a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

методика преподавания истории

Автор: Закревская Анжела Александровна Опубликовано: 2016-11-30 19:00:52

Документы для скачивания

Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно- ориентированного исторического образования- Беседа на уроках истории В отличие от изложения материала самим учителем, т. е. в форме монолога, беседа является формой диалогической, т. е. диалогом между учителем и учащимися. Вот как характер бесед традиционно рассматривается в истории. Роль беседы в преподавании истории существенно отличается от ее роли в преподавании таких учебных предметов, которые характеризуются преобладанием дедуктивно- логического способа изложения учебного материала. И все же беседа в обучении истории играет большую роль, выступая в качестве метода обсуждения, мыслительной обработки с учащимися изложенного исторического материала. Разбор и обобщение исторических фактов могут быть проведены либо целиком самим учителем, либо путем беседы. А разбор и обобщение исторического материала служат его осмыслению, дальнейшему расширению исторических знаний о действиях людей в прошлом. Но этим не исчерпывается роль беседы в обучении истории. Беседа служит методом активного извлечения знаний учащимися в ходе рассмотрения и разбора наглядного или документального материала( беседа по картине, беседа по карте, по диаграмме, беседа по музейному экспонату, беседа по содержанию исторического документа) . В беседе с учащимися по изложенному учителем или в учебнике( или заранее изученному) материалу легче выявить объем и качество знаний, правильность или ошибочность понимания ими изложенного материала, степень глубины понимания. Беседа является прекрасным методом проверки понимания и усвоения учащимися исторических знаний о моделях поведения субъектов истории. Беседа, будучи диалогической формой, дает возможность вовлечь учащихся в умственную работу. Беседа служит одним из приемов мобилизации знаний, необходимым для более глубокого усвоения учащимися нового материала. Наконец, в ходе беседы учитель организует применение учащимися ранее полученных знаний для анализа нового материала и для выполнения различных познавательных задач. Вводная беседа,  проводимая обычно в начале урока, имеет задачу подвести учащихся к изучению нового материала путем: а)   мобилизации знаний, полученных ими на предыдущем уроке или на ряде предшествовавших уроков; б)   систематизации и обобщения этих знаний. Цели контрольной беседы  — проверка степени понимания излагаемого материала, проверка знаний, проверка результатов выполнения самостоятельной работы. Контрольная беседа представляет собой один из методов проведения текущего опроса по материалу предыдущего урока в тех случаях, когда учитель ставит своей целью проверить общую подготовленность класса в целом и степень усвоения материала массой учащихся В результате такого опроса могут быть выставлены оценки. Путем сочетания проверочной беседы с индивидуальным вызовом учащихся могут быть проведены специальные уроки опроса. Наконец, в качестве особого приема в ходе изложения или в заключительной части урока вводится элемент  беседы в форме постановки диагностических вопросов, имеющих целью выяснить степень понимания учащимися излагаемого материала. Они особенно необходимы при изложении сложных вопросов курса. Аналитическая и повторно- обобщающая беседа  — это основной вид беседы на уроках истории. Ее задача — осмысливание изложенного( или изученного) исторического материала, углубление и расширение исторических знаний. Путем беседы может быть проведено обсуждение с учащимися изложенных учителем исторических фактов, их сравнение и противопоставление, оценка их исторического значения, выявление причинно- следственных связей, этапов развития, общих закономерностей. Аналитическая и обобщающая беседа — очень гибкая форма работы. Она может выступать в качестве: а)    методического приема в ходе изложения нового материала,   когда учитель попутно ставит перед учащимися вопросы, требующие осмысливания разбора, оценки излагаемых фактов, т. е. включает элементы беседы в свой рассказ, в свои объяснения. Изложив суть реформ, проведенных Владимиром Мономахом, учитель ставит вопросы: «Могли ли эти уступки надолго улучшить положение закупов и задолжавшей городской бедноты? Почему не могли? ». Выяснив, учитель продолжает свой рассказ; б)   одного из методов осмысливания материала,  изложенного на уроке. В этом случае беседу проводят обычно вслед за изложением материала на уроке или значительной части материала на уроке. Так, рассказав о нашествии монголов на Русь, учитель проведет беседу о причинах поражения Руси в этой героической борьбе; в)    основного метода проведения урока.  Методом развернутой беседы нередко проводят повторительно- обобщающие уроки по теме или разделу курса, а также уроки, посвященные разбору важных исторических документов. Заключительная беседа в конце урока или на заключительном уроке по теме имеет ряд задач: обобщение, систематизацию и подведение итогов по материалу, изученному на уроке( или ряде уроков темы) , проверку степени понимания и усвоения этого материала, его закрепление. Одной из задач заключительной беседы может быть и подведение учащихся к содержанию следующего урока( или следующей темы, следующего раздела курса) . Здесь найдет место и постановка вопросов на разбор, обобщение и систематизацию исторических фактов и вопросов на закрепление материала. Очевидно, беседа, имеющая целью закрепление, должна содержать лишь основные, узловые вопросы изложенного материала. Вводная беседа в технологии — это вопросы- ответы, представляющие собой движение диалога учителя и ученика от актуальных жизненных впечатлений школьника( личностный опыт школьника) к символам и знакам истории. Покажем вводную беседу в уроке по теме: «Начало Великой Отечественной войны»( IX класс) . Актуальный этап беседы.  Учитель обращается к детям с неожиданным вопросом:  «Ребята, вам страшно ночью ходить по городу? ».   Мальчики отвечают не очень искренне, но с тревогой говорят, что им ничего не страшно; девочки отвечают утвердительно, что страшно. « Представьте, , — говорит учитель, —  что вы идете по ночному городу с мамой, от этого тревога нарастает или уменьшается? ».  Девятиклассники говорят о том, что страх уходит и что приходят ответственность, мужское желание защитить маму. Рациональный этап беседы.  « А почему страх не уменьшается, когда идешь с мамой? »  Далее предлагаются варианты ответов детей, обычно достаточно точных: « Мать — это зеркало, душа, часть ребенка, и когда она требует защиты, возникает эффект самопожертвования, желание закрыть маму собой». Смысловой этап беседы.  Учитель говорит: «У каждого человека есть мама, она дала ему жизнь, связала одного маленького человека с человеческим родом. Любить маму — это значит уже любить не только ее, а весь род человеческий. Человек, взошедший к этой вселенской любви, победит». Действенный этап беседы.  Учитель говорит: «А теперь посмотрите на этот плакат и прочтите слова, написанные на нем. Дети читают и произносят вслух: «Родина- мать зовет! » Оказывается, что Родина — это тоже мать; это мать, которая в час опасности может быть выше всех матерей. В 1941 году защищать' свою Родину- мать встали миллионы юношей и девушек, сыновей и дочерей( появляется плакат и звучит песня «Священная война») . Вводная беседа завершена, а урок истории получил вдохновляющее начало. При аналитической беседе технологии в своей основе имеют эвристическое начало, так как действительный результат беседы — не знание, а мыслительные откровения детей. Мы приводим примеры такого рода эвристических бесед для детей, к которым интуитивно приводят мно- гие работы учителей. Несомненно, что читатель придет к выводу о том, что все меньше беседа является целью, тем самым формируя ее усвоение. На соответствующем уроке учитель предлагает учащимся( по группам) три варианта заданий: ♦    1- й группе:  что ты ответил бы своему собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный может быть оценен, с одной стороны, как деятель прогрессивный, с другой — как реакционный? ♦   2- й группе:  что ты ответил бы своему собеседнику, утверждающему, что, несмотря на опричнину, жестокость, Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделавшим много полезного для государства? ♦     3- й группе:  что ты ответил бы своему собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был настолько безнравственным, аморальным, жестоким человеком, что все полезное, что он сделал для страны, меркнет перед этими качествами и что элементарное человеческое чувство нравственности не позволяет даже говорить о прогрессивности характера его деятельности? Он может быть оценен только отрицательно. Существует еще один методический прием, с помощью которого можно вызвать учащихся на спор о личности Ивана Грозного. Учащимся была предложена для решения познавательная задача. По словам дьяка Ивана Тимофеева, царь Иван Грозный, «мирогуби- тель и рабоубитель», опричниной, как секирой, рассек пополам русскую землю, противопоставил одну часть другой и тем самым способствовал наступлению «смуты». Прав ли дьяк Иван Тимофеев? О чем свидетельствует его мнение? Оба эти вопроса к заданию являются дискуссионными. Остановимся на втором, который содержит новый акцент в рассмотрении образа царя Ивана IV: оказывается, споры об Иване Грозном были еще при его жизни. Это позволило учителю вызвать учащихся на обсуждение проблемы: как современники оценивали Ивана Грозного? Были высказаны следующие мнения. Простые люди неодинаково относились к нему. Известно прозвище Ивана Грозного — «царь- псарь». Значит, кто- то его ненавидел. Другие боялись его, трепетали при одном его имени. Третьи по- прежнему называли «царем- батюшкой» — они же могли не знать о чинимых им расправах и по- прежнему верили в доброго царя. Во всех бедах винили его слуг- опричников. Таким образом, данный пример дискуссии на уроке пока дал восьмиклассникам возможность многообразия и сосуществования разных точек зрения на одну и ту же историческую личность. Оценка Ивана Грозного не была преподнесена учащимся в готовом виде — она формировалась в ходе собственных размышлений над возможными вариантами, их сопоставления, сравнения аргументов, подбора фактов. Учащиеся убедились, что через характеристики отдельных исторических деятелей создается представление о целой исторической эпохе, в которой протекала их деятельность, ее противоречивости, характерных чертах. В ходе обмена мнениями, их столкновения, подбора аргументов развивались умения и навыки формулировать и защищать свою позицию, выслушивать мнение противников своей точки зрения, быть терпеливым к иной оценке. В данной дискуссии решались воспитательные задачи, поскольку встал вопрос о нестареющих критериях добра и зла, сопоставимости достигнутых преобразований( пусть даже и прогрессивного характера) с теми средствами, которые при этом использовались, нравственной ответственности исторических деятелей за выбор средств при достижении цели. В технологии также используется  смысловая беседа. Суть ее — в обсуждении глубинных смыслов истории и жизни. «Представьте себе, — говорит учитель, — что не декабристы, а вы находитесь на кронверте Петропавловской крепости, перед казнью. С какими бы словами вы обратились к потомкам? ». Здесь с очевидностью смысловая беседа развивается в контексте пограничных ситуаций, которые обращают детей к глубинным основам жизни. Ситуация создает условия для детских смысловых откровений. Следующий тип беседы в контексте технологии связан с действием. Два девятиклассника получают бутафорские дуэльные пистолеты, учитель объясняет им правила дуэли: выстрел — вопрос, первый дуэлянт, выстрел — ответ, второй дуэлянт. Дуэль осуществляется до первой крови, то есть до неправильного ответа. Надо сказать, что класс в этот момент негласно участвует в дуэли, становясь в воображении то по одну, то по другую сторону барьера. И, наконец,  актуально- проповедческая беседа.  Здесь главное заключается в том, что вопросно- ответный диалог переходит от истории к актуальности, от жизни персоны истории — к рефлексии насущного жизни современных школьников. Овладение живым и гибким методом беседы представляет ряд трудностей, особенно для начинающего учителя. Ведение развернутой беседы требует от учителя не только хорошего знания предмета, ориентировки в вопросах современности, широкой начитанности, но определенного педагогического мастерства. Одним из важнейших условий успешного проведения беседы является продуманная формулировка вопросов, которые учитель намерен ставить в ходе беседы. Планы или контакты уроков могут быть подробными или совсем краткими — это зависит от опыта и знаний учителя. Но даже в самом кратком плане урока вопросы, намеченные для беседы, должны быть написаны заранее в полной и точной формулировке. От содержания и характера вопросов, от ясности и четкости их формулировки в значительной мере зависит успех беседы. Закревская А. А.

Оставить комментарий: