a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект по математическому развитию в младшей группе "Мир геометрических фигур" (воспитатель Четаева М.А.)

Опубликовано: 2016-12-08 15:04:04

Документы для скачивания

Вид  проекта: Комплексный Тип  проекта: Познавательный, игровой Длительность  проекта Долгосрочный  ( октябрь- март) Срок реализации   проекта 6 месяцев Участники  проекта Дети   второй младшей группы, воспитатели, родители Цель   проекта Формировать у детей   младшего   дошкольного возраста знания   геометрических фигур. Задачи   проекта 1. Учить детей раскладывать   фигуры по порядку большой, поменьше, маленький. 2. Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник. 3. Совершенствовать умения детей сравнивать две   фигуры по цвету и форме, подбирая по фигуре. 4. Распознавать   геометрические фигуры   и находить их в предметах окружающей обстановке. Актуальность   проекта Математическое развитие младшего   дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного   развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование   математического развития   один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании и т. д. Поэтому работа по   математическому развитию   начинается еще в раннем возрасте, с сенсорного воспитания и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста. Ожидаемый результат 1. Осознанное отношение детей и их родителей к формированию знаний о геометрических фигурах, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни. 2. расширение представлений о геометрических фигурах; 3. развитие умений соотносить форму предметов с известными геометрическими  фигурами; 4. сформировать умение различать и называть геометрические фигуры. Итоговое мероприятие совместно с родителями досуг «Колобок» Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта « Мир геометрических фигур»( Системная паутинка проекта) Октябрь. Тема: «Круг» Познавательное Р азвитие- Непосредственная образовательная деятельность. - «Круг». Цель: познакомить с кругом и его свойствами, учить распознавать круг и находить его в предметах окружающей среды, обследовать форму круга, используя зрение и осязание. - Дидактические упражнения:   «Прокати такой же шарик» «Прокати шарик в воротца»- Дидактические игры:   «Волшебные круги» «Подбери пару» «Собери бусы» «Найди предметы в форме круга»- Сюжетно ролевая игра:   «Накроем на стол» Наблюдение- за работой  младшего воспитателя ( сервировка стола) - Экспери ментирован ная  деятельность:   «Оттиски» Социально – коммуникативное развитие- Изготовление  геометрических фигур из различного материала. - Самостоятельно- художественная и игровая деятельность детей. Речевое развитие- Чтение русской народной сказки «Колобок»- Заучивание стихотворения А. Л. Барто  «Мяч»- Отгадывание загадок по теме. - Разучивание физкультминуток. Художественно – эстетическое развитие Продуктивная деятельность. Аппликация:  «Декоративная салфетка», «Шарфик для мишки», «Кораблик». - Самостоятельно- художественное творчество детей: выкладывание геометрических фигур из бус.   Физическое развитие- Подвижные игры:   «Мы идем по кругу» «Мой веселый звонкий мяч», « Найди свой домик», «Пузырь», «Карусели». Ноябрь. Тема: «Треугольник» Познавательное Р азвитие- Непосредственная образовательная деятельность. « Треугольник». Познакомить детей с треугольником и его свойствами, находить треугольник в предметах окружающей среды. Дидактические упражнения:   «Обведи морковки для зайчика» «Обведи кораблик и раскрась его» Дидактические игры:   «Чудесный мешочек» «Найди предмет такой же формы» «Подбери пару» «Шнуровка» «Найди похожее» Настольные игры:   «Лото»,   «Пазлы» Дидактические упражнения с блоками Дьеныша Рассматривание иллюстрации  «Овощи». Разгадывание загадок. Социально – коммуникативное развитие- Изготовление  геометрической фигур ы из различного материала. - Самостоятельно- художественная и игровая деятельность детей. Речевое развитие skazki_ po_ geometrii. docx. «Граф Т реугольник»- Заучивание стихотворения про треугольник. - Отгадывание загадок по теме. - Разучивание физкультминуток. Художественно – эстетическое развитие Продуктивная деятельность. Рисование елочки гуашевыми красками. Аппликация из готовых форм треугольника «Красивая елочка»- Самостоятельно- художественное творчество детей: выкладыв ание геометрических фигур.   Физическое развитие- Подвижные игры: «Найди свой домик», «Гаражи», «Кто быстрее». Декабрь. Квадрат Познавательное Развитие- Непосредственная образовательная деятельность. « Квадрат». Называется квадратом Познакомить детей с квадратом и его свойствами, находить квадрат в предметах окружающей среды. - Дидактические игры:   «Сложи квадрат» «Найди одинаковую   фигуру » «Чудесный мешочек» «Шнуровка» «Какую   фигуру   забыл нарисовать художник»- Дидактические упражнения:   «У кого есть такой же квадрат, треугольник…» «Найди спрятанную   фигуру » «Счетные палочки»- Настольные игры:   «Лото»,   «Домино» Разгадывание загадок. - Подвижные игры:   «Гаражи»,   «Цветные автомобили»- Наблюдения, беседы по теме:   «На какую   фигуру похож предмет »- Продуктивная деятельность- аппликация  «Волшебный квадрат» Социально – коммуникативное развитие Игровая ситуация  «Помоги Айболиту добраться к больным друзьям». Просмотр  развивающего  мультфильма про рыбку Малыша из серии  « Геометрические фигуры »  - КВАДРАТ. Речевое развитие Заучивание стихотворения про квадрат. - Отгадывание загадок по теме. - Разучивание физкультминуток Художественно- эстетическое развитие Продуктивная деятельность- аппликация  «Волшебный квадрат» Физическое развитие Подвижные игры: «По местам! », «Гаражи» Январь- февраль. Овал Познавательное развитие Познакомить детей с овалом и его свойствами, находить овал в предметах окружающей среды. - Дидактические игры:   «Составление   геометрических фигур » «Только одно свойство» «Найди спрятанную   фигуру ». Разгадывание загадок. Социально- коммуникативное развитие- Просмотр  развивающего  мультфильма про рыбку Малыша из серии  « Геометрические фигуры »  - Овал- Игровая ситуация  «Ежик просит приготовить ему салат» Речевое развитие- Чтение русской народной сказки  «Репка»- Театрализация сказки  «Теремок». Физическое развитие Подвижные игры: «Хоровод», «Карусель», «Акула и рыбки». Март. Прямоугольник Познавательное развитие Познакомить детей с прямоугольником и его свойствами, находить прямоугольник в предметах окружающей среды. Дидактические игры:   «Что это? » «Чего не стало» «Найди свой домик» «Найди похожее»- Игровая ситуация  «Помоги зайчику построить дом»- Продуктивная деятельность- занятие  «Составные картинки» Социально- коммуникативное развитие Участие в выставке  «Парад   геометрических фигур ». - Изготовление  геометрических фигур из различного материала. Презентация «Веселая математика» Речевое развитие- Чтение стихотворения с показом  « Фигурная картина » Художественно- эстетическое развитие Продуктивная деятельность- занятие  «Составные картинки». - Изготовление  геометрических фигур из различного материала. Физическое развитие- Подвижная игра:   «Солнышко и дождик»  ( найди домик с нужной  фигурой », «Поезд», «Такси» Этапы реализации проекта Подготовительный этап Исходя из интересов детей, проводиться круглый стол с  родителями, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта. Работа с детьми 1. У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие с их возрастными особенностями( знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в окружающей обстановке) . 2. Начальный мониторинг. 3. Анализ результатов мониторинга. 4. Составление системной паутинки по проекту. 5. Анализ имеющегося дидактического материала 6. Подбор иллюстраций, книг, дидактических игр, игрушек, пособий по теме проекта. Педагогические ресурсы 1. Вопросы мониторинга. 2. Книжки- малышки, дидактические игры, пазлы, разрезные картинки, лото, вкладыши. 3. Художественная литература. 4. Сюжетные картинки «Геометрические фигуры » 5. Сборники мультфильмов. 6. Картотека игр. 7. Картотека физкультминуток. Задачи 1. Определить направления в работе. 2. Создать перспективное планирование работы. 3. Пополнить развивающую среду в группе для актуализации опыта детей. 4. Выяснить осведомленность детей по теме. Работа с родителями 1. Ознакомление родителей с темой проектной деятельности. 2. Нацеливание родителей на поиск информации по проекту. 3. Обсуждение с детьми просмотренных совместно дома мультфильмов по теме проекта. Педагогические ресурсы 1. Презентации к проекту. 2. Интернет- ресурсы 3. Книги Задачи 1. Развивать педагогическую инициативу родителей. 2. Вовлекать родителей в воспитательно- образовательный процесс в группе. 3. Укреплять детско- родительские взаимосвязи и интересы. Основной этап Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты: расширение представлений о геометрических фигурах; развитие умений соотносить форму предметов с известными геометрическими  фигурами; сформировать умение различать и называть геометрические фигуры. Обеспечение: Развивающие игры. Наглядно- дидактические пособия. Геометрические фигуры различных форм и цветов. Трафареты для свободного рисования. Специальная методическая литература. Геометрический конструктор различных цветов. Мелкий счетный раздаточный материал( геометрические фигуры) . Итоговый Продукты   проектной деятельности Выставка   «Парад   геометрических фигур »- Создание книги   « Геометрические фигуры в стихах »- Изготовление картины   « Фигурная картина » Игровое мероприятие Презентация   «Веселая   математика » Итоговое занятие   «Колобок» Список используемой литературы: 1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013. 2.   Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М. : Айрис- пресс, 2005. 3.  Глаголева, Л. В. Сравнение предметов[ Текст] / Л. В. Глаголева. –М. : Просвещение, 2010. 4.   Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов[ Текст] / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2006. 5.   Леушина А. М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. Т. К. Велби, 2009. 6.   Развивающие методические игры- занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Авт. - сос. Стасова Л. П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. , 2008. 7. Смоленцева А. А. , Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт- Петербург, 2003. 8. Целищева И. И. , Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. Материал, используемый при проведении проекта: Картотека дидактических игр Игра «Найди лишнюю фигуру». Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур( круга, квадрата, треугольника) , предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему? ». Игра «Чудесный мешочек». Я – чудесный мешочек, Всем ребятам я дружочек. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть. В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры  разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета. Игра  «Построим фигуру». Детям предлагают составить из  палочек квадрат, треугольник. Игра  «Найди предмет такой же формы» Детям предлагают в окружающем  найти предметы определенной  формы – круглой, квадратной, треугольной; Игра «На что похоже» Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик. « ПРОКАТИ ТАКОЙ ЖЕ ШАРИК»  J Дети получают шары разного цвета. Один набор остаётся у педагога. Поставив лоток для катания, педагог показывает шар какого- либо цвета и спрашивает, у кого есть такой же. Обычно в первых играх дети 2—3 лет показывают шары независимо от цвета. Это свидетельствует о том, что они не сразу понимают, что нужно делать. Их влечёт непосредственное желание вступать в игру, и они показывают шар, не сравнивая его с тем, который есть у педагога. Тогда он подзывает кого- либо из детей с шаром другого( лучше всего контрастного) цвета, при сравнении различие замечается легче, чем сходство. «Этот шар синий, а мой красного цвета», — подчёркивает воспитатель. «Смотрите, красный шар покатился с лотка», — говорит воспитатель и, проследив его движение вместе с детьми, предлагает прокатить шары такого же цвета. «Вот сколько красных шаров на ковре. Посмотрите, нет ли у кого ещё красного шара? » — обращается педагог к детям, вызывая необходимость сравнить свои шары по цвету с лежащими на ковре. Вслед за красными прокатываются синие, жёлтые и зелёные шары. Во время игры педагог обращает внимание детей на то, что у одних шар покатился далеко, а у других остановился близко — у края лотка. Вначале педагог не требует от детей называния цвета, но сам всё время его произносит. При повторении игры следует упражнять детей в назывании цветов, обогащая таким образом их словарь. «ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРА В ВОРОТЦА» Дидактическая задача  — обратить внимание на форму шара, его движение, расположение в пространстве( далеко, близко, около, рядом) , учить умению сочетать зрительный контроль с движением. Педагог даёт детям воротца и по три шара каждому. Они устанавливают воротца с помощью воспитателя и по очереди начинают прокатывать шары. Если первый шар прошёл в воротца, ребёнок имеет право на второй ход, а в случае удачного второго попадания — и на третий. Если же шар не пройдёт в ворота, очередь переходит к следующему игроку. Педагог обращает внимание детей на то, что одни шары прокатились далеко, другие — близко, около стульчика, и т. д. Шар должен двигаться в определённом направлении, чтобы пройти в воротца. Воротца должны быть достаточно большими — 20—25 см шириной, 15—20 см высотой, ярко окрашенными, чтобы хорошо выделялись на тёмном фоне ковра, однако не следует их делать многоцветными, так как излишняя пестрота утомляет зрение, рассеивает внимание. Воротца должны быть достаточно устойчивы, чтобы от удара шара они не падали и ребёнку не приходилось поправлять их. Очень хорошо в воротца повесить небольшой звоночек. Если ребёнок правильно прокатил шар, звоночек зазвенит. Таким образом он помогает контролировать правильность действия. При участии в игре всей группы педагог устанавливает несколько воротцев и вместе с тем упражняет детей в умении подождать своей очереди, следить за действиями другого, радоваться успеху товарища. " «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»( ЦВЕТОВОЙ КРУГ) Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей. Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего( 10Х10) , круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета( 6Х6) для каждого играющего, призовые фишки. «Подбери пару» Цель игры: развивать умение находить одинаковые картинки по нескольким признакам: цвет, форма, величина. Ход игры: ведущий дает игровое поле игроку с изображением геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Затем перед ребенком выкладываются еще карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Ребенок среди карточек, лежащих перед ним, выбирает ту, которая, по его мнению, является парой для карточки, как у него в руках. Игра заканчивается, когда найдена пара. Затем ведущий подводит совместно с игроком итог – подбор правильно парной карточки. II   вариант:   играет несколько детей. У каждого карточка с изображением геометрических фигур разного цвета, формы и величины. Каждый игрок находит игрока с карточкой, которая является парой для его карточки. Итог – подбор всех правильных карточек. Победителем считается та пара, которая без ошибок подобрала свои карточки. Дидактическая игра « Собери бусы»   Цель: развивать умение различать геометрические фигуры;    Определять их цвет;    Закреплять знание основных геометрических фигур, умение их сравнивать;    Развивать внимание и мыслительные операции. Оборудование:   большие карточки  с образцами рисунков; набор геометрических фигур( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Игровое правило:   брать только одну карточку. Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: « Из каких геометрических фигур составлены бусы? »  затем дети определяют – какого цвета фигуры и как они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывают точно такой же узор. « НАЙДИ ПРЕДМЕТ В ФОРМЕ КРУГА» Цели:   учить находить предметы в форме круга. Игра «Какую фигуру забыл нарисовать художник? » Понадобятся карточки, на которых изображения фигур были таким образом, чтобы каждый раз была пропущена одна из фигур. Игра «Шнуровка» Цель.   Учить детей продевать тесьму в отверстия по подражанию действиям взрослого; продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия  пространства. Стихи про фигуры Треугольник Самолет летит по небу, Треугольное крыло, На моем велосипеде, Треугольное седло, Есть такой предмет – угольник, И все это – треугольник* * * Треугольник  - три угла, Посмотрите детвора: Три вершины очень острых- Треугольник – «остроносый». * * * Стороны в нем тоже три: Раз, два, три – ты посмотри. Треугольник мы рисуем, Знать теперь его мы будем. Круг Посмотрите- ка вокруг! Пальчиком рисуем круг. Куклы были вместе в ряд, А теперь в кругу сидят. * * * Наше солнышко в окне- Золотой круг в вышине. Круглый мячик здесь лежит, В ручки к вам он поспешит. Квадрат Познакомьтесь, вот  квадрат! Он знакомству очень рад! В нём угла уже четыре, Нет его ровнее в мире: * * * Стороны четыре в нём, Две скрепляются углом. Круг в нем может разместиться, В куб он сможет превратиться. Прямоугольник Как окно прямоугольник, Аккуратный, словно школьник. Он похож дверь, на книжки, И на ранец у мальчишки. На автобус, на тетрадку, На большую шоколадку. На корыто поросенка, И на фантик у ребенка. Загадки* * * Три угла, три стороны Могут разной быть длины ( треугольник) * * * Нет углов у меня И похож на блюдце я На тарелку и на крышку На кольцо, на колесо Кто же я такой, друзья?  ( круг) * * * Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … ( круг) * * * Он давно знаком со мной Каждый угол в ней прямой Все четыре сторон одинаковой длины. Вам его представить рад. А зовут его ( квадрат) * * * Не овал я и не круг,   Треугольнику не друг.   Прямоугольнику я брат,   А зовут меня. . .  ( квадрат) * * * Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны, И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я….  ( квадрат) * * * Растянули мы квадрат, И представили на взгляд, На кого он стал похожим, Или с чем- то очень схожим? Не кирпич, не треугольник- Стал квадрат…( прямоугольник) . Непосредственно- образовательная деятельность по познавательному развитию на тему:  «Круг и квадрат»  для детей второй младшей группы Цель:  Систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг и квадрат. Задачи: Обучающие( образовательные) : 1. Познакомить с квадратом. 2. Учить различать круг и квадрат. 3. Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Развивающие: 1. Развивать внимание, память детей, наглядно – образное мышление, устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес детей к элементарной математической деятельности. 2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на полученную информацию. Демонстрационный материал:  «Посылка» с игрушками( машины, матрёшки, пирамидка, мяч) ; квадрат и круг одинакового цвета( длина сторон квадрата и диаметр круга- 14 см) . Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета( длина сторон квадрата и диаметр круга- 8 см) . Ход: Игровая ситуация «Почтальон принес посылку» Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, что почтальон принес в посылке. Воспитатель достаёт из посылки круг и выкладывает на фланелеграф. Воспитатель: - Дети, какая это фигура? Дети: - Круг. Воспитатель: - Какого цвета круг? Дети: - Красный круг. Воспитатель: Давайте в воздухе нарисуем круг. Затем достаёт квадрат, кладет рядом с кругом. Воспитатель: - Это квадрат, у квадрата есть стороны и углы Воспитатель: - Что есть у квадрата? Дети: - Стороны и углы. Воспитатель: - Давайте в воздухе нарисуем квадрат. Игровое упражнение «Покажи и прокати». У детей на столах лежат круги и квадраты. Воспитатель: - Ребята, возьмите круг, назовите его и обведите его рукой. Аналогичные действия выполняют с квадратом. Воспитатель: - Давайте прокатим по столу сначала круг. Воспитатель: - Круг катится по столу? Дети: - Да! Воспитатель: Да, кругу ничего не мешает. А теперь попробуйте прокатить квадрат и выясняет: Можно прокатить квадрат? Дети: - Нет! Воспитатель: - Что мешает квадрату? Дети: - Углы. Воспитатель: Молодцы! Консультация для родителей второй младшей группы «Математика для малышей» Со 2 младшей группы проводится непосредственно образовательная деятельность( НОД) по формированию элементарных математических представлений( 1раз в неделю, по 15 минут, по подгруппам) . Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку( отбери все синие кубики и т. п. ) . Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.   Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, высоте, широте. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) , узнавать модели этих фигур, не смотря на различия в их окраске и размерах. Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят строительный материал, на основе которого дети знакомятся с шаром, кубом. Для развития навыков обследования формы и накопления соответствующих представлений организуют игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур. Существенное значение придается обучению малышей приемам обследования фигур( обведение контуров моделей геометрических фигур и прослеживанию взглядом за движение руки) .   Во второй младшей группе детей учат ориентироваться в пространственных направлениях( на, над, под…) , а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал.   На одном занятии дается от 2 до 4 разных заданий. Каждый повторяется не более 2 – 3 раз. Педагог во время НОД следит за состоянием детей, так как утомление может привести к потере интереса к занятию. Обучение детей младшей группы носит наглядно- действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Занятия часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов, это заинтересовывает и активизирует детей.   Большое значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности( предметы на картинки) . При этом происходит формирование логического мышления. Практика показывает, что решение логических задач расширяет словарный запас, облегчает общение со сверстниками, позволяет научиться высказывать и обосновывать свои суждения. Повышает наблюдательность и внимание.   С первых занятий у детей младшей группы начинают формировать навыки к учебной деятельности: дети занимают своё место, сидят смирно и встают только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы.   На занятиях и в повседневной жизни широко используется дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, мы закрепляем, углубляем и расширяем математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве. С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально. Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать новые знания наравне со всеми. Математические игры: «Разложи по цвету», «Геометрическое лото», «Найди отличия», «Найди пару», «Сосчитай и назови», «Что вокруг», «Прятки», «Что лишнее», «Продолжи узор», «Лабиринт», различные виды мозаики, различные виды строительного материала, счетные палочки, «Большой, маленький», «Сложи по порядку», «Сделай также», «Чего не стало», «Легкий счет». Необычно то, что можно знакомить детей с геометрией придумывая различные сказки, где фигуры это жители волшебной страны. «Самый важный». «В одной прекрасной стране, которая называется «Геометрия» жили не тужили разные геометрические фигуры. Жители этой страны всегда друг другу помогали, друг друга выручали, поэтому жили дружно и весело. Но, в одно прекрасное летнее утро треугольник сидел рядом со своим домиком на завалинке( Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру треугольник) .   Сидел он сидел, думал, думал и решил вдруг, что он самая нужная и важная из геометрических фигур. Обрадовался, вскочил и побежал к другу квадрату( Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру квадрат) . Стучит в дверь: «Квадрат, открывай. У меня для тебя новость». Посмотри, я самый важный и нужный из фигур. У меня есть три угла. Вот я какой красивый. Квадрат посмотрел на треугольник и сказал: «Нет брат, я самый важный и нужный из фигур. У тебя три угла, а у меня четыре. Спорили, спорили треугольник с квадратом, но так и не о чем не договорились. Решили пойти к прямоугольнику( Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру прямоугольник) . Подошли они к домику прямоугольника, стучат к нему в дом и просят его: «Рассуди нас, кто главнее»?   Треугольник говорит: «Я главный, у меня три угла». Квадрат говорит: «Я главней. У меня четыре угла». Выслушал их прямоугольник и сказал: «Нет ребята, Вы не правы. Я самый главный. У меня  четыре угла, я самый высокий и красивый». Пуще прежнего друзья рассорились. Никто друг другу уступать не хотел.   Мимо проходил круг, услышал он спор и сказал: «Друзья, не надо спорить и ссориться. Каждая из Вас нужная и важная фигура( Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру круг) . С давних времен в нашей стране, которая  называется «Геометрия», споров и ссор не было. И с тех пор в этой замечательной стране все фигуры стали жить дружно. «Как треугольник и круг познакомились с квадратом». - Стоит на опушке леса вот такой необычный дом. ( Рассматривание, узнавание и называние фигур. ) - Как вы думаете, кто его жители? ( Обобщая ответы детей, воспитатель продолжает рассказывать сказку. ) - Жили- были вот в таком доме круг и треугольник. И выглядели они так. ( показываем картинку) . Однажды пошли друзья погулять и встретили вот такую фигуру. Узнаете, кто это? ( показываем картинку квадрата) . А наши друзья незнакомца не узнали, поэтому испугались, спрятались за куст и думают: «Кто он такой? Стали рассуждать: - На круг похож? ( Нет. ) Почему? ( У него углы есть. ) - На треугольник похож? ( Нет. ) Посчитайте углы. ( Их четыре. ) Думали- гадали, а потом круг предложил: «Подойдем, спросим, как его зовут и познакомимся». - Здравствуй, я – круг, у меня нет углов. Я похож на колесо, на солнышко, на тарелку. Я умею катиться. - А я – треугольник, у меня три угла и я похож на колпак гнома, на крышу домика. - Здравствуйте, друзья, я очень рад с вами познакомиться и подружиться. Меня зовут квадрат. Смотрите, какой я красивый, все мои стороны одинаковы. А на что я похож, догадайтесь сами. ( Дети предлагают свои варианты. ) - Родом я из большого и дружного семейства четырехугольников, у меня много братьев и сестер. Но сегодня я ушел гулять один и вот заблудился. Не могли бы вы меня приютить на время в своем домике. ( Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно сконструировать для троих друзей новый домик. )   Барон Квадрат Давным – давно в мире было много разных волшебных стран. И особым волшебством отличалась страна – Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Веня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными. Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала: - Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейки и Ножницы. Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейки и Ножницы. - Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия- Квадратом? - удивился Лист. - Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия. - А что это такое? - спросил Лист. - Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - объяснила царица Геометрия. - Да, мне это подходит, - ответил Лист. - Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица. Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила: - Теперь ты превратился в настоящий Квадрат. Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал: - Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны! ! ! Лист – квадрат поблагодарил царицу Геометрия, а она присвоила ему звание – барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание. Купец Круг У царицы Геометрии в её дворце была потайная комната. И каждый вечер она уединялась в ней для того чтобы… посмотреть в своё волшебное зеркало. В нём она видела всех своих жителей. Но каждый день она подолгу наблюдала за бароном Квадратом. Ей было его очень жалко – он всегда гулял один. У него не было друзей. В её стране он был единственной фигурой. Однажды вечером царица Геометрия, после наблюдений за бароном Квадратом, вышла погулять в сад. Погода была чудесная! На небе ярко сияла луна и звёзды. Царица Геометрия была очарована видом Луны, и тогда её осенило: а ведь Луна похожа на квадрат, только углы закруглены. Она в один миг достала циркуль и нарисовала круг. Позвала к себе ножницы, велела вырезать фигуру по контуру и нарекла его купцом. Граф Треугольник Жизнь в стране Всезнаек шла своим чередом. В ней происходили и хорошие и плохие события. Царица Геометрия следила за всем, но однажды… Проказник Фокус – Покус решил пошутить над бароном Квадратом. Он притворился его другом и во время очередной встречи разделил его с угла на угол пополам! Квадрат испугался. Он не знал, что ему делать. Но вдруг раздался голос царицы Геометрии: - Не бойся барон Квадрат. Новую фигуру с тремя углами и тремя сторонами я нареку графом треугольником, а ты как был бароном квадратом, так им и останешься. Царица Геометрия наказала Фокуса – Покуса за его злую шутку, но в тоже время была довольна тем, что в её стране появился новый житель. Полезный прямоугольник Прямоугольник все время завидовал Квадрату. – Я такой неуклюжий, – жаловался он. – Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. А если лягу на бок, то буду низким и толстым.   – А ты всегда остаешься одинаковым, – продолжал он, обращаясь к Квадрату. – И стоя, и сидя, и лежа! – Да уж, – с гордостью говорил важный Квадрат. – У меня все стороны равны. Не то, что у некоторых: то дылда- дылдой, а то блин- блином. И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись. А однажды случилось вот что. Один Человек заблудился в лесу. Он шел наугад сквозь чащу и встретился с Квадратом и Прямоугольником. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, то Человек обратился за помощью именно к нему. – Можно, я заберусь на вас и погляжу, где мой дом? – спросил он у Квадрата. Человек залез сначала на одну сторону Квадрата. Но ничего не увидел, потому что ему мешали макушки деревьев. Тогда Человек попросил Квадрат перевернуться и залез на другую сторону. Но, как известно, все стороны у Квадрата одинаковые. Поэтому и на сей раз Человек ничего не увидел из- за деревьев. – Гражданин Квадрат! – взмолился Человек. – Помогите мне хотя бы через речку перебраться! Квадрат подошел к речке и попытался дотянуться до другого берега. Но. . . плюх! Плюхнулся в воду. – Может, я смогу помочь вам? – предложил Человеку скромный Прямоугольник. Он встал во весь свой рост. Человек забрался на него и оказался выше деревьев. Вдалеке он увидел свой дом и наконец понял, куда ему надо идти. Тогда Прямоугольник лег на бок и стал мостом. Человек перебрался по Прямоугольнику через речку, помог ему подняться и, горячо поблагодарив, отправился домой. А Квадрат, который сушился на берегу после вынужденного купания, сказал Прямоугольнику: – Вы, оказывается, полезная фигура! – Ну, что вы! – скромно улыбнулся Прямоугольник. – Просто мои стороны разной длины: две – длинные, а две – короткие. Иногда это бывает очень удобно. Треугольник и Квадрат Жил- был Треугольник. Хотя, по правде сказать, он не столько жил, сколько скучал. Вот так. . . С ним по соседству скучал и Квадрат. После того, как ему не удалось помочь Человеку выбраться из леса, он уверовал в свою полную бесполезность. Теперь Квадрат валялся в каком- то овраге и чувствовал себя никому не нужным и ужасно одиноким. Вот таким. . . Скучал он, скучал и решил послать письмо Треугольнику. «Дорогой Треугольник! Поодиночке мы ни на что не годимся, – писал он. – А вместе мы уже имеем смысл. Что вы об этом думаете? » Треугольник ответил ему так: «Уважаемый Квадрат! От скуки я разучился думать. Поэтому почти ничего не думаю. Но мне кажется, что надо жить со смыслом». И стали они жить со смыслом, то есть вместе. И что же получилось? Белочка и геометрические фигуры Наступила зима. Белочка нашла пустое дупло и решила жить в нем вместе с бельчатами. Но им было холодно в дупле, потому что оно было всегда открыто. В этом же лесу жили два мастера, фигуры Круг и Треугольник. Треугольник был злой и думал о себе, что он самый главный в лесу мастер, а Круг был добрый и веселый. Пошла белочка к фигурам и попросила их сделать для дупла двери. Треугольник сделал дверь треугольную, потому что считал, что самые лучшие двери – треугольные, а все остальные совсем никому не нужны. Поставила белочка треугольную дверь. Но она не закрывала дупло хорошо, так как оно было круглое. Ветер дул в щели, и бельчатам было холодно. Тогда белочка опять пошла к фигурам и попросила сделать другую дверь. Треугольник нахмурился и обиделся. А Круг сделал круглую дверь, которая подошла к дуплу, и всем было тепло. С тех пор Треугольник понял, что все фигуры важны. Однажды Квадрат и Прямоугольник отправились на прогулку и попали в один двор. Там сидел мальчик и грустил. «Ты почему грустишь? » — спросил его Прямоугольник. «Просто у нас во дворе негде играть», — ответил мальчик.   И тогда Квадрат и Прямоугольник построили горку.   Мальчик обрадовался и стал кататься. «Я понял! — сказал Прямоугольник. — Неважно, какой ты внешне, главное — быть кому- нибудь полезным! »

Оставить комментарий: