a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов «Биомеханика движений. Роль оздоровительных упражнений для развития равновесия и гибкости»

Автор: Лугаськова Наталья Александровна Опубликовано: 2016-11-23 20:22:54

Документы для скачивания

Консультация для педагогов «Биомеханика движений. Роль оздоровительных упражнений для развития равновесия и гибкости» Подготовила воспитатель по физической культуре пе рвой квалификационной категории- Лугаськова Наталья Александровна. Биомеханика движений, развитие двигательных возможностей детей, двигательные навыки, двигательная память, игровые упражнения. Дети навсегда быстро запоминают показанные педагогами двигательные упражнения потому, что у каждого разные двигательные навыки и двигательная память. Биомеханика движений способствует и более быстрому запоминанию упражнений, и развитию двигательных возможностей детей. Основу жизнедеятельности и здоровья дошкольника обеспечивают параметры, отражающие его способности к определенным движениям. При оценке двигательных возможностей выделяют количественные и качественные показатели. Количественные оцениваются при выполнении детьми ходьбы, бега, различных прыжков и других двигательных действий, которые изменяются с возрастным и физиологическим развитием. Основными физическими двигательными качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого физического упражнения все эти качества проявляются в той или иной степени, но зачастую особое значение приобретает какое- либо из них. Это базовые биомеханические качества оценки физического развития детей. В детском возрасте преимущественно внимание должно быть уделено развитию этих показателей. Ловкость   – способность быстро осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с изменяющимися условиями движений. К развитию ловкости приводит систематические разучивание новых упражнений, а также выполнение их в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться с одних движений на другие, заранее не обусловленные; быстро решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, которые проводятся в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения. Быстрота   – выполнение движений в наикратчайшее время; развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением( ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью) , на скорость( добежать до финиша как можно быстрее) , с изменением темпа( медленный, средний, быстрый, очень быстрый) , а также в подвижных играх, когда дети должны выполнять упражнения с наивысшей скоростью( убегать от водящего) . Развивается быстрота и при выполнении скоростно- силовых упражнений: прыжки( толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега) , метание – бросок совершается с большой скоростью; целесообразно использовать также хорошо освоенные упражнения, безусловно учитывая физическую подготовленность детей и состояние их здоровья. Гибкость   – способность достигать наибольшей величины размаха( амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также от эластичности мышц; развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. В детском возрасте опорно- двигательный аппарат обладает большой гибкостью – следует стремиться к ее сохранению. Упражнения на гибкость целесообразно начинать выполнять с неполным размахом, например, сделать два – три полу наклона, а потом уже полный наклон, два – три полуприседания, затем – глубокое приседание. Равновесие,   т. е. способность сохранять положение тела на опоре в пространстве, зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра массы тела. При выполнении упражнений взаимное положение частей тела изменяется, что приводит к изменению положения ОЦМ в пространстве. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, которые выполняются при уменьшенной и поднятой площади опоры( катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке) , а также в упражнениях, требующих прилагать значительные усилия. Чтобы сохранять устойчивое положение тела( метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др. ) Глазомер   – способность определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. Развивать его можно при выполнении различных упражнений. При ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземляться в определенном месте; при построениях в колонну по одному необходимо на глаз измерить расстояние до впереди стоящего; в метании на дальность и особенно в цель – расстояние до цели и т. д. При выполнении упражнений важно учить детей определять расстояние на глаз, проверяя его затем шагами. Сила   – оценивается степенью напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц достигается благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях( набивной мяч, мешочки с песком и др. ) , а также в упражнениях, включающих поднятие собственной массы( прыжки) и преодоление сопротивления партнера. С детьми следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя особое внимание мышцам- разгибателям. Выносливость   – это способность выполнять физические упражнения более длительное время. Ее развитие требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Но однообразная нагрузка приводит к утомлению и потере интереса, поэтому лучше применять разнообразные динамичные упражнения, желательно на свежем воздухе( ходьба, бег, катание на коньках, лыжах, санках, велосипеде, плавание и др. ) . Методический аспект проблемы обучения ребенка различным движениям и двигательным навыкам состоит в том, что он лучше запоминает те движения, которые считает удобными для выполнения, и тем самым самостоятельно создает свой банк двигательных навыков, собственную двигательную память. При изучении двигательных возможностей детей выявили, что биомеханические двигательные качества целесообразно создавать посредством игровой деятельности в виде подвижных или спортивных игр с различными двигательными элементами. Для создания инициативы необходимо играть с ними в различные ролевые игры с имитацией движений сказочных героев, отображения движений различных животных, птиц и других персонажей. Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь; двигательные навыки и двигательная память неразрывно связаны между собой. Рекомендуемые упражнения: «Кошка просыпается»- активация позвоночника, рук и ног. «Тигр готовится к прыжку»- укрепление позвоночника. Садимся на поляну и, как тигр, крадучись, ползем по кругу и готовимся к прыжку. «Черепаха осторожно выглядывает из панциря»- расслабление мышц плеч и шеи. «Медведь осматривает поляну»- укрепление грудного отдела позвоночника и мускулатуры рук. «Сова вглядывается в темноту»- укрепление глазных мышц. «Орел испытывает крылья»- тренировка устойчивости и подвижности. «Аист стоит на одной ноге»- выработка равновесия и координации движений рук. «Журавль шагает, взмахивая крыльями»- сохранение равновесия. Дети шагают, размахивая руками и высоко поднимая ноги, и представляют себя журавлями, которые разгуливают по мелководью. Необходимо следить за тем, чтобы нога была достаточно поднята, а шаги – не слишком длинными. «Обезьяна скачет кругами»- укрепление икроножных мышц и мышц бедер. «Еж сворачивается клубком»- отдых для накопления новых сил. И. п. – лечь на спину, не напрягать, свернуться клубком, как еж. При выполнении упражнений мир зверей они воспринимают с интересом и осмысленно подходят к их движениям. Такие упражнения помогают детям с разными особенностями развития: гиперактивным, зажатым( с различными комплексами) , с плохой координацией. Кроме того, у пражнения безопасны для здоровья, не вызывают агрессии, позволяют учиться расслабляться, переключиться с одного вида деятельности на другой, укреплять слабые мышцы, координировать движения. Подобная система движений должна быть понятна родителям, увлекательна и интересна ребенку. Для этого необходимо поддерживать интерес к определенным движениям и стремиться их совершенствовать.

Коментарии
Марина написано 2017-09-14 14:38:13
Мне очень понравился ваш сайт,продолжайте в том же духе.Удачи вам.
Ответить

Оставить комментарий: