a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

13/11/2016 год. Конспект занятия по рисованию "Хохломская тарелка"

Автор: Косарева Дарья Григорьевна Опубликовано: 2016-11-13 13:06:40

Тема:  «Хохломская тарелка»

Образовательная область: «Художественное творчество»

П/с: - Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

-Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

- воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Предварительная работа:

  1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
  2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
  3. Цикл НОД в области   «Художественное творчество» (декоративное рисование).
  4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов  в совместной деятельности воспитателя с детьми и  самостоятельной  художественной деятельности детей.
  5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде»,  «Угадай-ка!».

Материал и оборудование:

  1. Выставка предметов народно – прикладного искусства: иллюстрации с изображением хохломской посуды, технологическая карта с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.
  2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; тонированные тарелки, салфетки, кисти, тычки, баночка с водой.

Ход занятия.

1.Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть очень рада я!

2.Мотивационно-ориентировочный этап.

- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Сегодня день у нас особый,  я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

      - А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте.

(Воспитатель «открывает» выставку хохломских изделий).

Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, весёлое и др.). - Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Какой цвет использует  художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята!

3.Проблемно - поисковый этап.

-Ребята, а что еще есть на выставке?

(Воспитатель достает нерасписные заготовки (тарелки).

- А мы можем их разместить на нашей выставке?

(Нет. Почему?)

- А что мы можем сделать , чтобы эти кружки превратились в хохломские тарелочки?

(Расписать под хохлому).

- А каким образом мы будем расписывать тарелки?

-С чего начнёте?

  1. Рисуем кайму по форме.
  2. Рисуем завиток - изогнутую веточку.
  3. На завитке рисуем сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.

Воспитатель: Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

 - Молодцы, ребята, всё знаете! А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

  1. Практический этап.

Дети берут заготовки и проходят за столы.

Начинают расписывать тарелки.

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Анализ работ.

 - Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.

- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!

 - А что больше всего понравилось вам, и почему?

2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.

  1. Последующая работа.

- Ребята, впереди нас ждет праздник «День матери». И мы вместе к празднику оформим выставку с вашими работами.

Документы для скачивания