a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Выбор мотива при организации образовательной деятельности с детьми". Педагог-психолог Дудина К.В.

Опубликовано: 2016-11-26 21:34:16

Документы для скачивания

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе. В качестве мотива часто выступает материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, и ради которого они осуществляются. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет разные побудительные причины. Трехлетний ребенок бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний – чтобы помочь матери по хозяйству. Можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей( памятка «Виды мотивов дошкольников») . Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Они развиваются в дошкольном детстве по двум направлениям: изменяется их содержание, появляются новые мотивы в связи с расширением круга деятельности и общения ребенка; мотивы объединяются, формируется их иерархия, а в связи с этим и новые качества – большая осознанность и произвольность. Самый важный личностный механизм, формирующийся в дошкольном возрасте, - соподчинение мотивов. Оно приводит к тому, что разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.   Соподчинение появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности. В младшем дошкольном возрасте ребенок может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, подавить свои непосредственные побуждения, например, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание( в первую очередь исключение из игры) , еще слабее – собственное обещание ребенка. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои желания, чем младшие, но тем не менее эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода дошкольного детства. Наиболее благоприятные условия для подчинения побуждений ребенка правилам поведения создаются в ролевой игре. В период дошкольного детства начинает складываться индивидуальная мотивационная система. Разнообразные мотивы, присущие дошкольнику, приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы – преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Источники побудительной силы мотивов – потребности( по А. Н. Леонтьеву) . Деятельность всегда имеет мотив. «Немотивированная» деятельность – та, мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя. Деятельность может иметь сразу несколько мотивов( полимотивированная) – тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Осознанный или неосознанный выбор мотива в данной ситуации – это выбор направленности деятельности, определяемый актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации. Ситуация может способствовать или препятствовать реализации тех или иных мотивов, а в отдельных случаях даже навязать выбор мотива. Выбирая мотив при организации образовательной деятельности с детьми, необходимо учитывать следующие условия: соответствие сюжету ООД; соответствие цели и программным задачам; соответствие возрасту детей; эффективность. Основная задача педагогов, организующих образовательную деятельность, - замотивировать детей. От того, каким мотивом побуждается деятельность, зависят ее эффективность и качественные особенности протекания. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Э то побуждение поведения детей( через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п. ) , которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.   В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации. Первый тип – игровая мотивация «Помоги игрушке». Ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание данной мотивации строится по схеме: Педагог рассказывает, что игрушке нужна помощь, и помочь ей могут только дети. Педагог спрашивает, согласны ли дети помочь игрушке. Педагог предлагает научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. Во время работы у каждого ребенка должен быть свой персонаж- подопечны й( вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому ребенок оказывает помощь) . Эта же игрушка- подопечный оценивает работу ребенка, обязательно хвалит ребенка. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребенок выступает как помощник и защитник, и ее уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать при организации ООД по аппликации, конструированию, рисованию. Например, «Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? »( Можем сами построить им домики из кубиков, из палочек Кюизенера, сделать аппликацию, нарисовать красками и т. д. ) Соединяя мир игры с обучением, педагог осторожно и обязательно соблюдает определенные правила: – ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому- нибудь игровому персонажу; – для того, чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы; – чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: «Д ля спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который … »; – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.   Второй тип мотиваци и – помощь взрослому «Помоги мне ». Мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Педагог сообщает детям, что собирается мастерить что- либо, и просит детей помочь ему. Педагог интересуется, как они могут ему помочь. Каждому ребенку дается посильное задание. В конце подчеркивается, что результат был достигнут путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе. Данную мотивацию можно использовать при организации ООД по сенсорике, изобразительной деятельности, в трудовой деятельности. Например, «Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? ». После согласия детей распределяются поручения. Третий тип мотиваци и « Науч и меня ». Основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим. Данный тип мотивации можно использовать при организации ООД в старших группах, в игровой деятельности. Создание данной мотивации осуществляется по схеме: Педагог сообщает детям, что собирается заняться какой- либо деятельностью и просит научить его этому. Педагог интересуется, согласны ли дети ему помочь. Каждому ребенку дается возможность научить педагога какому- либо делу. По окончании игры каждому ребенку дается оценка его действий, обязательно следует похвалить его. Например, «Ребята, наша кукла Таня собралась погулять. Мне нужно ее одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить? ». Четверты й тип мотиваци и « Создание предметов своими руками для себя ». Основан на внутренней мотивации ребенка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими( художественное конструирование и художественное творчество, логика, ориентировка, ручной труд) . Создание этой мотивации осуществляется по схеме: Педагог показывает детям какую- либо поделку, раскрывает ее преимущества и спрашивает, хотят ли дети иметь такую же для себя или для своих родных. Далее педагог показывает всем желающим, как изготовить этот предмет. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребенка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребенок уже занят каким- либо интересующим его делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач. Например, «Ребята, посмотрите, какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? ». Для создания проблемной ситуации при организации ООД можно использовать мотивационные ситуации типа: достань подарок( например, заранее при готовленные подарки находятся « под замками»; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить) ; помоги герою; решение бытовых вопросов; путешествие( важно никого не «потерять», обращаем внимание на взаимопомощь) ; соревнование( только для 5- 6- летних детей; зачет командный, обращаем внимание на взаимопомощь) . М отивируя детей, следует соблюдать следующие принципы: нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы( может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы) ; обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом; обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат; действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения; каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение «Познание начинается с удивления».   Алгоритм действий при организации ООД: 1. Поиск выхода из затруднительной ситуации( « Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как будем делать? ») . 2. Введение новой информации педагогом для решения проблемы. 3. Педагог предлагает несколько видов деятельности, приемов, материалов для решения проблемной ситуации. 4. Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации. 5. Самостоятельное применение нового на практике либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений( выполнение работы) . Овладение способами действия, применение умений и навыков. 6. Организация практической деятельности, оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки( индивидуально – дифференцированный подход) . 7. Организация взаимодействия для достижения результата. На заключительном этапе ООД осуществляется систематизация знаний( « Как решали проблему? С помощью чего? Что нового узнали? Где это знание пригодится? ») , рефлексия( ф ормирование элементарных навыков самоконтроля) , проверка полученных результатов( исправление возможных ошибок) , самопроверка( возможна с помощью взрослого) , по образцу.   Взаимодействуя с ребенком, помните: 1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. 2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. 3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. 4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным. 5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. 6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание. 7. Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой. Такой подход ориентирует ребенка на собственное совершенствование.  

Оставить комментарий: