«Телевидение в жизни семьи и ребенка»

Опубликовано: 09:45:50 08-11-2016

Автор: Варварина Анна Николаевна

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Отличительная черта времени, в котором мы живем, - стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. По мнению многих родителей, как только ребенок переступают порог дома, телевизор становится его полноправным хозяином. Дети смотрят телевизор, а родители смотрят на детей и начинают переживать по этому поводу. А есть ли на то причины? Давайте постараемся вместе разобраться в вопросах:
- Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?
-Сколько и что должны смотреть дети?
-Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?
2. Разминка. Введение в проблему.
Воспитатель: Символом обсуждаемой темы объявляется телевизор. (Слайд 1)
Пожалуйста нарисуйте на своих листочках схематично телевизор определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к теме встречи: большой телевизор означает пользу, маленький-вред. Родители зарисовывают и прикрепляют картинки на специально подготовленное место. Делается вывод.
Воспитатель: Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывание родителей). Вопрос, о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В тоже время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которые изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской психике. Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его вроде бы никто не смотрит, но и не выключает. Ребенок постоянно находится в зашумленной среде: играет, разговаривает с родителями, кушает, засыпает под звуки телевизора. Следует помнить, что и взрослым и детям иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и с близкими.

3. Обсуждение результатов микроисследования.
Воспитатель (имитирует включение телевизора). А сейчас пришло время узнать о проблеме телезависимости (слайд 2). Я хочу познакомить вас с результатами опроса детей нашей группы .
Слайд 2.Ответы на вопросы были такими:
• - Сколько раз в неделю дети смотрят телевизор?
Каждый день -17 детей
Только в выходные-0детей
Редко-1 реб

• С кем ты смотришь телевизор?
Один- 10 детей
С братом или сестрой- 5 детей
Всей семьей-3 детей
• -Что ты смотришь?
Все подряд- 7 детей
Мультфильмы-10 детей
Детские передач -1 ребенок
• -Если ты оказался на необитаемом острове, какие бы ты заказал предметы у волшебника?
Телевизор-11 детей
Еду-1 ребенок
Игрушки-4 ребенка
Книги-2 ребенка
А теперь несколько слов о результатах анкетирования родителей .В анкетировании участвовали 16 родителей нашей группы.(воспитатель приводит данные анализа анкетирования родителей) (слайд 3).
Вопрос:Что делает Ваш ребенок после прихода домой из детского сада? (Отметьте три наиболее частых занятия)
- играет самостоятельно 9 чел ;
-смотрит телевизор 13 чел ;
-гуляет 2 реб;
-играет вместе со мной-3 чел
-слушает чтение книги1 чел ;
-играет с братьями, сестрами, друзьями- 5 чел;
-ходит по дому, не в силах себя ничем занять
-свой вариант (написать)_компьютер -1 чел
Играет с кошкой 1 чел
2. Как часто Ваш ребенок смотрит телевизор?
-каждый день -13 чел
-1-2 раза в неделю-2 чел
-только по выходным дням-1 чел

3.Какие передачи он смотрит чаще всего?
Мультфильмы -14 чел
Детские передачи-2 чел
4. Какие герои больше всего нравятся Вашему ребенку?
Положительные 7чел
Разные-9 чел
5. Как Вы считаете, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают? Почему?
Позитивное-16
6.Обсуждаете ли Вы с ребенком просмотренные передачи?
-всегда -5 чел
-иногда-11 чел

7.Ограничиваете ли Вы просмотр ребенком телепередач
-да, безусловно-8 чел;
-иногда это бывает-7 чел;
-считаю что этого делать не надо-1 чел;

8. Что по Вашему мнению необходимо сделать ,чтобы телевизор стал другом, а не врагом Вашего ребенка ?
Смотреть по времени-3 чел
Смотреть определенные передачи-7 чел
Разнообразить досуг ребенка прогулками и рисованием-1 чел
Не знают-5чел

9.Как часто работает телевизор в Вашем доме?
-включен всегда с утра до вечера -1 чел;
-чаще всего включен-12 чел;
-включается только для просмотра определенных программ-3 чел;


4.Сообщение «Польза и вред мультфильмов».
Ведь это так удобно: ребёнок спокойно смотрит телевизор, не шалит, не разбрасывает игрушки, не пристаёт к маме с вопросами.
Нельзя сказать, что взрослые совсем не подозревают о вреде мультфильмов. Большинство мам и пап знают, что долго сидеть у экрана вредно для здоровья и для психики ребёнка. Но о том, насколько серьёзными могут быть последствия просмотренных малышами анимационных фильмов, точно знают только профессиональные психологи.
Маленьких детей привлекают яркие, живые картинки. Поэтому практически любые мультики они смотрят охотно и с удовольствием.
Слайд 4.-Но психологи утверждают: детский мозг ещё не готов обрабатывать информацию, которая поступает с экранов телевизоров со слишком большой скоростью. Малыш, смотрящий телевизор, на самом деле не развлекается, а напряжённо работает.
Длительное нахождение перед экраном может привести даже к развитию у ребёнка неврозов или психозов.
Слайд 5.Психологи также предупреждают о вреде чрезмерно ярких картинок, мелькающих перед глазами ребёнка во время просмотра ими анимационных сериалов и фильмов. Они рекомендуют детям до 3-х лет показывать чёрно-белые варианты мультиков.
Слайд 6.Кроме того, профессиональные педагоги и психологи утверждают : маленькие дети воспринимают всё, что видят на экране телевизора, как жизненную правду. Они ещё не умеют анализировать, разделять поступки героев на хорошие и плохие.
Слайд 7.Зато они быстро впитывают всю поступающую им информацию, перенимают и копируют модель поведения, предложенную создателями анимационных фильмов. А герои многих современных мультфильмов, особенно западных, ведут себя далеко не образцово.
Слайд 8.Детские мультипликационные фильмы производства США пользуются огромной популярностью во всём мире. Ежегодно американские анимационные компании создают новые хиты, приносящие огромные доходы их авторам и непоправимый вред детской психике.
Российские психологи решили провести эксперимент, чтобы точно определить вред зарубежных мультфильмов. Они пересмотрели все самые популярные американские мультики, которые чаще всего показывают по телевизору: «Шрек», «Алладин», «Красавица и Чудовище», «Гуффи и друзья», «Дональд Дак», «Дятел Вуди», «Золушка» и др.
Слайд 9.В результате они пришли к страшному выводу: большая часть всех этих анимационных произведений способствует искажённому восприятию материнства. Более того, эти анимационные произведения направлены на формирование у детей образа жизни, не предполагающего создания семьи и продолжения рода.
Каким же образом работает психологическая программа, закодированная в мультфильмах?
Слайд 10.Её главным орудием являются мультипликационные героини. Они — полная противоположность известным женским образам из советских мультфильмов. Ведь Алёнушка, Василиса, Золушка, Марья-Искусница и другие героини, столь любимые детьми предыдущих поколений, отличаются своей скромностью, целомудренностью, какой-то загадочностью. В них нет даже намёка на эротичность. Женственность их фигур едва подчёркивается, а красота является естественной.
У положительных героинь мультипликационных фильмов советской эпохи всегда добрые лица и приятный голос. Они являются олицетворением образа материнства и имеют некую схожесть с образом Богоматери.
Слайд 11.Совершенно иными предстают героини американских мультфильмов: вред влияния каждой из них кроется в откровенной сексуальности этих красавиц. Женщины из анимационных фильмов распущены. Они не кокетничают и не заигрывают, а умело соблазняют. И такую раскрепощённую модель поведения у них копируют маленькие девочки.
Психологи заметили: практически все эти героини имеют одни и те же черты лица. Это приводит к формированию у мальчиков идеала женской красоты, которой в природе не существует. В итоге потом им будет сложно найти свою половинку.
Слайд 12.К тому же, американские мультипликационные красавицы зачастую ведут себя не по-женски: они заправски дерутся, ругаются, легко справляются с мужской работой, демонстрируют свою физическую силу. Такие героини способствуют формированию у детей неправильных стереотипов женского и мужского поведения.
Слайд 13.Им начинает казаться, что женщины должны быть сильными и самодостаточными, а мужчины – грубыми и безалаберными.
Слайд 14 Вред западных мультфильмов заключается именно в том, что они формируют у детей представление о жизни как о бесконечном развлечении и игре. В результате они вырастают безответственными и неспособными решать взрослые проблемы.
Психологи, исследовавшие вред мультфильмов для детей, заметили, что в США эти анимационные произведения использовались для снижения рождаемости. В нашей стране эффект данного психологического оружия тоже уже заметен.
Но если для Америки снижение численности населения в своё время было необходимостью, то для России оно чревато вымиранием. Выходит, для уничтожения нашей нации Америке вовсе не нужно начинать какую-либо войну, достаточно просто распространять вредные мультфильмы.
Но, слава Богу, не всё так страшно. Взрослым вполне под силу защитить своих детей от негативного воздействия западной анимации.
5.Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.
Ознакомившись со статистикой и результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы.Воспитатель: В нашей группе существуют разные взгляды и мнения.

Игра «Вопросы-ответы»
Телевизор: -Полностью захватывает сознание ребенка?
-Развивает творческие способности, воображение ребенка?
-Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка?
- Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости?
-Позволяет развивать кругозор ребенка?
-Повышает состояние тревожности, нервозности, страха?
- Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность?
-Позволяет получать новые знания?
-Ухудшает зрение ребенка?
-Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления?
Вывод:
Просмотр телепередач дает возможность:
-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;
-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;
-понять что такое хорошо и что такое плохо;
-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;
-занять свободное время.
В то же время длительный просмотр телевизионных передач отрицательно влияет на здоровье детей:
-ухудшается зрение, сон, аппетит, перегружается нервная система ребенка;
-опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости, насилия;
-у детей возникает настоящая зависимость, страсть к телевидению.
Влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети не могут определить,где правда, где ложь. Они доверяют всему, что показывается на экране. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.


6 Самостоятельная работа родителей в группах.
Задание для 1 группы родителей: вспомнить мультфильм «Маша и медведь» по слайдам и составить план беседы с ребенком об увиденном.
Задание для 2 группы родителей: вспомнить мультфильм «Фиксики» и составить план беседы с ребенком об увиденном.
В заключении родителям выдается памятка «Просмотр телепередач» .

7.Заключительная часть.
1. Рефлексия «Пирамида знаний».
Родители записывают на небольших листочках знания, приобретенные или расширенные на собрании, и приклеивают свои листочки к заранее приготовленному контуру пирамиды.
Вывод: Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят. Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными. Дети ,которые много смотрят телевизор , обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень холестерина в крови.
Советы родителям:
1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело -пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы , которыми ,на ваш взгляд , следовало бы ограничиться.
3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.
4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем ,какие передачи и в какое время смотрит ребенок.
5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.

Опрос детей старшей группы:
Вопросы:
• Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
каждый день;
в выходные дни;
очень редко смотрят телевизор.
• Ты смотришь телевизор один или всей семьей?
один смотрит;
с братом или с сестрой;
всей семьей.
• Ты смотришь все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
смотрят все подряд;
фильмы и мультфильмы;
только детские передачи.
• Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы ты предметы заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?
попросили телевизор;
еду;
игрушки, книги.

Памятка для родителей «Просмотр телепередач».
1. Подумайте для разнообразия своего досуга, вспомните свои потребности и интересы. Если Вы будете уделять внимание и другим формам досуга, то на телевизор у Вас будет уходить не более 1-2 часов за вечер: творчество, игры на свежем воздухе, общение с природой, займитесь чем-то нужным и полезным, что в полной мере помогает реализовать себя.
2. Развернитесь к решению своих проблем, к проблемам детей, взаимоотношений с близкими и родными и решайте их. Возьмите на вооружение принцип сознательного отказа от телевидения или ограничения его в Вашей жизни до минимума. Отказываясь, вы ничего не теряете, а , наоборот приобретаете!
3. Вместо электронного наркотика, который только мог заглушать стрессы ,неудовлетворенности и напряжения ,выработайте другие ,здоровые способы снятия напряжения и восстановления своих сил, главное, чтобы они были разнообразны и помогали Вам развиваться как личности.
Памятка для родителей «Просмотр телепередач».
1. Подумайте для разнообразия своего досуга, вспомните свои потребности и интересы. Если Вы будете уделять внимание и другим формам досуга, то на телевизор у Вас будет уходить не более 1-2 часов за вечер: творчество, игры на свежем воздухе, общение с природой, займитесь чем-то нужным и полезным, что в полной мере помогает реализовать себя.
2. Развернитесь к решению своих проблем, к проблемам детей, взаимоотношений с близкими и родными и решайте их. Возьмите на вооружение принцип сознательного отказа от телевидения или ограничения его в Вашей жизни до минимума. Отказываясь, вы ничего не теряете, а , наоборот приобретаете!
3. Вместо электронного наркотика, который только мог заглушать стрессы ,неудовлетворенности и напряжения ,выработайте другие ,здоровые способы снятия напряжения и восстановления своих сил, главное, чтобы они были разнообразны и помогали Вам развиваться как личности.

 


Правила для родителей.
1. До 2-2,5 лет ребенку нельзя(!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше позже) – не более15 минут в день, и только вместе с мамой. Она должна проговаривать вслух все, что происходит на экране, и объяснять это ребенку. Такой пересказ необходим, потому что 2-3 летний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так кАк скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших детей и тем более взрослых.
2. Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным ,доступным малышу содержанием.
3. Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий.
4. Передача «Спокойной ночи, малыши!» может быть рекомендована детям начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки с ведущим к мультфильму, для начала можно просмотреть только первую часть передачи, мультфильм записывать ,а просматривать его в другой день.
5. Если Вы заметили ,что вечером ребенок перевозбуждается от просмотра телепередач , делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том ,как прошел день, что Вы с ним видели ,что делали, как играли, что нового он узнал.
6. Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит!


Индивидуальные консультации.
«Телевидение и дети»
До 3-4 летнего возраста детей привлекает лишь движение на экране. Различать реальное и воображаемое им трудно до 7 лет; с 4 до7 лет преобладает идентификация: дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими. После 7 лет они становятся способны соотносить телевизионные образы и сюжеты с реальностью. Дети должны смотреть только качественные телепередачи, сделанные профессионально и соответствующие их возрасту. Родителям стоит понимать, что есть передачи полезные для развития ребенка, есть по – настоящему вредные, а есть нейтральные –бесполезные, но и не приносящие вреда. С самого начала родителям следует договориться с ребенком о том, какие передачи и сколько раз в неделю он будет смотреть. Сосредоточьте внимание не на времени просмотра , а на содержании передач. Это поможет ему ощущать себя участником выбора, а не пассивным зрителем. Что делать, чтобы ребенок соблюдал правила просмотра? Невозможно постоянно стоять у ребенка за спиной, особенно когда родители работают. Разумный выход – приучать их к определенным правилам как можно раньше, пока ребенок еще маленький, тогда не придется, потом применять «санкции». Всегда объясняйте ему свою позицию и причины, по которым вы ограничиваете время просмотра. Дети любят смотреть рекламу: им нравятся ее ритм, музыка, движение. С 3–4 лет они легко распознают мелодии клипов и логотипы товаров. И только лет с 7 – 8 они способны понимать особые задачи и механизмы воздействия рекламных роликов. Важно, чтобы родители объясняли ребенку, что такое реклама. 7 – летние и даже 5 – летние уже вполне способны понять, что вещь не становиться лучше от того, что ее показали по телевизору, зато стоит дороже, потому что на рекламу потрачены большие деньги и теперь за это заплатят покупатели. Так реклама окажется хорошим поводом в простой и понятной форме преподать ребенку первые познания из области экономики.
Мальчики и девочки 4 – 10 лет смотрят телевизор в среднем около 2,5 часа в день; 11 – 14 лет – 3 часа в день. Старше 15 лет – 4 часа в день(это примерно на час больше, чем смотрели их сверстники в 1999 году).Итак, значит, все – таки вредит? Когда предлагаемые ребенку образы не мешают ему совершать свою «работу ребенка», в них нет ничего плохого. Важнее не то, что ребенок видит на экране, а то, что потом он делает с увиденным. Задача родителей – помочь ему употребить полученную информацию себе на пользу. И, возможно, объяснить, что телевидение, как и любые изобретения нашей культуры, имеет свою оборотную сторону…
«Влияние телевидения на детей».
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?
1. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
2. ЗАВИСИМОСТЬ. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?
Старайтесь не превращать телевизор в участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.
3. ПАССИВНОСТЬ. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах - думать, при прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни причем, так как ни на что не можете повлиять. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. Долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное - воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

Индивидуальная работа с детьми.
Чтение стихотворений детям:
В. Черняева «Чудесное окно».
Что же это за окно?
В нём мультфильмы и
кино,
Зоопарк и карнавал…
Выбирай любой канал!

В. Каганов «Телевизор».
Детям мультфильмы покажет,
Взрослым -концерт и кино,
Новости за день и даже
То, что случилось давно.
Белые льды Антарктиды,
И океанское дно-
Каждый сумеет увидеть
В чудное это окно.

И. Шандра «Считалка».
По порядку и с начала
Сосчитаю все каналы.
Первый – действует на нервы -
Драки и стрельба на первом!
На втором – лишь сериалы!
Даже мама засыпала.
Третий– тут заснул дедуля.
На четвертом – все уснули!
Пятый – что-то про искусство.
Хорошо, но как-то грустно.
НА шестом – то бокс, то гонки.
Очень скучно для ребёнка!
Семь – сплошные мелодрамы.
На восьмом – одни рекламы!
Девять – снова сериалы!
Десять – кончились каналы!
Нету мультиков опять!
Надо заново считать!

Р. Полякова «Интересное кино».
Я сижу у телика,
Я смотрю все мультики,
Мамочка в истерике
Отбирает пультики.
Это, мол, зараза,
Говорит, для глаза.
Я ж смотрю во все глаза.
Мама - против, а я - з

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: