a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Представление педагогического опыта работы воспитателя ГК ОУ РМ «Ардатовская общеобразовательная школа – интернат для детей с нарушениями зрения» Силантьевой Татьяны Александровны. "Социализация, развитие творческих способностей учащихся с нарушением зрения через занятия выразительным чтением."

Опубликовано: 2016-11-08 12:21:31

Социализация, развитие творческих способностей учащихся с нарушением зрения через занятия выразительным чтением.

В условиях политической, экономической и социальной нестабильности, одной из основных задач, стоящих перед современными коррекционно- образовательными и реабилитационными учреждениями для слабовидящих, является задача подготовки выпускника, способного не только быстро и успешно интегрироваться в общество зрячих, но и способного легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, реализовать свои потенциальные возможности в различных ее сферах, обладать максимальной самостоятельностью и способностью самообразовываться.

Трудности в обучении можно предупредить, если будет организовано специальное коррекционно-развивающее обучение, направленное на активизацию зрительного восприятия, так как психологи и педагоги доказывают, что высокий уровень всех психических прочесов и зрительного восприятия в частности достигается лишь в условиях целенаправленного обучения в процессе которого педагог управляет процессом анализирующего восприятия. Контингент образовательных учреждений для детей с нарушением зрения имеет свою специфику, проявляющуюся в замедленности, фрагментарности зрительного восприятия, трудностях осуществления зрительно-пространственного анализа и синтеза, что приводит к нарушению целостности восприятия, связанного с прослеживанием движущихся объектов, что обуславливает возникновение определенных трудностей в процессе восприятия явлений и предметов окружающего мира.

Решение этих задач зависит во многом от условий обучения и воспитания детей с нарушением зрения, направленное на формирование базовой культуры личности, культуры воспитания. Так же важнейшим условием для успешной реализации перечисленных задач является формирование у детей с нарушением зрения определенного уровня коммуникативной культуры, лежащей в основе любой деятельности. У детей с нарушением зрения, прежде всего страдает процесс приобретения коммуникативного опыта, что негативно сказывается на количестве и качестве коммуникативных знаний, умений и навыков, на темпах овладения слабовидящими детьми средствами общения, на развитии умения переносить сформированные коммуникативные навыки на различные виды деятельности. Основное содержание деятельности нашей школы является комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами развития. Каждый педагог в школе ищет свое направление, через которое он может добиться наиболее полного решения проблемы коррекции проблем своих воспитанников.

Вот уже много лет я руковожу школьным театром. При изучении коммуникативных процессов у своих воспитанников я особо выделяю паралингвистический тип отношений, который включает в себя жест, мимику. Занятия театральной деятельностью помогают слабовидящему школьнику более полно выражать свои эмоции в жизни, отрепетировав их во время исполнения ролей. Именно это меня подтолкнуло к занятию с детьми выразительным чтением. Именно выразительное чтение привело меня к хорошим результатам в решении многих вопросов, связанных с социализацией детей с нарушением зрения.

Понятие выразительное чтение имеет несколько значений:

- искусство творческого воплощения литературных произведений в художественно организованной устной речи;

- самостоятельный вид искусства, суть которого состоит в творческом воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове;

- исполнительное искусство, материалом которого является литературное произведение. Таким образом, выразительное чтение – это вид искусства, суть которого заключается в творческом воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове. Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть отношение художника к изображаемому, передать особенности художественной формы, стиля автора.

Искусство художественного чтения, так же как и театральное, - искусство исполнительское, в основе которого лежит литературное произведение. Однако в каждом из названных искусств воплощение осуществляется разными выразительными средствами. В театре пьесу мы исполняем коллективом участников, в искусстве же художественного чтения исполнителем произведения является один человек. В театре каждый актер играет одну роль, воплощает один образ, а чтец, исполняя произведение, воплощает всю систему образов. Театральное искусство – искусство синтетическое. «Жить» в пьесе и воздействовать на публику помогают декорация, свет, грим, реквизит, костюмы. А в искусстве художественного чтения нет никаких дополнительных выразительных средств, кроме тех, которыми располагает сам исполнитель (его голос, интонация, мимика, жест). Актер перевоплощается в образ персонажа, действует от его лица, живет его жизнью. Чтец не перевоплощается в образы персонажей. Он рассказывает о них, о тот, как они живут, действуют, думают, говорят, выявляя одновременно собственное к ним отношение; рассказывают так, как будто сам является свидетелем тех событий, о которых повествует автор. При этом чтец в воображении слушателей вызывает не только образы персонажей, но и окружающую их обстановку, их быт, условия их жизни и т.д. Чтец одновременно и автор, и декоратор, и осветитель, и гример, и костюмер, и герой, и героиня, потому что он должен удержать в руках все составные части рассказа и перебросить их в зал. Не смотря на сложность предстоящей перед чтецом задачи, наши актеры из школьного театра очень любят заниматься выразительным чтением, выступать на школьных концертах, мероприятиях, участвовать в конкурсах. Это связано с тем, что подготовка монолога или стихотворения занимает меньше времени, чем в постановке большого спектакля и дает возможность показать свое искусство зрителю. Задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа текста, уяснения мыслей и намерений автора, его отношения к людям, фактам и событиям, о которых он рассказывает, той идеи, которую он утверждает. На индивидуальных занятиях с ребятами мы все эти моменты тщательно разбираем и анализируем. Каждый исполнитель по-своему трактует образы героев, мысли и намерения автора, по-своему видит изображенную им жизнь, по-своему определяет смысл ее явлений и ту идею, которая в них рассказывается, поэтому исполнение каждого отдельного исполнителя глубоко индивидуально. Это очень часто встречается на наших занятиях, ребята по - своему трактуют стихи, и все исполнения имеют право на существование. Дети в моем театре очень любят исполнять стихи дуэтом, что значительно улучшает исполнение. Разнообразие трактовки обусловлено личными индивидуальными особенностями каждого исполнителя: его жизненным опытом, пониманием данного автора, теми оттенками чувств, переживаний, которые вызывает у него изображенные в произведении люди и события.

Конечная цель чтеца – в соответствии со своей трактовкой раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их увидеть, почувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель. Я работаю по программе «Радуга», целью которой является развитие творческих способностей у детей с нарушением зрения.

Обучение школьников выразительному чтению я строю с учетом законов художественного чтения – искусства творческого воплощения литературного произведения. Выразительное чтение в школе преследует прежде всего воспитательные цели: - формирование духовно богатой, всесторонне развитой, творческой личности учащегося. Содержание и методы обучения выразительному чтению усложняются от класса к классу в соответствии с возрастом учащихся. Но соблюдение законов искусства необходимо на всех ступенях обучения. В работе по выразительному чтению основное место занимает проникновение в художественное произведение, творческое освоение текста. Очень важно зародить у ученика желание донести до слушателя свои мысли и чувства.

Репетиционная работа проводится в индивидуальной форме. Во время занятий стараюсь учить слабовидящих детей овладевать мимикой лица, правильному выражению своих чувств. Особые занятия посвящаются работе над правильным использованием жеста, позы, манере поведения героя. Во время этих занятий формируется правильная осанка, воспитывается сценическая свобода и сценическое внимание. Учитывая сложность поставленных задач, использую такие педагогические методы работы, как показ, рассказ, беседа, убеждение примером, поощрение т.д. Особым методом моей работы являются этюды на выражение эмоций человека, попавшего в различные жизненные ситуации. Выполняя данные упражнения, молодые артисты часто предлагают выдуманные ими ситуации, которые сами оценивают. Так ненавязчиво, дети учатся быть эмоциональными, становятся более подвижными и уверенными в себе.

За время моей работы в школе – интернат для детей с нарушением зрения очень многие воспитанники стали заниматься выразительным чтением. Особо хочется отметить победы моих воспитанников. Так дуэт чтецов Курбатов Костя и Щербаков Вадим заняли первое место на республиканском фестивале «Созвездие» за исполнение стихотворения О.Высоцской «Ему двенадцать лет». Дуэт чтецов Зимина Мария и Малкин Николай заняли первое место на республиканском фестивале «Созвездие» в г.Саранске за чтение стихотворения Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». Воспитанница Зимина Мария заняла первое место в муниципальном этапе форума «Одаренные дети» за исполнение стихотворения «Императрица». За исполнение этого же стихотворения Мария Зимина была награждена Дипломом 1 степени на фестивале «Созвездие» в г.Саранске. Бирюков Вадим в 2016 году награжден Дипломом 1 степени за первое место фестивале «Созвездие» за лучшие актерские способности. В ноябре 2016 года Алипова Настя заняла первое место в районном конкурсе чтецов «Волшебный мир кино» за чтение монолога Шурочки из фильма «Гусарская баллада».

Многие выпускники нашей школы – участники театрального коллектива – занимались выразительным чтением. Они стали студентами вузов страны, трудятся на предприятиях, имеют семьи. Очень хочется надеяться, что в их адаптации к условиям современной жизни есть заслуга нашей совместной работы по выразительному чтению.

 

 

 

Оставить комментарий: