«Дидактические игры как важное средство умственного развития ребенка»

Опубликовано: 16:28:48 11-12-2016

Автор: Бабушкина Наталья Ивановна

Известно, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В педагогический процесс детского сада включаются разнообразные  виды  игр, способствующие всестороннему развитию детей.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Интересные возможности для развития умственных способностей дошкольников дают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности.  В процессе таких игр дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине. В дошкольном возрасте одним из эффективных методов, воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу является дидактическая игра. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению, овладению способами познавательной деятельности.

Уже само название (дидактические) говорит о том, что эти игры имеют своей целью умственное развитие детей, и, следовательно, могут рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.  Практически имеющийся в распоряжении педагога ассортимент дидактических игр предусматривает развитие всех познавательных процессов (на сенсорном и интеллектуальном уровне), отдельных мыслительных операций, уточнение знаний детей об окружающем, их обобщению и систематизацию.

Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность воспитателю более планомерно использовать её для умственного воспитания.

Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в неё обязательно нужно вносить элементы занимательности.

В играх с дидактическими материалами ребёнок может максимально проявить свою эмоциональную, познавательную  и психомоторную активность.

При обучении детей младшего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрёшками, шарами, грибками.

Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей  целую матрёшку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ.

 Для того чтобы лучше понять и запомнить материал, предоставляемый детям на занятиях, необходимо их упражнять в нём. Упражнять их в обычной форме, в быту, для ребёнка скучно. Поэтому обучение проводится чаще всего в форме дидактической игры. Дети, играя, закрепляют свойства предметов, их качество, материал, назначение. Своеобразие дидактических игр в том, что:

  1. Сочетается познавательное содержание с игровой формой, то есть дидактизм сочетается с занимательностью.
  2. В игре обязательно должна быть дидактическая зада, которая требует умственного усилия, преодоление трудностей. А. П. Макаренко писал: «Игра без усилий, без активной деятельности, всегда есть плохая игра».
  3. В каждой дидактической игре есть правила, они приучают ребёнка к дисциплине, а это помогает успешно решить поставленные задачи.
  4. В дидактической игре есть задача и игровые действия.

Дидактическая игра имеет ряд функций:

  • Обучающая;
  • Развлекательная – создание благополучной обстановки;
  • Коммуникативная;
  • Релаксационная – снять напряжение;
  • Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности. Перестройка психики для усвоения больших объёмов обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это обучающая основная задача, направленная на усвоение и закрепление детьми знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: