a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Памятка для родителей: «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи дошкольников»

Автор: Керейтова Мекке Закерьяевна Опубликовано: 2016-11-14 21:21:44

Памятка для родителей:

«Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи дошкольников»

 

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Е. Щукина.

Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. 

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Т. о. речь - это основное средство общения, обмена мыслями, чувствами, налаживания социальных и эмоциональных контактов, совместной деятельности.

Речь – процесс сложный и многосторонний, включающий различные функции: звуковую (уметь воспринимать и воспроизводить правильно звуки, уметь чувствовать ритм, интонацию); лексическую (обогащать словарный запас, активизировать активный словарь, т. е. использование слов в своей речи; пополнять пассивный словарь, т.е. слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи); грамматическую (уметь правильно строить словосочетания и предложения).
Важно так же развивать связную речь: обучать диалогической и монологической речи.

Развивать речь – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить ребенка построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, школа, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребенок

В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно актуальной и  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является подмена  живого  человеческого  общения зависимостью от компьютера,   недостаток общения  родителей  со  своими  детьми.

Игры и упражнения для развития и совершенствования различных речевых навыков.

Увеличению словарного запаса школьника могут способствовать следующие игры.

Игра "Картинки-загадки".

В данной игре используются картинки с изображением различных предметов.
Ребенок берет одну из картинок. Не показывая ее, он описывает предмет, нарисованный на ней. Взрослый должны отгадать предмет. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

 

«Узнай предмет по описанию».

Взрослый предлагает ребенку узнать объект по группе признаков и действий, которые к нему относятся: маленький, колючий, сопит, бегает, сворачивается в клубок (ёж). Затем они меняются ролями.

 

«Угадайка»

  1. Отгадывание загадок.

Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, обогащает их словарный запас. ”

Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает.

Важно, спросить у ребенка, а какие слова ему подсказали отгадку. Тем самым вы выделяете отличительные признаки данного предмета.

  1. Придумывание своих загадок. Ребенок сам придумывает загадки о каком-либо предмете.

«Игра в слова»

Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты (овощи,

деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

«Рыба, птица, зверь»

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым, сладким, твердым …)?»

На вопрос: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

«Интеллектуальный теннис»

Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.

«Противоположности»

Ищем слова, противоположные по смыслу: трус – храбрец, тёплый – холодный, бежать – стоять.

«Что делает?»

Взрослый называет слова, а ребенок рассказывает, что этот предмет может делать.

Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ....

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно

ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Игры для развития звуковой стороны речи.

«Назови слова»

  1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д.
  2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д.
  3. «Назови  как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д.

«Продолжи ряд»

Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

"Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут. 
Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес. 
Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова. 
Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

«Путешествие»

Семейная игра. Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р". Другой вариант "Путешествия". 
Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт). 
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой. 
Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т". 
И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные.

Скороговорки

Скороговорки используют для выработки навыков правильного произношения звуков, для артикуляции звуков речи. Еще в старину придумали скороговорки с их особенностью повторений букв и слогов и трудностью в произношении.

Вот несколько скороговорок, которые вы можете разучивать со своими детьми.

Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Король- орел, орел- король. 

Развития связной речи.

"Что означает выражение?" или "Пословицы".

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок. 

Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений. 

Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент. 

 

Литературные тексты – бесценный помощник в развитии речевых способностей школьников. Поговорите о положительных и отрицательных героях, обсудите их речь. Пусть ребёнок выскажет свою точку зрения. Это обогатит его речь новыми словами, оборотами, синтаксическими конструкциями.

К пересказу прочитанного текста подойдите творчески. Предложите ребёнку пересказать текст от лица одного из героев. Можно рассказывать по очереди, включать элементы инсценировки.

Достоинством предложенных упражнений является то, что они не требуют материальных затрат и специальной подготовки. Работу с ребёнком можно в любое время: находясь дома, на природе, в автобусе.

Подведение итогов: Формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. В школе учителями создаются условия для успешного развития речи ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в решении данной проблемы.  Иначе все наши усилия не принесут положительных результатов.

Оставить комментарий: