a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Современный ребенок-какой он?

Автор: Коломиец Татьяна Дмитриевна Опубликовано: 2016-11-20 23:12:55

Документы для скачивания

Современный ребенок – какой он? Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу( в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники( в 7- 8 лет) . а это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четыр ь мя. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. в се технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематогрофа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги дошкольных учреждений" нарисовали" портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущеный, воспитываемый телевизором. Дети хорошо информированы. Они рассуждают на" взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это" наслушанность" , под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.   У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много( если говорит) , но плохо. Педагоги бъют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу" Развитие речи" . Страдает не только раздел" Связная речь" , но и" Словарь" . Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю. Известный психолог Е. О. Смирнова делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых" середнячков" . Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваювающих программу обучения.  Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком- либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движени, их трудно удержать на одном месте. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Подрастающее поколение обладает" клиповым сознанием" , вскормленным рекламой и музыкальными роликами. Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер- способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически" подкованы" , легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая. Для современного ребенка, особенно жителя большого города, природа выступает чуждой, неизвестной средой. Исчезло естественное детское" дворовое" сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена. Серъезную проблему вызывает" уход" сюжетно- ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно- ролевой игры у дошкольников 6- 7 лет показали, что наивысшего уровня развития( по Д. Б. Эльконину игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к оьучениюю в начальной школе. Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн называет ориентацию общества, и соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог –" омоложение" болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. и следования показали, что это происходит, из- за" наследования опыта семейных неудач" , происходящего вследствии переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка. Обобщив фундоментальные исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей:    - резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;    - рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;   – уход из жизни ребенка сюжетно- ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно- потребностной сферы;    - снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;    - недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых стрруктур, в том числе отвечающих за произвольность;   – значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;    - рост" экранной" зависимости;    - ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;    - увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;    - снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;    - астенизация телосложения и снижение мышечной силы;    - рост каждые 10 лет на 10- 15% основных форм психических заболеваний;    - рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;    - увеличение численности одаренных детей. Итак, современный дошкольник достаточно противоречив. При этом поляризация проявления индивидуальных особенностей развития сейчас, пожалуй, становятся все более выраженными.   Основная проблема современного дошкольника – это  то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии. Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение( и/ или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учитс выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находиьь свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.   Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. и менно" здеь и сейчас"   закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

Оставить комментарий: