a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«МОДЕЛЬ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ».

Опубликовано: 2016-11-29 01:18:39

Образ жизни – это привычное поведение человека. В своих поступках дошкольник может руководствоваться познанными общественно принятыми нормами и правилами поведения по собственному побуждению или по совету, указанию, приказанию взрослого. Ребенок может по-разному проявлять себя в присутствии разных взрослых и без них, в обычных условиях и измененных, новых.

Культура поведения возможна только при условии, когда ребенок знает и понимает нормы и правила, стремится следовать им в повседневной жизни. Понимание необходимости следовать установленным правилам делает поступки дошкольника осознанными и обеспечивает самостоятельный контроль за действиями.

Эти положения являются основополагающими при формировании здоровьесберегающего поведения.

Для того, чтобы поведение ребенка было произвольным и направлено на охрану и укрепление собственного здоровья необходимы представления и понятия о значимости различных органов и систем в жизнедеятельности человека, о их функционировании и влиянии различных факторов на их  работу. Следует выделить те правила, соблюдение которых обеспечит произвольность поведения, направленное на охрану и укрепление собственного здоровья. Важно для каждого возраста определить необходимое содержание, объем знаний, формы, методы и приемы, чтобы конкретные представления были связаны с опытом поведения.

Познавательные занятия включают следующий круг необходимых знаний:

- о значении данного органа в жизнедеятельности человека;

- об особенностях строения и функционирования органа или системы;

- о возможных нарушениях в работе органов и систем и их последствиях;

- о влиянии движений разного характера на деятельность организма;

- о факторах, оказывающих положительное и отрицательное влияние на функционирование органов; путях устранения нежелательных воздействий;

- о целесообразном выполнении жизненно-необходимых движений;

- о выделении правил, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность органа;

- знания, связанные с рассмотрением наиболее часто встречающихся ситуаций и определением необходимого поведения человека.

 Приобретенные знания служат базой, руководством к действию для охраны и укрепления собственного здоровья.

Следование познанным правилам и соблюдение установленных требований предусматривает наличие необходимых умений: культурно-гигиенических, правильных двигательных навыков, по сохранению правильной осанки и т.д.  Для овладения соответствующими умениями нужна организация определенной деятельности детей.

При выработке умений сформированные знания о значимости соблюдения определенных правил для здоровья выдвигают необходимость  следовать им и придают поведению осмысленный, содержательный характер.

Предусматривается формирование правильных двигательных умений и навыков выполнения жизненно-необходимых движений, приобретение опыта самостоятельного использования двигательной деятельности для укрепления здоровья, развитие контролирующей функции за своими действиями, выработку психологического механизма регулирования своих эмоциональных состояний.

Первоначально дошкольники приучаются действовать в соответствии с правилами в специально созданных взрослым условиях, в конкретном случае и поведение носит ситуативный характер. Затем эти действия закрепляются и используются в игровой деятельности. Постепенно здоровьесберегающее поведение при четко организованном укладе жизни входит в привычку и становится обычным в повседневной обстановке, важным становится владение приемами эмоциональной коррекции в играх со сверстниками.

В формировании здоровьесберегающего поведения можно выделить три стадии: первая стадия характеризуется пониманием и знанием определенных действий для обеспечения нормального функционирования органов и систем; вторая стадия – знанием и умением выполнять действия для выполнения определенных правил; третья стадия определяет наличие и знаний, и умений, и привычного поведения.

Оценка уровня сформированности здоровьесберегающего поведения позволяет обеспечить индивидуально-дифференцированный подход при реализации поставленных задач

Разработанная модель дает возможность контролировать эффективность работы и быстро намечать дополнительные воздействия для формирования умений и здоровьесберегающего поведения.

 

Принципы приобщения дошкольниковк здоровому образу жизни

  1. Формирование осмысленного отношения к моторике.

Реализация этого принципа нередко ограничивается выработкой ситуативного выполнения, когда ребенок входит в образ и действует правильно. (В.Г.Кудрявцев, Л.Д. Глазырина и др.). Но это движение, представленное в форме прямого задания или в жизненной ситуации, осуществляется с отрицательным влиянием на здоровье. Действия без понимания, что же нужно делать, чтобы было с пользой для человека, и достигнуть нужного результата, без использования обобщающей функции слова не позволяют достигнуть желаемого здоровьсберегающего поведения.

Еще Л.С. Выготский подчеркивал, что у дошкольника есть тенденция понять не только отдельные факты, но установить и обобщения. Эта тенденция в развитии ребенка должна быть использована в процессе обучения и определять основной путь, по которому должна строиться в определенной системе программа для дошкольников.

         Подведение дошкольников к основным   обобщенным   положениям, характерным для группы однородных движений, выделение показателей правильного поведения при выполнении движений и сохранении поз, позволит ребенку использовать эти знания как ориентир для контроля собственных действий и облегчит осуществление переноса правильного выполнения двигательных действий в различных ситуациях.

  1. Проектирование последовательности собственных действий.

Устанавливается   связь   между   способами   действия   и   результатами, влияющими на состояние здоровья и достижение поставленной двигательной цели. Создание условий для организации не только итогового контроля, но и контроля   за   способом   действия   или   процессуальный.   Это   позволит   в дальнейшем развивать предвосхищающий самоконтроль.

Ценность процессуального контроля заключается в том, что именно он позволит обнаружить разумность движений ребенка, их охранительную и созидающую функцию, а также направленность действий на конечный результат. Проектирование влияния проявлений собственных эмоций на характер взаимоотношений с окружающими.

  1. Формирование у детей способности к сопереживанию и содействию.

Импульсивная  нежелательная  реакция  сверстников,   характерная  для

дошкольников, на неудачу или физические недостатки вызывает у ребенка подавленное состояние духа и отражается на достижениях и результатах в любой деятельности, снижает адаптивные возможности и не способствует укреплению здоровья. Реализация этого принципа позволит воспитать понимание состояния другого, вызвать сочувствие к неудачным действиям других детей и стремление помочь для достижения положительного результата. Проведенная работа будет содействовать воспитанию гуманно-корректного, заботливого отношения к людям с ограниченными физическими возможностями.

  1. Взаимосвязь работы ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.

Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни. Совместное наблюдение за поведением, диагностирование ребенка позволит глубже изучить особенности проявлении детей в повседневной жизни, наметить полноценное содержание работы при осуществлении индивидуального подхода. Это будет способствовать выделению эффективных приемов воздействия при реализации программы и обеспечит необходимый контроль за поведением детей на этапе формирования умений и навыков. Тесная взаимосвязь работы ДОУ и семьи поможет выработать жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научит детей оценивать свои физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье.

 

  1. Интегральный подход

Заключается в том, что здоровье является комплексным показателем, отражающим его биологические и личностные характеристики. В работах И.М.Сеченева, Н.И.Пирогова, Е.А.Аркина, В.М.Бехтерева и др., подчеркивается взаимосвязь и взаимовлияние психического и физического в целостном здоровье ребенка. Без культуры здоровья невозможно говорить о нормах отношения ребенка к себе, окружающим, предметам и природе.

 

 

Оставить комментарий: