Рабочая программа (средняя группа)

Опубликовано: 14:19:18 29-11-2016

Автор: МКДОУ детский сад "Солнышко" с.Цветочное Белогорского района Республики Крым

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СЕЛА ЦВЕТОЧНОЕ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

            

                                                                                                                       Утверждено

                                                                                                                        Заведующий

                                                                                                                                                 детского сада «Солнышко»

Принято на педагогическом совете                                                                                                             Иззет Р.З. _______

 

Протокол №___  от «__»________ 2016 г.                                                                       Приказ №___ от  «___»__________2016 г.

 

 

 

 

 

                                        

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 Средней  группы

(ОТ 4  ДО 5 ЛЕТ)

составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»

 под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой

срок реализации программы  2016 – 2017 учебный год

 

 

Составители программы: Воспитатель Тейфукова Надие Талятовна

 

 

 

 

2016г

                                                                                            СОДЕРЖАНИЕ

                                                                              I . Целевой раздел  программы

1.1  Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………...4

1.2  Цели и задачи рабочей образовательной программы ……………………………………………………………………………….7

1.3  Принципы и подходы в организации образовательного процесса …………………………………………………………………8

1.4  Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей  средней  группы (от 4  до 5 лет)…………………………….12

1.5  Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)……………………………………………………….......16

1.6  Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, сформулированные в ФГОС  и  в примерной образовательной программе «От рождения до школы»…………………………………………...................18

1.7  Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения  рабочей программы………………………...21      

  1. II. Содержательный раздел
  2. Содержание психолого - педагогической работы и  игровой  деятельности по освоению  детьми  программы……………. 26 

2.1.   Содержание   образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...............................................................28

2.2.   Содержание   образовательной области «Познавательное развитие» ………………………………………………………...30

2.3.   Содержание   образовательной области «Речевое развитие»...................................................................................................... 34

2.4.   Содержание   образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»………………………………………...41

2.5.   Содержание   образовательной области «Физическое развитие» ……………………………………………………………...44

2.6.   Формы, способы, методы и средства реализации Программы …………………………………………………………………..47

2.7.   Содержание психолого - педагогической работы по приоритетным направлениям……………………………………………58

2.8.   Содержание  работы педагога – психолога в группе ……………………………………………………………………………..63

2.9.   Использование в работе регионального компонента  и  парциальных программ ……………………………………………...66

2.10  Реализация комплексно  -  тематического принципа построения образовательной программы ……………………………...71

2.11  Взаимодействие ДОУ с  социумом…………………………………………………………………………………………………74

2.12  Взаимодействие педагогического коллектива  с родителями и семьями воспитанников……………………………………...76

                                                                        III. Организационный раздел

3.1. Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей в  ДОУ………………………………………………………..82

3.2. Учебный план. Распорядок дня. Расписание непосредственной образовательной деятельности в МКДОУ…………………..86

3.3. Годовой календарный график  занятий, традиционных событий, праздников, мероприятий ………………………………….93

3.4. Организация развивающей предметно - пространственной среды………………………………………………………………..95

3.5. Материально - техническое  и методическое  обеспечение для реализации рабочей программы………………………………97

 

 

 

 

Приложение

Список детей средней группы №3

Лист здоровья

Социальный паспорт группы

Циклограммы совместной деятельности педагогов и воспитанников

Циклограмма игровой деятельности

Циклограмма двигательной активности

Организация самостоятельной деятельности детей

 

Перспективно – календарное  планирование по развитию речи

Перспективно – календарное  планирование по ФЭМП

Перспективно – календарное  планирование по рисованию

Перспективно – календарное  планирование по лепке

Перспективно – календарное  планирование по аппликации

Перспективно – календарное  планирование по ознакомлению с окружающим миром

Перспективно – календарное  планирование по ознакомлению с природой

Перспективно – календарное  планирование по конструированию

Перспективно – календарное  планирование по краеведению

Перспективно – календарное  планирование по музыке

Перспективно – календарное  планирование по физкультуре

 

 Используемая литература  

 

Презентация  рабочей программы

 

 

 

 

 

                                                              I .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

 

                                                                   1.1.  Пояснительная записка

      Рабочая программа средней  группы МКДОУ детский сад « Солнышко»  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования идет модернизация дошкольного образования.

      Настоящая рабочая программа составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева  и обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения основной образовательной программы МКДОУ детский сад «Солнышко», установленных соответствующими федеральными государственными стандартами для работы с детьми среднего  дошкольного возраста.

     Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей 4 -5 лет определяются особенностями развития детей данной категории  и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также с учетом  требований нормативных  документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 9, ст.14, ст.17,ст. 32,ст.51)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования

    и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155).    

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка

 организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного

 образования».

  1. Конвенция о правах ребенка 1989 года
  2. Концепция дошкольного образования  
  3. Концепция модернизации российского образования
  4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении
  5. Письмо МО РФ от 14 марта 2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  6. Критерии оценки содержания и методов воспитания  и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (программы  и педагогические технологии, характер взаимодействия педагога с детьми) (Приложение к Приказу № 10 РФ от 22 августа 1996 г. № 448.)
  7. «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – Сан ПиН).
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 « Об утверждении введении в действие ФГТИ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  9. Устав (новая редакция) Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» с.Цветочное Белогорского района Республики Крым, утвержден   Постановлением администрации Белогорского района Республики Крым  от 01.12.2015г  №  262, зарегистрирован  17.02.2016 г. (далее – Устав).

     В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы. Перемены, происходящие сегодня в системе дошкольного образования, многие называют «революционными».  Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. 

    Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.

    Составляющими этих условия являются: содержательные условия;  организационные условия;  технологические условия (принципы, методы, приемы); материально - технические условия (развивающая среда); социокультурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социокультурных институтов);  контрольно - диагностические условия.

   Рабочая программа  средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4  до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно - эстетическому развитию. 

    Приоритетное направление  основной образовательной программы  МКДОУ является: сохранение и укрепление физического здоровья детей, создание условий для внедрения новых технологий и форм работы с детьми. В рабочей программе особое место отводится  физическому развитию детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

    Разработанная программа  предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями  Республики Крым. Основной целью работы с учетом регионального компонента  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.   Дошкольное образование как первый уровень общего образования призвано обеспечить реализацию прав ребенка на полноценное, гармоничное развитие личности в информационном поликультурном обществе. Программа направлена  на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности  для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

    Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей  среднего  дошкольного возраста. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.  Необходимость корректировки и введение данной рабочей  программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.

   Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Появление новой модели ДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.

   Переход на новую стадию инновационной деятельности связан с рядом преобразований:

1) Появление новых условий (запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования);

2) Появление новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в дошкольном учреждении  по ФГОС ДО;

3) Расширение внешних научных и социальных связей;

4) Появление возможностей для  переобучения (обучение педагогов новым технологиям);

5) Привлечение родителей к активным партнёрским отношениям с ДОУ; Использование теоретической базы для проектирования нововведений.

   Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, ибо игра – основной вид деятельности детей. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно  или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д.

   Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей  и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Рабочая программа уделяет особое внимание созданию развивающей среды, роли семьи в образовании маленького ребенка, оценивает взаимодействие взрослых с детьми как центральный пункт системы дошкольного образования, отмечает роль оценки развития детей и подробно характеризует проектный способ образования в этом возрасте. 

 

                      1.2  Цели и задачи рабочей образовательной программы (средней группы)

 

     Для достижения ЦЕЛЕЙ программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

  1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.
  2. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить

    их общительными, добрыми, любознательными, общительными, стремящихся к самостоятельности и творчеству.

  1. Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности

    воспитательно – образовательного процесса.

  1. Творческая организация (креативность) воспитательно – образовательного процесса.
  2. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с

   интересами и наклонностями каждого ребёнка.

  1. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
  2. Единство к подходу воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи

  

ЗАДАЧИ:

  • Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Создание комфортных условий для развития творческих способностей и потенциальных возможностей детей.
  • Обеспечение физкультурно - оздоровительного, познавательно - речевого, социально - личностного и художественно - эстетического развития детей.
  • Образование с учетом возрастных категорий, гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  • Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам воспитания и развития.
  • Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

 

  Приоритетные  направления работы МКДОУ:

 1 .Физическое  воспитание и формирование здорового образа жизни дошкольников.

  1. Воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста через игру.
  2. Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения в дошкольном учреждении.

  Эти цели  и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской де­ятельности: игровой, коммуникативной, 

 трудовой, познавательно-исследо­вательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения.

                             1.3  Принципы и подходы в организации образовательного процесса

     Принципы и подходы к формированию   рабочей  образовательной  программы  средней группы   соответствуют принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.  Принципы научной обоснованности и практической приме­нимости взаимосвязаны. Содержание рабочей  программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.  Они   соответствуют критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).  Принципы и подходы при реализации программы  обеспечивают единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

    Принципы, сформулированные на основе отличительных особенностей программы «От рождения до школы», основной образовательной программы МКДОУ являются  современной интегративной про­граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и  культуросообразности  подход к отбору содержа­ния образования.

   Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования  рабочей программы, сформулированные  на основе требований  ФГОС:

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
  2. Личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
  3. Уважение к личности ребенка.
  4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основные принципы дошкольного образования

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
  2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

      Рабочая  программа построена  на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:

 

  1. Принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
  2. Принципы научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  3. Принципа интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой образовательных облас­тей;
  4. Принцип комплексно-тематического построения образо­вательного процесса. Данный под­ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни­ка — игру как основу организации жизнедеятельности дет­ского сообщества.
  5. Принцип адаптивности через предметно-развивающую среду каждого дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие;
  6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Отличительные особенности Программы

Направленность на развитие личности ребенка.  Приоритет Программы  -  воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Патриотическая направленность Программы. В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотиче- ских чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна

с героическим прошлым и счастливым будущим.  Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей семьи и общества. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Нацеленность на дальнейшее образование.   Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей.  Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. 

Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка.   Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности ( приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком ( проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).

Особенности структуры Программы.  Наиболее существенной структурной характеристикой программы является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка. В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделен тематический блок «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», в котором содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает возможность видеть временную перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.

Простота введения вариативной части.  Изложение содержания Программы по тематическим блокам позволяет при написании ООП легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательного процесса) - учитывать видовое разнообразие образовательной организации, приоритетные направления, вводить региональный компонент.

    В частности, образовательная организация может заменить один или несколько смысловых блоков на парциальные и авторские программы либо переписать содержание этих разделов самостоятельно. Единственное требование вариативная часть должна соответствовать ФГОС и не противоречить целям и задачам программы «От рождения до школы».

Охват всех возрастных периодов (от рождения до школы).   Программа охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей: дошкольный возраст (от 3 лет до школы). 

Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности.   В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра  - ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу приложением, посвященным игре. В приложении раскрывается содержание психолого - педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Взаимодействие с семьями воспитанников.   Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.

 Технологичность программы.   Большим преимуществом программы является ее технологичность и успешность применения в массовой практике. Для реализации программы не требуется каких-то особых условий, нестандартного материально-технического обеспечения или специфической подготовки педагогических кадров. Программа может быть реализована педагогами, имеющими соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у дошкольной организации материально-технической базе, при условии соответствия ее действующим государственным стандартам и требованиям.

Наличие приложения с подробными перечнями.  В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Это существенно сокращает содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие. Кроме того, такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в зависимости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализировать, что рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.

Информационное обеспечение введения ФГОС ДО.

  1. Организация общественных обсуждений по реализации ФГОС ДО в ДОУ.
  2. Публикации на сайте ДОУ о ходе реализации ФГОС ДО.

             

 

           

 

          1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей средней  группы (от 4  до 5 лет)

 

   Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание

Комментарии:

Fyfcnfcbz
написано 27 августа 2017 в 09:28:15
0
pfvtxfntkmyj? jxtym gjyflj,bkjcm

Ответить

Анастасия
написано 27 августа 2017 в 09:28:54
0
Интересная работа.

Ответить

Анастасия
написано 27 августа 2017 в 09:28:55
0
Интересная работа.

Ответить

очень хорошая программа
написано 12 августа 2018 в 09:32:08
0
замечательная работа

Ответить

людмила
написано 11 сентября 2018 в 22:41:13
0
очень классная программа

Ответить

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: