a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

" Сущность и понимание понятий национальной культуры и национальных традиций в контексте дошкольного учреждения"

Автор: Томарова Ирина Рудольфовна Опубликовано: 2016-11-12 08:23:02

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей" Сущность и понимание понятий национальной культуры и национальных традиций в контексте дошкольного учреждения" « Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции ». В. Чивилихин Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, отстоять и приумножить ценности национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Все это возможно только тогда, когда каждый ребенок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ведь именно дошкольный возраст является « сензитивным », исключительно важным в плане социально- нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни Ребенок, по мнению таких авторов, как: В. Г. Безносова, В. П.  Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Поэтому современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов национальной культуры в процесс развития ребенка. Тогда уже сегодня перед педагогами стоит сложнейшая задача- воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно меняющейся действительности. А чтобы найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения не нужно далеко ходить, ссылаться, конечно, нужно в первую очередь на народные истоки. Эта та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо обязательно помнить о бережном отношении к родному языку, истории и культуре. Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому- все это и воплощено в учебно- воспитательном процессе дошкольного учреждения. Для эффективного воздействия культуры на духовное, нравственное развитие ребенка- дошкольника, а также чтобы он испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев. Таким образом, сфера образования призвана обеспечивать духовно- нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Как известно уже очень давно, человек, как дерево, не может жить без корней, поэтому изучение национального достояния, истории духовной национальной культуры является первоосновой для национального воспитания, менталитета и духовности в воспитании молодого поколения. Тогда перед нами с вами предстает задача в раскрытии сущности понятий, которыми мы дальше будем пользоваться и без которых не возможно будет раскрыть смысл темы приобщения детей к национальной культуре в дошкольном учреждении. Итак, начнем с объяснения понятия « нации ». Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющееся в общности культуры[ 9] . Например, именно такой общностью есть многонациональный народ Российской Федерации. Он представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться « нации »( в этнокультурном и социально- политическом смыслах) , национальности и народы. Национальное государство — государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно- экономической основой, общей территорией, общими историко- культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация- национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой[ 9] . Национальное самосознание( идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба[ 9] . Ценность – ценный предмет, явление( хранение ценностей, культурные ценности, материальные и духовные ценности) [ 9] . Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально- исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях[ 11] . Соответственно духовно- нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется исключительно только в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей: - семейной жизни; - культурно- регионального сообщества; - культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; - российской гражданской нации; - мирового сообщества. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу[ 9] . Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению своему Отечеству. Культура – все достижения человечества в производственной, общественной и духовной жизни[ 9] . Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений( напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т. п. ) [ 9] . Таким образом, сложив всю понятийную картину, мы понимаем, что наиболее актуальным представляется вопрос о жизни людей в гармонии с традициями и культурным наследием народов, только таким образом возможно сохранить многие общечеловеческие ценности. Именно для этого надо начинать « вращивать » ребенка в этнографическую культуру уже в дошкольном возрасте, так как приобретенные в это время знания, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Оставить комментарий: