a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»

Опубликовано: 2016-11-27 12:50:33

«Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей 3- 4 лет » Большое значение в умственном воспитании  детей имеет развитие элементарных математических представлений. Занятия по  элементарной математике формируют умственную деятельность, творческое и вариативное мышление на основе привлечения внимания  детей  к количественным отношениям  предметов  и явлений окружающего мира. Следует отметить, что  материал, используемый на занятиях по  математике,   развивает умение четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и  предметно- практическую деятельность, для решения различных математических проблем. Чем должны заниматься родители для р азвитие элементарных математических представлений у  детей от 3 до 4 лет. Количество. Учить  детей  составлять группу из однородных  предметов  и выделять из неё один  предмет; различать понятия  «много»,   «один»,   «по одному»,   «ни одного»; находить один и несколько одинаковых  предметов  в окружающей обстановке; понимать вопрос «С колько? »; при ответе пользоваться словами  «много»,   «один». Учить сравнивать две равные ( неравные)  группы  предметов  на основе взаимного сопоставления  элементов ( предметов) . Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения  предметов одной группы к предметам другой; понимать вопросы:   «Поровну ли? », «Чего больше( меньше? »; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа:   «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше»  или  «Кружков столько же, сколько грибов». Величина. С детства родители должны у чить  детей сравнивать предметы контрастных ( одинако вых)  размеров; при сравнении величины  предметов соизмерять один пред мет с другим по заданному признаку, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: длинный — корот кий, одинаковые( равные по длине, ш ирокий — узкий, одинаковые( рав ные по ширине, высокий — низкий, одинаковые равные — по высоте, большой — маленький, одинаковые ( равные по величине) . Форма. Учить  детей  различать геометрические  фигуры: круг, квадрат, треугольник; обследовать  форму фигур, используя осязание и зрение. Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться в расположении частей своего тела: г олова, ноги, правая/ левая рука и др. и в соответствии с этим различать пространственные направления от  себя: впереди – позади сзади, вверху – внизу, справа ( слева)  – направо( налево) . Учить различать правую и левую руки. Ориентировка во времени. Учить ори ентироваться в контрастных част ях  суток: день — ночь, утро — вечер. Перед школой дети должны: • Группировать  предметы по цвету,   форме, величине. • Составлять группы из однородных  предметов и выделять один предмет из группы. • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых  предметов. • Сравнивать два контрастных по величине  предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из  предметов длинный — короткий, широкий— уз кий, высокий — низкий. • Различать круг и квадрат,   предметы, имеющие углы и круглую  форму. Понимать слова: * В переди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над —п од, верхняя — нижняя ( полоска) . * Развитие элементарных математических представлений у  детей от 4 до 5 лет. Количество и счет. Родители должны детям дать   представление о том, что множество ( группа) м ожет состоять из разных по качеству,   предметов  ( разного цвета,   формы, размера) . Необходимо учить сравнивать эти  предметы,   определяя  их равенство или неравенство на основе составления пар ( не прибегая к счету) . Вводить в речь  детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных». Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами   счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним  предметом  пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным  предметам,   например: «Один, два, три — всего три кружка». Учить сравнивать две группы  предметов, именуемые числами 1- 2, 2- 2, 2- 3, 3- 3, 3- 4, 4- 4, 4- 5, 5- 5.   Формировать представление о равенстве ( не равенстве)  групп  предметов на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больш е, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один ( недостающий)   предмет  или убирая из большей группы один ( лишний)   предмет  , например: « к 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3»  или: «Елочек больше( 3, а зайчиков меньше ( 2) . Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну 2 и 2». Учить отсчитывать  предметы  из большего количеств а; приносить, вы кладывать определенное количество предметов  по образцу или заданному числу ( отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика) . Учить считать  предметы на ощупь, на слух, считать движения. Учит ь на основе счета устанавливать равенство ( неравенство)   групп  предметов в ситуациях, когда  предметы  в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам. Величина. Совершенствовать умение сравнивать два  предмета по величине ( длине, ширине, высоте)  путем непосредственного наложения и приложения их друг к другу. Учить соизмерять  предметы  по двум признакам величины( красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего и т. д. ) . Учить  детей  устанавливать размерные отношения между 3- 5  предмета ми разной длины, ширины,   высоты: располагать их в  определенной   после- довательности —в порядке убывания или нарастания величины; обозначать словом размерные отношения  предметов в ряду: «Эта башенка — высокая, эта — пониже, эта — еще ниже, а эта — самая низкая». Форма.   Развивать представление детей  о геометрических  фигурах: шаре, кубе, цилиндре, круге, квадрате, треугольнике. Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательно- двигательного и зри тельного анализа ( наличие или отс утствие углов, устойчивость, по движность) . Познакомить  детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных  размеров: большой — маленький куб ( шар. ц илиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) . Учить соотносить  форму предметов  с геометрическими  фигурами: та релка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, стакан — цилиндр, окно, дверь прямоугольник и др. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение  определят ь: направление от себя, двигаться в заданном направлении ( вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз) ; обозначать словами положение  предмет  по отношению к себе( «передо мной стол», « справа от меня дверь»,   «слева — окно»,   «сзади на полках — игрушки») . Познакомить с пространственными  отношениями: далеко — близко ( дом — близко, а березка — далеко) . Если родителю занимаются с детьми, то перед школой дети могут: • Различать, из каких частей составлена группа  предметов, называть их характерные особенности ( цвет,   форму, величину) . • Считать до 5( количественный счет, отвечать на вопрос  «Сколько всего? ». • Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения  предметов ( составления пар) . • Раскладывать 3- 5  предметов различной величины ( длины, ширины, высоты)   в возрастающем  ( убывающем)   порядке; рассказывать о величине каждого  предмета в ряду. • Различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия. • Находить в окружающей обстановке  предметы, похожие на знакомые фигуры. •  Определять  направление движения от себя ( направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз) . • Различать левую и правую руки. •  Определять части суток.

Оставить комментарий: