a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Программа воспитания и обучения в детском саду

Опубликовано: 2014-07-18 10:09:03
Программа воспитания и обучения в детском саду
 

       «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. 
       В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. 
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. 
       Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. 
Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. 
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. 

       Для достижения целей программы первостепенное значение имеют: 
1. забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка; 
2. создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко
всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; 
3. максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция
в целях повышения эффективности образовательного процесса; 
4. креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения; 
5. вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; 
6. уважительное отношение к результатам детского творчества; 
7. обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения; 
8. координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; 
9. обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения
в целом; 
10. соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей
умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного
возраста. 

       Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. 

       Структура программы: программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: 
1. ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста); 
2. младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы); 
3. средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа); 
4. старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе
группы). 

       В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни. 
       В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении. 
       Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Документы для скачивания