a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Национально-региональный компонент в ДОУ

Опубликовано: 2014-08-02 02:27:01

Документы для скачивания

В течение нескольких лет наше дошкольное учреждение работает над целью патриотического воспитания:  «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам ребёнка, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Поэтому, перед нами в работе с детьми при ознакомлении их с Малой Родиной ставятся следующие задачи:

-воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, аул, где он родился и живёт;

-формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа;

-воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

-развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

-формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;

-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы; формировать эстетические чувства.

В годовом плане ежегодно планируются мероприятия, проводимые в   ДОУ по реализации национально-регионального компонента в работе с детьми, родителями и педагогами.

На 2011/12 учебный год были запланированы и проведены:

1) в сентябре к  дню образования КЧАО:

-развлечение «Ногайские народные игры»;

-оформлены экспозиции «Край мойродной- Карачаево-Черкесия», выставка детских работ «Родные просторы»;

-прогулки по улицам а. Икон-Халк  ;

-посещение Краеведческого музея МКОУ СОШ а. Икон-Халк.

-спортивное развлечение «Ребята из «Радуги» спешат спасти лесовичка» (день здоровья);

-выставка детских работ «Осенний букет».

2)в октябре:

-консультация «Моя семья. Моя родословная».

3) в ноябре:

-проектная деятельность  «Моя семья. Моя родословная»;

-экскурсии «Достопримечательности аула»,  «Улицы аула рассказывают».

4) в декабре:

-«Неделя ногайской культуры»:

-занятия познавательного характера « Мой славный аул Икон-Халк », «Улицы родного аула» (средняя и старшая группы);

-занятия по ИЗО  «Рисование ногайских орнаментов» (старшая группа);

-беседы «Мой  родной аул Икон-Халк»

-работа в уголках  Малой Родины (дидактические игры, ногайские игрушки, открытки, детские журналы, альбомы);

-развлечение «Зимушка-зима» (открытое мероприятие).

 

5) в январе:

-концерт, посвященный Дню образования КЧАО «Мы  живём в КЧР…»;

-игровая программа «Моя дружная семья» (старшая  группа);

 

-выставка «Моя дружная семья»;

-работа с родителями «Снежные постройки»;

-спортивное развлечение «Зимние забавы»;

-выставка детских работ «Детский сад  будущего».

-педсовет «Моя семья - моя крепость»;

6) в феврале:

-викторина для педагогов «Черкесск,  мой Черкесск,  столица КЧР» -викторина для детей «С днём рождения город родной!»;

7) в марте:

-выставка «Семейные увлечения»;

-оформлен стенд «Я люблю тебя аул мой – Икон-Халк.» (сочинения детей);

-экскурсии по аулу «Улицы моего аула рассказывают».

8) в апреле:

- спортивное развлечение «Путешествие по весеннему аулу» (открытое мероприятие).

На 2012-2013 учебный год запланированы следующие мероприятия:

1) в сентябре:

- «С днём  рождения, любимый  аул!» (беседы, развлечения, посвящённые празднованию Дня аула);

-выставка «Природа и фантазия» (поделки из природного материала);

- Развлечение «Спортивные игры» (спортивное развлечение).

2) в октябре:

-работа в уголках Малой Родины (дидактические игры, чтение художественных произведений ненецких писателей, оформление альбомов «Мой край);

-совещание для педагогов ДОУ «Реализация национально-регионального компонента в работе ДОУ».

3) в ноябре:

-смотр-конкурс чтецов «Здесь край земли…», посвящённый неделе ногайской культуры в МКДОУ (дошкольники всех  гр.);

-выставка «Орнаменты народов КЧР» (декоративно-прикладное искусство  народов КЧР).

4) в декабре:

-неделя  ногайской культуры: цикл занятий «Наш край», слушание музыкальных произведений, чтение художественных произведений, работа в уголках Малой Родины, экскурсии с детьми по аулу, посещение Краеведческого  музея  МКОУ СОШ  а. Икон-Халк;

-открытый просмотр занятия по изобразительной деятельности «Ногайские орнаменты» (старш..гр.).

5) в январе:

-консультация «Наблюдаем и познаём» (ознакомление с объектами живой и неживой природы).

            6) в феврале:

-работа с родителями «Зимнее чудо» (снежные постройки);

-презентация проекта « Моя семья. Моя родословная» (родители и воспитанники стар..гр.).

7) в марте:

-развлечение «Мы живём в КЧР» (познавательного характера);

-праздник «Навруз байрам».

8) в апреле:

-«День здоровья» (выезд на природу).

 

На 2013-2014 учебный год запланированы следующие мероприятия:

1)в сентябре:

-выставка «Осенняя мозаика» (поделки из природного материала);

-туристический поход в лес (старшая группа);

-взаимопосещение экспериментальной деятельности на прогулке (все возрастные группы).

2) в октябре:

-открытый просмотр экспериментальной деятельности (старшая группа);

-смотр-конкурс опытно-экспериментальных уголков (оборудование, планирование работы с детьми, оформление);

-семинар-практикум «Вижу, действую, познаю» (по опытно-экспериментальной деятельности);

-выставка «Нестандартное оборудование для экспериментальной деятельности».

3) в ноябре:

-семинар-практикум «Дидактические игры по развитию речи с целью реализации национально-регионального компонента»;

-педагогический педсовет «Опытно-экспериментальная деятельность- средство воспитания экологической культуры личности».

4) в декабре:

-выставка «Орнаменты народов КЧР» (декоративно-прикладное искусство ногайского народа);

-тематическая неделя «Свой край люби и знай» (цикл занятий «Наш край», чтение художественных произведений, работа в патриотических, книжных, изобразительных уголках и др.);

-физкультурное развлечение « Ногайские  джигиты » (старшая группа).

5) в марте:

-КВН «С Днём рождения, КЧР!» (совместное мероприятие МКДОУ «Д/с «Радуга» и начальная школа (МКОУ СОШ  а. Икон-Халк)).

6) в апреле:

-работа с родителями «Домашние питомцы» (проектная деятельность);

-спортивный праздник «Папа ,мама, я  -спортивная семья» (средняя и старшая группы).

На 2014-2015 учебный год запланированы следующие мероприятия:

      1) в сентябре:

-туристический поход «В гости к старику лесовику» (старшая и средняя группы);

-консультация «Гендерный подход при организации развивающей среды в ДОУ»;

-выставка «Головной убор для Осени» (поделки из природного материала).

     2) в декабре:

-выставка «Зимние узоры» (декоративно-прикладное искусство ногайского народа);

-тематическая неделя «Свой край люби и знай» (цикл занятий «Наш край», работа в   уголках малой Родины, чтение художественных произведений, слушание музыкальных композиций);

-физкультурное развлечение «Ногайские джигиты» (старшая группа).

     3) в январе:

-консультация «Проведение прогулок в зимний период».

    4) в феврале:

-фотовыставка «Крепка семья - крепка держава».

    5) в апреле:

-смотр-конкурс патриотических уголков «С любовью к Родине…»;

-семинар-практикум «Развивающие игры математического содержания, как средство ознакомления с малой Родиной»;

-спортивный праздник «Папа, мама, я –спортивная семья» (средняя и старшая группы);

-работа с родителями «Семейный десант» (Международный День земли).

    6) в мае:

-акции «Чистый берег», «Птичья столовая», «Чистый двор»;

-конкурс рисунков «Планета Земля нуждается в нашей защите».

По обобщению опыта работы педагогов собран и оформлен материал «Реализация национально-регионального компонента в работе МКДОУ «Д\с «Радуга».  Воспитатели имеют возможность ознакомиться с разработками консультаций, семинаров - практикумов, педсоветов, занятий, праздников, развлечений. Для работы с детьми подобрана необходимая художественная литература (сказки, загадки, сборники стихов), журналы, книги и картины, рассказывающие о жизни народов КЧР, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей северной природы, сборники музыкальных произведений на ногайскую тематику.

Любовь к родному аулу, краю, умение видеть и чувствовать красоту родной природы начинаем прививать у детей с младшего возраста. В  разных видах деятельности:  в беседах, на занятиях, во время прогулок и экскурсий по родному аулу, в ходе поездок в лес (старшие группы), посещений Краеведческого музея МКОУ  СОШ  а.Икон-Халк  дошкольники получают необходимую информацию о нашем крае, о красоте и разнообразии природы КЧР, о людях, проживающих в КЧР, об особенностях жизни людей разных национальностей.

В работе с детьми специалистом по формированию познавательных интересов используются занятия на тему «Наш край», цикл экскурсий и наблюдений за живыми существами окружающего мира, за явлениями, происходящими в природе, памятки по организации наблюдений в разных возрастных группах. В ходе познавательной деятельности дошкольники знакомятся  с особенностями географического расположения нашей республики, климата, с историей рождения а. Икон-Халк, с символикой родной республики  Дети знают, что КЧР - частица нашей Родины-России, Черкесск-  столица КЧР. Воспитанники ДОУ во время прогулок по аулу знакомятся с достопримечательностями и улицами аула, имеют возможность наблюдать за событиями и явлениями, происходящими в окружающей действительности. В ходе познавательной деятельности получают представления о культуре, традициях и обычаях ногайского народа.

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту воспитатели прививают у детей в ходе непосредственного ознакомления с объектами живого и неживого миров. У воспитанников  формируют представления о природной зоне - лесотундре, о её отличительных особенностях, о приспособлении живых существ к условиям среды обитания, к изменяющимся условиям природы. Дошкольники  знакомятся с растениями и животными «Красной книги». Они запоминают правила бережного отношения  к природе. Во время проведения экспериментов и наблюдений дети учатся замечать и описывать свойства и качества объектов окружающего мира. Накопленный опыт дошкольники используют в играх, в самостоятельной деятельности, на занятиях. Свои впечатления об увиденном они отражают в работах на занятиях по ИЗО. Используя различную технику рисования и средства изображения, дети передают в рисунках красоту родной природы. После встреч с живой природой у них развивается фантазия, игровое, речевое и изобразительное творчество.

На занятиях после ознакомления с ногайским орнаментом воспитанники создают яркие, красочные эскизы предметов быта с использованием ногайских узоров.

На занятиях лепки, кружка «Умелые руки» ребята создают композиции, состоящие из животных, вылепленных из пластилина, а также мха, веточек, листьев и др. Работы дошкольников оформляются в -выставочном центре ДОУ, украшают интерьер групповых помещений. Лучшие работы воспитанников выставляются на конкурсы, проводимые не только внутри детского сада, а также и среди образовательных учреждений Ногайского района..

На занятиях  музыкальной деятельности ребята знакомятся с ногайскими песнями и играми, музыкальными инструментами, слушают музыкальные произведения, написанные про наш родную республику,аул, город Черкесск, гимном республики, разучивают песни про а. Икон-Халк. На кружке хореографии разучивают элементы движений национальных танцев. Разученные музыкальные движения являются украшением праздников, развлечений, проводимых в детском саду.

Совместно музыкальным руководителем  ежегодно проводятся развлечения ко дню рождения КЧР «Этот город сердцу дорог…». В творческом конкурсе методических разработок среди ДОУ района, проходившего в 2009г., в номинации «Лучшее мероприятие» наш детский сад занял I место. Участие в творческом конкурсе методических разработок среди дошкольных образовательных учреждений аула Икон-Халк принесло дошкольному учреждению III место.

На прогулке и в свободное от занятий время воспитатели разучивают с детьми подвижные игры народов КЧР, которые способствуют развитию у детей самостоятельности, ловкости, меткости, сообразительности,  наблюдательности, силы воли, уверенности в себе. Ежегодно планируются и проводятся осенние поездки в лес. Педагоги устраивают для воспитанников спортивные развлечения с использованием природного материала и атрибутов для подвижных игр (упряжки, маски). Развлечения такого характера не только увлекательны для ребятишек, но и занимательны. Созданные условия способствуют оздоровлению детей с помощью природных факторов.

Укреплению здоровья способствует вкусная, богатая витаминами пища. Наши дети имеют возможность пробовать  национальные блюда: бавырсак, катлама, мамырса, кувырдак,торта .ногай  шай , мясные блюда , и т.д.

При организации познавательной, музыкальной, изобразительной, речевой и самостоятельной деятельности в дошкольном учреждении в работе с детьми используются : открытки, фотографии, иллюстрации с изображением родного аула, пейзажей  природы КЧР, альбомы для рассматривания «Наш край», «Мой аул…», «Животные КЧР», «Растения родного края», «Птицы и животные КЧР» и др., пособие «Домбай», карточки-схемы «Правила поведения в лесу», «Потребности живых существ», серии картин, рассказывающие о жизни ногайского народа , «Мы  живём в КЧР», о животных и растениях нашего края, гербарии растений нашего края, художественные произведения, коллекции «Полезные ископаемые», дидактические игры: «Собери картинку», «Славный город Черкесск», «Кто живёт в КЧР?», «Что было? Что стало?», «Ящик ощущений» и др., трафареты ногайских орнаментов, животных, музыкальные инструменты (бубны, барабаны, шумелки, колокольчики, рожки,кобыз,домбра) и  другое.

В уголках природы на каждой группе размещены пособия и материалы для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми: гербарии растений родного края, объекты неживой природы( песок, камни, глина, перо птицы и др.) и живой (семена растений, комнатные растения), журналы, альбомы для рассматривания детьми, оборудование для игр- экспериментирования (песочные часы, лупы, палочки, стаканчики, соломинки).

На каждой группе в соответствии с возрастными особенностями детей размещены календари погоды. Воспитанники старших групп имеют возможность отмечать сезонные изменения в природе.

В группах расположены уголки малой Родины. В них имеются: дидактические игры, пазлы, альбомы для рассматривания, открытки, иллюстрации с изображением  растений и животных КЧР, фотографии с видом родного города Черкесск, аула Икон-Халк, сборники стихов ногайских поэтов, композиции, сделанные воспитанниками  и др. В старших группах оформлены стенды «Моя Родина- Россия», « Край мой- КЧР», «Черкесск -  столица КЧР», «Моя семья. Моя родословная». Ко дню рождения республики оформляется временная экспозиция «Наш край».

Для улучшения усвоения материала, для привития интереса у детей в ходе занятий и бесед используются художественные произведения ногайских поэтов, сказки, ногайские и русские загадки, экологические рассказы, аудиозаписи «Голоса птиц», «Звуки окружающего мира», «Звуки природы» и др.

Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее, поэтому важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, луга и реки. Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней.

У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений, в труде в природе и т.д.

В 2012г. в летний период работниками ОУ были созданы экологические тропы для ознакомления дошкольников с природой родного края. Высаженные деревья и кустарники вдоль ограждений на всех участках детского сада очищают от загрязнений и обогащают воздух кислородом, регулируют тепловой и радиационный режим территории. На участках произрастают берёзы, которые подпитывают энергетику человека, сосны, выделяющие фитонциды и др. разнообразные растения. На клумбах посажены лекарственные растения: ромашки, одуванчики, иван-чай. Попадая в удивительный мир родной природы дети не только знакомятся с его обитателями, но и учатся оберегать, охранять и ухаживать за ними. Для привлечения внимания воспитанников педагогами сделаны: «божьи коровки», «дружная семейка», «забавные друзья», «гусеница».

Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся  родительские собрания, консультации, оформляются папки-передвижки «Развитие познавательности и любознательности», «Как изготовить птичью столовую?», «Покормите птиц зимой», «Очевидное - невероятное», «Играя, изучаем природу», «Экологическое воспитание- воспитание нравственности, духовности и интеллекта».

Благодаря участию родителей в экологическом  конкурсе среди образовательных учреждений республики КЧР   наше дошкольное учреждение заняло I место.

Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду, помощниками во время проведения дней здоровья.

Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.

В дошкольном учреждении  педагоги уделяют особое внимание созданию развивающей среды в групповых помещениях. В работе с детьми всех возрастов используются дидактические и подвижные игры:

«Волшебная юрта».

Задачи: познакомить с ногайским фольклором (загадками). Учить отгадывать ногайские загадки. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес. Воспитывать интерес к фольклору ногайского народа.

«Чудесный сундучок».

Задачи: учить подбирать иллюстрации к стихотворениям. Познакомить с ногайским искусством (стихами). Развивать воображение, кругозор. Воспитывать интерес к культуре ногайского народа.

«Что лишнее?».

Задачи: совершенствовать знания детей о родном крае: животном и растительном мирах, о предметах ближайшего окружения. Развивать сообразительность, восприятие, память. Воспитывать организованность.

«Отгадай-ка».

Задачи: обогатить словарь дошкольников ногайскими словами. Развивать память, мышление, восприятие. Воспитывать интерес к жизни и быту ногайского народа.

«Животные  КЧР».

Задачи: учить отгадывать названия  животных по описанию внешнего вида. Развивать ощущения, наблюдательность. Воспитывать уверенность в себе.

«Где эта улица? где это дом?»

Задачи: углубить представление детей о родном ауле, городе, республике, его достопримечательностях и улицах. Учить находить и называть архитектурные строения по описанию. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать любовь к  а.Икон-Халк,г. Черкесск

.

«Ящик ощущений».

Задачи: углубить представление детей об объектах живой и неживой природы. Учить на ощупь определять и называть объекты окружающего мира. Развивать тактильные ощущения, внимание. Воспитывать силу воли.

«Музыкальная шкатулка».

Задачи: учить отгадывать название песенки. Закрепить слова знакомых песен, развивать слуховое восприятие, память, мышление. Воспитывать уверенность в себе.

«Музыкальный куб».

Задачи: закрепить умение имитировать способы передвижения  животных. Развивать воображение, сообразительность. Воспитывать самостоятельность.

«Игра в палочки».

Задачи: формировать умение соблюдать правила игры. Развивать смекалку, терпение, мелкие мышцы кисти руки. Воспитывать усидчивость.

«Тихое пение».

Задачи: учить выполнять задание сообща. Развивать сообразительность, память. Воспитывать организованность.

«Рыбаки».

Задачи: учить повторять движения ведущего, соблюдать правила игры. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать интерес к национальным играм.

«Табантирес».

Задачи: формировать интерес к играм ногайского народа. Развивать внимательность, ловкость. Воспитывать силу воли.

«Колтирес».

Задачи: расширить представление о национальных играх. Развивать мелкую мускулатуру рук, сообразительность. Воспитывать усидчивость.

«Котелок»

Задачи: формировать интерес к национальным играм. Учить соблюдать правила игры. Развивать ловкость, внимание, сообразительность. Воспитывать организованность.

Работа в данном направлении будет продолжена.

Коментарии
татьяна написано 2017-04-06 19:29:22
Очень понравился
Ответить

Оставить комментарий: