a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум «Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников посредством использования мини-музея», воспитатель Тарасова Л.А., старший воспитатель Медведева О.Н.

Опубликовано: 2016-12-04 22:50:19

Документы для скачивания

Семинар- практикум «Формирование духовно- нравственной культуры дошкольников посредством использования мини- музея» Подготовила: Медведева Ольга Николаевна, старший воспитатель МАДОУ" Детский сад комбинированного вида №10 г. Ш ебекино Белгородской области" , Тарасова Людмила Анатольевна, в оспитатель МАДОУ" Детский сад комбинированного вида №10 г. Ш ебекино Белгородской области" 2016г. Задачи семинара- практикума: • совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей; • способствовать творческому поиску. Оборудование: Проектор, ноутбук, листы каждой группе, памятки педагогам. План семинара- практикума: 1. Введение 2. Теоретическая часть. 3. Практическая часть. «Своя игра». Практикум. 4. Рефлексия. Подведение итог ов. Ход семинара- практикума. 1. Введение Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с раннего детства. «Беречь все, что делает нас русскими»- эта тема для углубленной работы в дошкольном учреждении. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. 2. Теоретическая часть. Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.  Сегодня мы на многое начинаем смотреть по- иному, многое для себя открываем и переоцениваем. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, что их радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём мечтали. Музейная педагогика в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Содержание мини- музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, фольклором, природой, культурой и т. д. Многие мини- музеи создаются на основе коллекций, собранных детьми и родителями. Однако следует помнить, что для детей главной ценностью коллекции является возможность с ней играть, а не ее ценность. Если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, интерес к нему ослабевает: предмет становится частью окружающего фона. По мере создания мини- музея педагоги рассказывают об экспонатах, организуют условия для самостоятельной деятельности детей, проводят семейные мероприятия. Важно помнить, что мини- музей не всегда приспособлен к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога. С помощью созданного в группе мини- музея «Удивительная роспись» мы доносим до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. 3. Практическая часть. - Уважаемые педагоги! Сейчас мы предлагаем вам вспомнить основные понятия духовно- нравственного воспитания, как в целом, так и касающиеся мини- музея по формированию духовно- нравственных качеств. Мультимедийная и гра «Своя игра»( педагог выбирает на экране ячейку с цифрой, появляется вопрос, на который надо дать ответ) . Цель духовно- нраственного воспитания дошкольников( Воспитание духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества) . Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? ( Родители. ) Что определяет поведение, духовные качества, необходимые в обществе и отношения к этим правилам? ( Нравственность. ) Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развитии. Что это? ( Предметно- пространственная развивающая среда. ) Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства( Гражданин. ) Назовите символ русского народного искусства. ( Матрешка) От какого русского женского имени пошло название «матрешка»? ( Матр ё на) Кого изображала последняя кукла в первых русских матрешках? ( младенца) И з чего сделана матрешка? ( из дерева) Сколько фигурок было в первых русских матрешках? ( восемь) Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? ( Гжель. ) В какой роспис и присутствуют композиции с конями, в садниками, древом и собачками, фантазии н а тему прогулок кавалеров и дам? ( Городецкая роспись) Старейший народный  русский художественный  промысел, с формировавшийся в Одоевском районе Тульской области. ( Филимоновская игрушка) Золотистого  цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом называют…( хохлома) Давным- д авно на севере нашей страны появилось село. Дым идет из труб столбом, Точно в   дымке все кругом. Голубые дали, И село большое Дымково назвали. Какой вид росписи появился в этом селе? ( Дымковская роспись) Уважаемые педагоги, п редлагаю вам разбиться на группы и «создать» мини- музей, направленный на формирование духовно- нравственной культуры. Помогут вам в этом памятки, которыми вы сможете пользоваться и в своей работе в детском саду. Памятка по организации мини- музея в группе Создание мини- музея может быть отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения. Организацию такого элемента развивающей предметно- пространственной среды удобно разбить на несколько этапов: Подготовительный этап: его главная задача – выбор темы мини- музея( совместно с детьми и родителями) , подготовка к участию в проек те педагогов, детей и родителей: Выбор темы( если создание мини- музея планируется заранее, с учетом образовательной программы детского сада, как правило, в выборе темы преобладает мнение педагога, который советуется с детьми и родителями; тема может определяться детьми и родителями и обсуждаться с педагогом; тема может возникнуть спонтанно) ; Распределение обязанностей между педагогами; Сбор информации( может быть составлен перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить; параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, а также материалы для самостоятельной деятельности) ; Выбор места для мини- музея( групповое помещение, приемная, помещения для дополнительных занятий, студии, холлы, территория) ; Связь с социумом; Работа с родителями и детьми( с детьми проводятся беседы, о том, что такое коллекция, музей, какие бывают музеи, экскурсии в местный музей; дети и родители могут подготовить сообщения о посещении музея, могут быть разработаны семейные проекты) . Практический этап( или этап реализации проекта) . Главная задача – совместная( педагоги, дети, родители) реализация идей первого этапа, то есть создание мини- музея( оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т. п. ) и работа с детьми и родителями( реализация перспективного плана, семейных проектов, и т. д. Заключительный, обобщающий этап – начинается после завершения создания мини- музея( проводится торжественное открытие мини- музея с приглашением гостей, разрабатываются и проводятся экскурсии( взрослыми для детей, детьми для детей, детьми для взрослых) , организуются праздники, спектакли, дни открытых дверей, во время которых дошкольники и их родители могут посещать мини- му зей, выставки рисунков, поделок; оформляются билеты, приглашения в музея, среди педагогов может быть проведен конкурс на лучший мини- музей) . После выполнения педагоги проводят «презентации» мини- музеев. 4. Рефлексия. Подведение итогов. Создание мини– музея помогло воспитателям в работе по духовно – нравственно му воспитани ю, развити ю речи детей, расширению их кругозора. Экспозиции мини- музея «Удивительная роспись» будут сменять друг друга, в процессе чего дошкольники будут продолжать знаком ство с народной культурой. Рефлексия На мольберт вы вешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины, педагогам предлагается выбрать подходящий вариант. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина- мне это не нужно, выброшу. Спасибо за внимание!

Оставить комментарий: