a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный педагогический опыт воспитателя Алямкиной В. Г. старшей( оздоровительной )группы

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Инновационный педагогический опыт воспитателя Алямкиной В. Г. старше й( оздоровительной) группы Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитие творческих и интеллектуальных способностях детей, коррекции эмоционально- волевой и двигательной сфер. Н а смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию гармоничного развития ребёнка. В связи с этим педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют новые методы, формы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Но одна из основных задач детского сада- это укрепление и сохранение здоровья воспитанников. Ведь, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, а рост и развитие детского организма требует бережного к нему отношения и щадящих нагрузок. Поэтому усилия работников учреждения направлены на оздоровление каждого ребёнка- дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий. Понимая значимость работы по формированию и укреплению, сохранению здоровья детей на протяжении 7 лет в нашем детском саду «Улыбка» существует оздоровительная группа для часто болеющих детей, где ведётся систематическая работа по здоровьесбережению, направленная на обеспечение физического, психического и социального благополучия. Поэтому, работая в оздоровительной группе, я поставила перед собой цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья на период нахождения в детском саду; сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, а также использовать здоровьесберегающие технологии в процессе обучения дошкольников для обеспечения психического и физического здоровья. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объёму образовательной нагрузки и внедрение малых форм физкультурной деятельности, частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у воспитанников старших и подготовительных к школе групп составляет примерно 40% . А это, в свою очередь, ведёт к закономерному ухудшению здоровья детей. Проанализировав все это, на каждом занятии стараюсь приложить максимум усилия по смягчению воздействия факторов, негативно влияющих на организм ребёнка, чередую разные виды деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, которые направлены на психофизические проблемы, возникающие у детей на конкретном занятии. Исходя из поставленной цели, на своих занятиях ставлю следующие задачи: - создание оптимальных условий для восприятия и переработки нового материала с наименьшим умственным утомлением. - рациональная организация двигательной деятельности на занятиях. - обеспечение положительного эмоционального настроя и психологического комфорта у детей. - воспитание у детей осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью. - использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного во всех видах организованных форм детской деятельности.   В своей работе руководствовалась различными нормативно- правовыми документами: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребёнка», «Положение МДОУ», Устав ДОУ, санитарными нормами и правилами, утверждённые совместным постановлением Министерством образования РФ и Госсанэпиднадзором, а также изучила современные образовательные программы, программу «Детство», «Остров здоровья», «Расти здоровым малыш», «Здравствуй», практическое пособие « Технология раскрепощенного гармоничного развития ребенка В. Ф. Базарного в учебном процессе », подбирала необходимый материал из дошкольных методик. Подходя к планиро ванию занятий, тщательно подбираю здоровьесберегающие методы и приёмы. Их планирую исходя из поставленных задач к каждому конкретному занятию. Постановка же задач зависит от нескольких факторов: от специфики самого занятия и его организационной структуры; о преобладающей нагрузки, видов образовательной деятельности детей конкретной группы; места занятия в расписании дня. С организационной точки зрения их делю на две группы: 1) требующие прерывания образовательной деятельности( физкультминутка, гимнастика для глаз, психогимнастика, массаж, точечный массаж, смехотерапия, подвижная игра и другие) . Они более яркие, демонстративные, зрелищные. 2) непосредственно сопровождающие образовательную деятельность( увеличение двигательной активност, элементы релаксации, смена динамической позы, музыкотерапия, куклотерапия, атр- терапия и др. ) эти методы и приёмы не ограничиваю в их применении, так как они встроены в образовательное содержание по теме занятия. На занятиях познавательного цикла, где предстоит продолжительная деятельность статического характера, я использую всевозможные способы увеличения двигательной активности детей. Это подвижная игра с дидактической направленностью: «Цифры заблудились», «Овощи и фрукты», «Волшебные верёвки» и др. Игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности, снятия мышечного и эмоционального напряжения, увеличения двигательной активности, одновременно решается задача закрепления знаний. С развитием первой фазы умственного утомления и мышечного напряжения, учитывая специфику занятия, провожу физкультминутки, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, с использованием массажных дорожек для ступней, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, упражнения для глаз. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: по формированию осанки, укрепления мышц рук, отдыха позвоночника, упражнения для ног и др. И всё это проводится в игровой форме. Их цель- поддержать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне. В каждое занятие включаю режим динамических поз в соответствии с видом деятельности. Часть занятия дети проводят стоя. Часть занятия- сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Для разминок и упражнений на мышечно- телесную и зрительную координацию. А также на развитие внимания и быстроты реакции использую схемы зрительных траекторий( «бегущие огоньки») . Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируется на зрительно- поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры, и детям предлагаю найти глазами какую- либо игрушку или фигуру. Затем пробежать глазами по кругу, в обратную сторону и т. д. На занятиях развитие речи, валеологии особенно большое удовлетворение, на мой взгляд, дети получают от точечного массажа. Данная технология лаёт большой оздоровительный эффект, помогает перезарядить энергию организма, освободить от усталости. В основном применяю массаж активных точек на голове, лице и ушах, на подошве, а также на пальцах рук. Для того, чтобы массаж не выполнялся чисто механически, даю возможность ребёнку творчески подойти к процессу. Ребёнок непросто надавливает на биологические точки, он играет, разглаживает, пощипывает. Для снятия повышения эмоционального напряжения на занятиях развития речи, изобразительной деятельности использую методы музыкотерапии и элементы релаксаци и- это расслабление с помощью дыхания, вибрационно- звуковые упражнения, психогимнастика. Эти приёмы применяю также для развития воображения- основы мышления ребёнка. Для развития творческих способностей и взаимодействия с окружающим миром, коррекции эмоциональноличностных проблем применяю методы: куклотерапии и сказкотерапии. На занятиях создаю сказочную среду. Это чтение и сочинение сказок, применение кукол, разыгрывание сказочных сюжетов, рисование персонажей сказок и т. д такие занятия вызывают интерес и помогают детям усвоить материал в игровой форме. Метод смехотерапии использую для поднятия настроения. На занятиях обучения грамоте играем смешные слова. Изображаемые буквы, развитии речи обыгрываем потешки, имитируем. Использование мною метода арт- терапии( лечение искусством) на занятиях изобразительной деятельности, экологии, способствуют не только снятия нервно- психического напряжения, но и приносят ребёнку эстетическую радость, транслируют организму положительную энергетику, благоприятно влияющую на здоровье, на самочувствие. Детям нравится пальчиковая живопист, рисование с закрытыми глазами, кляксография, волшебные ниточки и др. Немаловажную роль среди сдоровьесберегающих технологий играет аромотерапия, которую охотно внедряю на занятиях. Запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему, и повышает работоспособность. На занятиях, где объясняется новый материал, создаю условия для лучшего его восприятия( зрительного, моторного, слухового) и переработки новой информации, чтобы предотвратить наступление раннего утомления. Первую часть занятия стараюсь не загружать сложным материалом, который требует умственных и психических усилий. В процессе обучения математике, по экологическому воспитанию, применяю эксперементальный метод, который способствует активизации инициативы детей в период снижения умственной работоспособности. Кроме того, всегда определяю и фиксирую психологический климат на занятии, провожу эмоциональную зарядку, слежу за соблюдением у детей правильной осанки, использую тактильный контакт. Но никогда не будет положительного результата если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использую следующие формы в работе с родителями: открытые занятия, педагогические бесед ы- общие и групповые собрания, консультации и анкетирование, совместное создание предметно- развивающей среды, проведение совместных мероприятий по оздоровлению детей. На мой взгляд, благодаря системному подходу к решению з доровьесберегающих педагогических технологий повысилась результативность учебно- воспитательного процесса. У детей работоспособность увеличивается, а утомляемость снижается. Наблюдаютя сдвиги в эмоциональной сфере, улучша ется познавательные возможности, повышается двигательная активность. Дети более полно стали осознавать и понимать возможность и потребность в здоровом образе жизни. Как показывает моя практика, все перечисленные методы и приёмы мне очень помогают в работе с детьми. Я и в дальнейшем буду работать в инновационном режиме, т. е буду использовать новые технологии, о чём свидетельствуют результаты диагностики. Для усовершенствования новых методов и приёмов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, планирую использовать новую методику: инновационные технологии. А, С метанкина « БОС- Здоровье » для системы дошкольного и общего образования.

Оставить комментарий: