». Ребенок: - В доме всегда должна быть специальная комната, которая ждѐт гостя. Гостя не спрашивают, зачем он приехал и надолго ли. Ребенок: - Ногайцы гостям подают ногайский чай с маслом сыром, медом, бавырсак и катлама, потом подают самые вкусные блюда. Исполняют все просьбы гостя. Воспитатель: Молодцы. Правильно ответили. Вот и последний лепесток. Знаете ли вы, традиционные праздники ногайцев. Ребенок: Это праздники- Навруз- байрам, Сабантой, Тепреш, свадьбы. Ребенок- Год начинали с весеннего месяца- март( навруз. ) . В этот месяц в день весеннего равноденствия- куьнделим( 21 марта) устраивали Навруз- байрам – праздник Нового года. Ребенок: - В этот день юноши( молодые люди) ходила по аулу с ветками облепихи или терна, на которые были прикреплены подснежники. Юноши заходили в дома, предлагали подснежники, пели песни, получали подарки. Данный ногайский обычай схож с освящением вербы у русских. Пение песни «Навруз» Ребенок: ( Играет тихо песня «Сабантой») Еще есть праздник Сабантой( праздник плуга) - это праздник первой весенней борозды. Его проводили и проводят сейчас после встречи Нового года( Навруза. ) Обычно организовывали после окончания весеннего сева, но иногда и до сева или после весенней вспашки. Ребенок: - На Сабантое проводилась обрядовая вспашка. Еѐ выполнял хан, а ханий бросала на пахоту семена, потом они вдвоѐм поливали землю и имитировали уже жатву урожая. Ребенок: - Сабантой – праздник показа стариками своей мудрости, молодѐжью – силы, удали, мастерства в исполнении песен, танцев. Юноши состязались в джигитовке, в стрельбе из ружья и лука, соревновались силачи и борцы, наездники. Устраивался конно- спортивный праздник. Эти праздники каждый год празднуем в детском саду и в Ногайском районе. Ребенок: - Еще есть праздник «Тепреш». Каждый год перед Пасхой в пятницу дети выходят на Тоьбе( высокий холм) , на праздник Тепреш. Отличительным признаком этого праздника является окрашивание яиц и катание их с горки. ( поиграть с детьми, катать крашенные яйца) . Воспитатель: - Обычай крашения и игры с яйцами является одним из древних доисламских обычаев ногайцев. Яйцо, заключает в себе новую жизнь, является источником мироздания. Оно широко применяется до сих пор как символ плодородия. Молодцы, ребята, очень о многом рассказали. Хорошо знаете свою историю А сейчас украсим яйца( дети приклеивают на яйца готовые наклейки) ( подготовить крашенные яйца, а дети приклеят наклейки) . Воспитатель: Молодцы. Эдиге: Молодцы! Вы меня порадовали своими знаниями о ногайцах. Очень доволен вами, спокоен за вас, за будущее нашего народа. Мне пора прощаться и найти свое место в истории ногайского народа. Это угощение вам( катлама- ногайское блюдо) . Займу свое место в истории ногайцев. Аман калынъыз. Прощайте!

Оставить комментарий: