a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Основные проблемы современной социокультурной среды развития ребенка

Автор: Самойлова Лариса Аркадьевна Опубликовано: 2016-12-06 16:10:40

                     Основные проблемы

современной социокультурной среды развития ребенка

 

 Верхние позиции в иерархии семейных ценностей в настоящее время заняли: забота о материальном благополучии семьи: стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования 

Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми

Современным детям, привыкшим к готовым развлечениям, стало неинтересно общаться друг с другом 

Снижается уровень освоения ребенком доступных ему социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми – детьми и взрослыми.

Снижается значение в детской жизни сюжетно-ролевой игры. Современные дети мало играют вместе, не умеют договариваться, принимать во внимание интересы других, им неинтересно общаться друг с другом.

Снизился уровень нравственного развития дошкольников.

Приоритет личных интересов в сознании современного ребенка находит свое отражение в таком явлении, как незнание имен некоторых детей в группе, а иногда и воспитателей.

Заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения.

В детской культуре все меньше места остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам.

Многие знания современных детей об окружающем мире являются умозрительными, не подкрепленными личным практическим опытом, что становится серьезным препятствием для последующего усвоения материала школьных учебников.

Современное телевидение оказывает агрессивное и негативное воздействие на сознание ребенка, разлагая систему традиционных культурных ценностей.

 Как минимизировать влияние телевидения на детей?

Многие дети любят смотреть телевизор часами, что вызывает оправданное беспокойство родителей. Долгий просмотр телевизора не только плохо сказывается на зрении, но и влияет на нормальное развитие. Так как же справиться с этой проблемой?

Большинство детей любит сидеть перед телевизором часами, и родители часто не могут этого исправить. Недавние исследования показали, что дети проводят перед "ящиком", по меньшей мере, 2 часа в день. Это оказывает плохое влияние на их физическое развитие и интеллект.

Более того, под воздействием длительной дружбы с телевизором у ребенка может развиться замкнутость. Следующие советы помогут вам сохранить ребенку здоровье.

Заранее договоритесь с детьми. Сядьте с ними и обсудите все специфические детали просмотра телевидения. Сколько времени они могут смотреть; что им нужно сделать перед просмотром; какие вознаграждения они получат, если будут следовать правилам и т.д.

Многие родители уже понимают, что некоторые виды телевизионных программ не способны дать детям полезную информацию. А ведь ребенку в его возрасте необходимо получать хорошее обучение под руководством родителей. Поэтому обратите внимание на магазины цифровых товаров, где вы можете купить или взять напрокат диски DVD с полезной для детей информацией.

Не ставьте телевизор в детской комнате. В современных семьях часто бывает по 2 телевизора (иногда и больше). Конечно, это удобно для всех членов семьи. Но телевизор, расположенный в детской, мешает общению детей с другими людьми.

Телевизор – не единственное средство развлечения. Из-за постоянной занятости родителям часто приходится оставлять детей дома и тратить меньше времени на игры и общение с ними. Дети становятся зависимыми от телевидения из-за недостатка общения. Поэтому хорошо свободное время проводить младшими членами семьи и стараться развивать у них интерес к другим занятиям.

Родителям необходимо развивать самое лучшее в детях. И родительская любовь – ключевой момент в воспитании. Она благотворно влияет и на физическое и на интеллектуальное здоровье ребенка. Держите детей подальше от телевизора и поближе к активной жизни.

 Безопасность детей в Интернете

 Деятельность дошкольников в Интернете должна проходить при активном участии родителей.

У детей данного возраста обычно открытая натура и положительный взгляд на мир. Они гордятся приобретенными начальными умениями читать и считать и любят делиться идеями. Они хотят вести себя хорошо, доверяют взрослым и редко в них сомневаются.

Дети, как правило, легко осваивают Интернет, обучаются основным навыкам в работе с ним. И хотя дошкольники могут успешно играть в компьютерные игры, им требуется помощь от взрослых при поиске сайтов, интерпретации информации или отправке электронной почты.

 Временные ограничения работы на компьютере

 Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям 5—7 лет можно «общаться» с компьютером не более 10—15 минут в день 3—4 раза в неделю. Учащимся первого класса — 10—15 минут в день.

  Организация рабочего места.

 Монитор должен стоять  на расстоянии не менее 60 см от окна (окно должно располагаться слева от компьютера). При этом на экран не должны попадать блики от окна или других источников освещения. Для этого оконные проемы  можно завешивать занавесями или жалюзи. Запрещается использование темных занавесей на окнах, так как они могут сильно затенять помещение.

Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Наилучшим для работы с компьютером считается естественный дневной свет, так как только он содержит в себе весь цветовой спектр; чем больше лампа соответствует дневному свету, тем лучше. Ни в коем случае нельзя использовать неоновые лампы, так как они мигают, излучают рассеянный свет, имеют недостаток цветового спектра и не создают четких теней. При работе с такими лампами возникает сильное напряжение глаз, что может провоцировать снижение зрения; кроме того, эти лампы могут вызвать повышение возбудимости: дети начинают капризничать, плохо спят.

Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда должны ставиться подставки.

 Организация деятельности ребенка за компьютером

 Выполнение игрового компьютерного задания должно занимать немного времени. Предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.

Если ребенок уже умеет читать и использует печатный компьютерный текст, то размер шрифта должен быть не менее 14, цвет шрифта всегда должен быть черным, а цвет экрана —белым. В цветовой гамме можно периодически использовать желто-зеленые тона.

Обязательно следует обращать внимание на признаки утомления ребенка во время занятий за компьютером, так как в этом случае нужно как можно быстрее прервать работу, чтобы избежать негативных последствий. Об утомлении ребенка свидетельствуют потирание глаз и лица, зевота, отвлекаемость от задания, хаотичные движения, приближение к монитору, нарушение правильной посадки за столом, капризность и пр.

После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз и мышц всего тела рекомендуется выполнять несложную гимнастику для глаз и определенные двигательные упражнения.

Следует попросить ребенка потянуться, сидя спрятать руки за спиной, посмотреть перед собой. Затем выполнить повороты головы вправо, влево. Далее движение плечами назад, расслабить руки и потрясти ими внизу. Это поможет снять напряжение с мышц шеи, верхнего плечевого пояса и рук.

 Гимнастика для глаз

 Упражнение 1

Не поворачивая головы, посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза.

 Упражнение 2

Стоя у окна, выставить вперед руку с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, затем посмотреть вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца. Повторить 5 раз.

 Упражнение 3

Выполнять круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. Повторить 5 раз.

 Упражнение 4

«Выписывать» глазами горизонтально лежащие восьмерки по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.

 Упражнение 5                                                                               

Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т.д. Повторить 5 раз подряд.

Работа ребенка за компьютером должна проходить всегда только под строгим контролем со стороны взрослых.

 

 

Документы для скачивания