a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Метро-ритмическая система Карла Орфа

Автор: Корчагина Ольга Анатольевна Опубликовано: 2016-11-21 17:04:39

Документы для скачивания

Система Карла Орфа « Шульверк » Опыт детского музыкального воспитания с использованием музыкальных инструментов существует в разных странах. Созданы методические разработки, и даже педагогические системы( например, система музыкального воспитания Карла Орфа) , в которых на основе теоретических посылок и практических рекомендаций доказывается целесообразность и необходимость применения музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей. Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при  том быть очень простыми, удобными для игры и не требовать сколько- нибудь значительной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу.  Такого рода инструментарий был разработан Орфом совместно со знаменитым музыковедом Куртом Заксом.   Основой орфовского оркестра являются так называемые штабпил и- мелодические ударные инструменты  с деревянными или металлическими пластинками( различного размера ксилофоны, металлофоны, глокеншпили) ; а также широкая группа немелодических ударных( от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек) . Также – очень простые духовые инструменты: родственные народной свирели – разного диапазона блокфлейты; и некоторые смычковые инструменты, используемые для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах. На начальной стадии обучения Орф рекомендовал прежде всего ударные инструменты, прекрасно развивающие ритмическое чувство детей, а также некоторые мелодические инструмент ы- ксилофоны, глокеншпили, металлофоны, блокфлейты и др. Ценность его системы состоит в том, что она рассчитана на разные возрастные группы детей с учетом особенностей каждой. В 5- томном собрании «Музыка для детей»( « Schulwerk ») , подготовленном совместно с Гунильд Кетман, Орф предлагает практическую методику раннего развития музыкальных способностей детей. « Шульверк » на сегодняшний день – одна  из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире. « Шульверк » создавался в середине ХХ века и вобрал в себя многие тенденции развития музыкальной культуры своего времени: стремление освободиться от самодовлеющего значения классической гармонии, поиск нового в хорошо забытом старом: фольклоре и музыке доклассического периода; интерес к тембровому колориту; приоритет ритмического начала; поиск утраченной культуры свободного импровизационного музицирования. Что же такое « Шульверк »? В немецком слове  « Schulwerk »  вторая часть слова происходит от слова  « wirken »  ( действовать) и нацеливает на активное действие, сотворчество, собственное «формование» музыкального материала. Действительно, пьесы « Шульверка » созданы вовсе не для того, чтобы их  разучивали по нотам. Все они представляют собой модели, демонстрирующие последовательное усложнение музыкального материала и способ, который доступен детям для самостоятельного поиска мелодических и ритмических сре дств в р аботе с музыкальным материалом. Первостепенное значение отводится здесь метр о- ритмическому началу, которое строится не только на основе движения и игры на элементарных музыкальных инструментах, но прежде всего на речь, музыкальную декламацию и пение. В основе всех музыкальных упражнений, как ритмических, так и мелодических, лежат речевые упражнения. Огромное внимание уделено рифмам, поговоркам, пословицам, детским дразнилкам, считалкам. Музыка « Шульверка » основана на немецком фольклоре, но в последнем томе авторы обращаются и к старофранцузским, и к норвежским, и к католонским, и к датским песням и танцам. Как считал сам Орф, в каждой стране « Шульверк » должен быть существенно обогащен своим словесным и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором. Л. А. Баренбойм в своей книге «Система детского музыкального воспитания Карла Орфа », говорил о том, что «. . пьесы Орфа и Кетман написаны вовсе не для того, чтобы дети их заучивали и демонстрировали свое исполнительское умение; пьесы эт и- модели, созданные рукой крупного мастера, - предназначены для того, чтобы стимулировать музыкальное творчество детей, даровитых, и менее способных, вызвать к жизни детское музицирование, в первую очередь коллективное…». Идея синкретического развития, опирающегося на народные лады, ритмы и жанры, подхваченная Орфом от Эмиля Жак- Далькроза, Белы Бартока, Золтана Кодая, ряда других просветителей и музыкантов, является для Шульверка ключевой. Музыка вырастает из ритмизованной речи, ее формы рождаются в танцевальном движении, и все это окрашивается радостью взаимного общения и игры. Ценность методики Карла Орфа заключается в простоте разучивания и игровой основе материала. В « Шульверке » Орф знакомит нас с лучшими образцами народной и профессиональной музыки разных стран. Методика нацелена на развитие способности каждого ребенка в условиях коллективной деятельности. « Шульверк » можно смело можно сочетать с другими методиками. В настоящее время в России есть несколько сотен педагогов, прошедших обучение в семинарах различных педагогов, которые имеют реальное представление о принципах работы с детьми в импровизационном “ключе”. Это свидетельствует о том, что внедрение и адаптация концепции К. Орфа происходит естественным путем, когда каждый желающий педагог приходит к ней сознательно. П ринципы орфовской педагогики ассимилированы во многих европейских странах, а так же в США, Канаде, Южной Америке, Японии, Китае и Таиланд е.

Оставить комментарий: