a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Особенности бега как основного вида движений

Автор: Кабанова Ольга Борисовна Опубликовано: 2016-11-14 19:31:05

Умение быстро и ловко бегать необходимо в основной дея­тельности ребенка — игре. Бег чаще других движений исполь­зуется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площад­ках во дворах.

Бег входит в содержание многих видов движе­ний: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бад­минтон, волейбол, баскетбол. Бег составляет основу комплекса ГТО. В последние годы широкое распространение среди всех слоев населения получил оздоровительный бег.

Как и ходьба, бег является упражнением циклического типа, в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом. Это является отличительным признаком бега в сравнении с ходьбой. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору, Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления)   позволяет   совершать   бег   длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость.

Внешняя легкость бега связана с наличием оптимальных уси­лий при совершенной координации движений. Одним из основ­ных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (высокую скорость или продолжительность бега), является ритмичность бега. Бег на местности, связанный с неровностями почвы, резки­ми поворотами, подъемами и спусками, теряет свою циклич­ность и ритмичность, характерные при беге в зале или на спе­циальной дорожке. Такой бег требует умения хорошо и быстро перестраивать координацию движений.

Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично, с хорошей координацией движений рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий. Так, на неровной поверхности эффективнее бег в замедленном тем­пе с сохранением равновесия; в горку — мелким шагом, с го­ры — широким, в играх  ловлей и увертыванием — бег в пе­ременном темпе, с поворотами, неожиданными остановками.

В своей повседневной деятельности и играх дети чаще все­го используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег высоко под­нимая колени), имеющим важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость.

Бег как новый вид двигательных действий появляется у де­тей на втором году жизни после того, как они научатся уверен­но ходить. Сначала это просто ускоренная ходьба частыми и мелкими шагами. Туловище при этом сильно наклоняется впе­ред, ноги согнуты в коленях. Создается впечатление, что ребе­нок как бы падает. В начале третьего года жизни ребенка эта своеобразная ускоренная ходьба становится собственно бегом, появляется характерная его особенность — полет, хотя шаги все еще семенящие, неравномерные, а нога ставится на поверх­ность тяжело, сразу всей стопой — «шлепает». Движения рук не всегда согласуются с движениями ног.

За период от 2 до 7 лет бег у детей становится легким, рит­мичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног со­гласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок. Дети уже способны выполнять разные виды бега, при­меняя различную его технику. Например, на коротком отрезке при задании пробежать быстро они выполняют энергичный бег на носках, с активными движениями рук. При беге на большую дистанцию они бегут в спокойном темпе, ставя ногу перекатом с пятки на носок, движения рук слегка расслабленные.

Для того чтобы дети постепенно совершенствовали разные виды бега, необходимо создавать им соответствующие условия.

Методика обучения бегу

При обучении бегу детей младшего возраста большое значе­ние имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и иг­рах педагог выполняет задание вместе с детьми, обращая их внимание на легкость бега, координацию движений. Использует при этом игровой образ, например, бегите, как мышки. При вы­полнении таких имитационных действий не всегда нужно пока­зывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что де­тям понятен и знаком предложенный для подражания образ. Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, на­пример «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте рука­ми». Нередко это приводит к обратному результату: дети начи­нают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно ча­ще предлагать игровые задания — добежать до игрушки, под­бежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бе­гом: «Воробушки и автомобиль», «Кошка и мышки» и др.

В дальнейшем при обучении бегу детей старшего возраста педагог уже меньше показывает сам, больше объясняет, обра­щает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит лег­ко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может слу­жить примером.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь про­должить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими дви­жениями — ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Бег с введением дополнительных заданий чаще всего прово­дится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробе­ги — не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.

Для воспитания выносливости полезен бег в равномерном медленном, темпе. Он используется в работе с детьми всех воз­растных групп. Для детей первой и второй младших групп дли­тельность бега составляет 30—60 с, для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2—3 мин. Этот вид бега применяется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Целесообразно ис­пользовать длительный медленный бег на воздухе, включая его в игры «Летчики», «Космонавты» и др. и чередуя с преодоле­нием некоторых препятствий (пройти по бревну, подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

Виды бега

Виды бега различны. В спортивной практике бег делится в зависимости от длины дистанции: спринт(60—100 м), бег на средние дистанции (400—1000 м), бег на длинные дистанции (от 2000 м), марафонский бег.

Кроме этого, различают бег кроссовый, с препятствиями, барьерный бег. За последние годы особую популярность приобрел бег в невысоком темпе (трус­цой), применяющийся в оздоровительных целях.

Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного воз­раста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокой­ном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отли­чаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.

Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть сто­пы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При от­талкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в сто­роны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не по­ворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного по­ворота туловища.

Обычный бег в среднем темпе широко используется для обу­чения некоторым элементам техники, навыкам правильного ко­ординированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить поправки в свои действия.

Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. При­мерная продолжительность непрерывного бега возрастает по­степенно с 10—15 с в младших группах до 35—40 с в старших (повторяется 2—4 раза с перерывами). Для детей 6—7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают эле­ментами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.

Бег на носках. Ногу следует ставить на переднюю    часть стопы, не касаясь пяткой пола. Шаг короткий, темп быстрый. Движения рук спокойные, расслабленные, в такт шагам, высоко их не поднимать. Можно поставить руки на пояс.

Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая сог­нутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мяг­ким, эластичным и в то же время достаточно энергичным дви­жением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначи­тельным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.

Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая тол­чок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.

Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. Туловище наклонено вперед несколько больше обычного, руки на поясе. Согнутая в колене нога после толчка отводится назад (ста­раться пяткой достать ягодицу). Чередовать с обычным бегом, несколько больше расслабляя при этом ноги, давая им отдых.

Бег окрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой — влево, левой — вправо. Нога ставится на стопу.

Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размаши­стым движением. Толчок делать вперед-вверх.

Продолжительность непрерывного бега на носках, с высо­ким подниманием колен, с отведением назад согнутой в колене ноги небольшая (10—20 с). Как правило, эти виды бега повто­ряются 2—3 раза, чередуя каждый вид с обычным бегом или ходьбой. Бег широким шагом дается на дистанции 10—12 м. Для этого бега можно использовать различные ориентиры — линии, шнуры, плоские обручи, набивные мячи.

Бег в быстром темпе. Выполняется на передней части сто­пы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Маховую ногу выносить вперед-вверх. Туловище наклонено вперед по ходу движения, голова с ним на одной линии. Плечи разверну­ты, не напряжены, смотреть вперед.

Быстрый бег применяется чаще всего в играх с элементами соревнования. Длительность такого бега невелика — 5—8 с. Од­нако, чередуясь с естественными остановками — отдыхом, он может повторяться 4—5 раз.

Медленный бег за последнее время завоевал большую попу­лярность, в основном как средство развития общей выносливо­сти, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не уско­рять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать корот­кие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в лок­тях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.

Бег в переменном темпе используется в сочетании с други­ми движениями. Главная задача при обучении этому виду бе­га— научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соот­ветствующий содержанию задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнего шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь бы­стро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направле­ния. В переменном темпе можно предлагать разные упраж­нения.

Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и часты­ми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп бо­лее частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохра­нить равновесие. Движения рук естественные, помогающие дви­жению по прямой и на поворотах.

Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в об­руч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замед­лять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.

Бег в разных естественных условиях развивает умение при­менить наиболее соответствующий этим условиям вид бега, его темп и скорость. Бег по извилистой дорожке отличается от бе­га по прямой, а бег по песку требует иной техники и иных уси­лий, чем бег по грунтовой дорожке. Изменяя привычные для де­тей условия, подбирая разные их сочетания, надо способство­вать развитию столь нужного в жизни умения — использовать наиболее эффективный вид бега в соответствии с условиями по­верхности (грунтовая, травянистая, асфальтовая дорожка, бег по песку, воде, на горку и с горки).

При беге в горку нога ставится на носок, шаг короткий, ту­ловище наклонено вперед. При сбегании нога ставится на всю стопу или с пятки на носок, ноги больше согнуты в коленях, ту­ловище несколько отклонено назад.

При беге вверх и вниз по доске, положенной наклонно, стопы ставят близко одна к другой, носки в стороны не разводят, регулируют сохранение равновесия движениями рук.


 

 

Оставить комментарий: