a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад: Виды педагогическойдиагностики

Опубликовано: 2016-11-17 07:16:31

Педагогическая консультация Воспитатель средней группы Меметова- Асанова Л. Р. В иды педагогической диагностики, критерии результативности педагогической диагностики. Виды педагогической диагностики: Основная первичная( в начале учебного года) . Выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития( прогноз) . Основная итоговая( в конце учебного года) . Оценивание результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками, степень решения педагогами поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач. Промежуточная( может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. Выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им основной общеобразовательной программы Оперативная диагностика( в рамках конкретной образовательной работы с детьми) . Оценка качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми. Методы педагогической диагностики: Наблюдение Педагогическое наблюдение- это непосредственное восприятие, познание индивидуальной, уникальной конкретной картины проявлений развития ребенка, предоставляющее много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях; один из самых распространенных и наиболее доступных методов педагогической практики. Технология наблюдения 1. Определение темы, цели и задачи наблюдения( например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности со сверстниками и т. д. ) 2. Определение 3- 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, так как наблюдение за всеми детьми группы сразу практически невозможно. 3. Выбор ситуации наблюдения( когда наиболее целесообразно проводить наблюдение) . 4. Выбор способа фиксации результатов наблюдения( запись в блокноте, технологических картах и т. п. ) . Принципы диагностики: Не все проявления нужно и возможно фиксировать, т. к. какие- то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю, но, как советуют исследователи, не надо жалеть времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, выявить тенденцию этого развития. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать эмоциональную или этическую окраску. Результаты должны рассматриваться как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому, кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Надо не только фиксировать какой- либо факт, но и попытаться понять его причины( проанализировать) . Получение ответов от детей Обычно воспитатели получают ответы, задавая вопросы. Это происходит постоянно не только во время образовательной деятельности, но и во время обычного пребывания ребенка в детском саду. Например, можно попросить дошкольника сосчитать до пяти, давая ему проявить инициативу. Большую роль при этом играет форма постановки вопроса или способ создания определенной ситуации, где ребенку захотелось бы ответить даже на незаданный вопрос. Например спросить: «Интересно, а сколько детей в нашей группе знают числа до пяти? » или « Помогите мне назвать эти числа что- то сегодня путаю их названия». А если вы построите игру, в которой необходимо будет что- то сосчитать или обратиться к цифрам, можно получить нужный ответ, не задавая вопросов. Это не значит, что не следует задавать прямых вопросов, без них невозможно обойтись в реальной детсадовской жизни. При сборе информации методом получения ответов дайте детям возможность ответить различными способами. Не требуйте от них только одной формулировки ответа, которую считаете единственно правильной. Если ребенок затрудняется в ответе на вопрос воспитателя, не нужно немедленно бросаться отвечать за него. Ожидая, вы демонстрируете свое уважение и уверенность в том, что вопрос ему по плечу. Кроме того, задавая вопрос, вы должны быть уверены, что дети его действительно поняли. Разные дети по разному воспринимают одну и ту же информацию- здесь имеет значение и исходный уровень заинтересованности в данном виде детской деятельности, и степень его включенности в проблему, наконец просто его настроение. Сохранение продуктов детской деятельности Сбор рисунков, вылепленных или вырезанных фигурок, написанных букв, цифр, детских каракулей и т. п. , прежде всего, предоставляет нам информацию о прогрессе детей в различных видах деятельности. На основании того, что делал ребенок, мы можем судить и о его актуальном состоянии, его интересах, предпочтениях, уровне владения определенными техническими навыками, свободе самовыражения, о его опыте и т. п. Этот метод предоставляет очень важную информацию о развитии детей. Однако, сохраняя продукты детского творчества, необходимо помнить, что истинным хозяином является сам ребенок. Мы можем брать их только с его разрешения либо если ребенок сам подарит их нам. Основные критерии результативности педагогической диагностики. Ключевым моментом любой оценки, в том числе и педагогической, является выбор и обоснование адекватных критериев, характеристик и параметров. При этом критерии должны удовлетворять следующим общенаучным требованиям: они должны быть объективными; включать самые существенные, основные моменты исследуемого явления; охватывать типичные стороны явления; формулироваться коротко, ясно, точно; измерять именно то, что хочет проверить исследователь. Различают два типа критериев — количественные и качественные. Количественные критерии — это критерии, которые оцениваются по интервальной шкале. Качественные критерии невозможно измерять непосредственно, но они позволяют анализировать содержание педагогических процессов экспертными методами. Количественные критерии обычно используют для оценки результатов педагогической деятельности. К количественным критериям относятся: объем усвоенных знаний; коэффициент усвоения учебного материала; соотношение скорости усвоения учебного материала; коэффициент прочности усвоения учебного материала и др. К качественным критериям можно отнести следующие: уровень знания учебного материала; уровень понимания учебного материала; уровень овладения учебным материалом; умение фактически использовать усвоенное при решении практических задач; уровень овладения интеллектуальными навыками.

Оставить комментарий: