Жестокое обращение с ребенком в семье. Первые признаки.

Опубликовано: 14:10:44 25-11-2016

 

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной.

Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Рассмотрим основные виды насилия и способы их распознавания.

  1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

Внешний вид:

- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня) и различную степень давности (свежие и заживающие);

  • задержка физического развития (отставание в весе и росте),
  • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Основные типы травм:

На теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера.

На голове - кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

Возраст 1.5 - 3 года:

  • боязнь взрослых;
  • редкие проявления радости, плаксивость;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • крайности в поведении - от чрезмерной агрессии до безучастности.

 Возраст 3 года - 6 лет:

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
  • пассивная реакция на боль;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
  • негативизм, агрессивность;
  • лживость, воровство;
  • жестокость по отношению к животным;
  • склонность к поджогам.

 

Особенности поведения родителей и опекунов, позволяющие заподозрить физическое насилие:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
  • позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  • невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
  • обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
  • рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

 2. Сексуальное насилие или развращение - вовлечение ребенка с его согласия или без такового, в сексуальные действия со взрослыми. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

  • ночные кошмары;
  • страхи;
  • регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);
  • несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
  • открытая мастурбация;
  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
  • беспричинные нервно-психические расстройства.

3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности.

К этой форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
  • ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:

  • задержка физического и умственного развития;
  • нервный тик;
  • энурез
  • печальный вид;
  • различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

  • беспокойство или тревожность;
  • нарушение сна;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению;
  • чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;
  • угрозы или попытки самоубийства;
  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
  • плохая успеваемость;
  • нарушение аппетита.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

- нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;

- оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;

- постоянное сверхкритичное отношение к нему;

-негативная характеристика ребенка;

- отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

-перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

-открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

 4. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к е нуждам и интересам ребенка:

-утомленный сонный вид, опухшие веки;

-санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

-низкая масса тела увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

-задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

- задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появления заботы о ребенке;

-выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;

-частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

-многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;

- повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

- постоянный голод или жажда;

- кража пищи;

  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе – внимание взрослых;

-требование ласки и внимания;

-подавленное настроение, апатия;

- пассивность;

- агрессивность и импульсивность;

-деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

- неумение общаться с людьми, дружить;

-неразборчивое дружелюбие;

- регрессивное поведение;

- мастурбация;

- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

- низкая самооценка.

 

 

Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми, обращаться за помощью к специалистам.

Сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением.

Оставить комментарий: