a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

Опубликовано: 2016-12-13 19:05:11
<p><strong>Мастер-класс&nbsp; для педагогов </strong></p> <p><strong>&laquo;Развитие речи посредством использования</strong></p> <p><strong>нетрадиционных пальчиковых игр&raquo;</strong></p> <p><strong><u>Цель</u></strong><strong>:</strong> познакомить педагогов с видами <strong>нетрадиционных пальчиковых игр и их использование</strong> в образовательном процессе ДОУ.</p> <p><strong><u>Материал</u></strong>: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, бельевые прищепки.</p> <p><strong><u>Оборудование</u></strong>:&nbsp; ноутбук, мультимедийный проектор <em>(для показа слайдов по тексту)</em></p> <p><strong>Ход мастер-класса</strong>:</p> <p><strong>Мастер:</strong> Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада видеть вас на нашем <strong>мастер-классе</strong>!</p> <p>Сегодня мы с вами поговорим о <strong>развитии речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр</strong>.</p> <p>Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны <strong>пальчиковые игры и что они развивают</strong>? <em>(ответы воспитателей)</em>.</p> <p><strong>Мастер</strong>: Да, правильно! Игры с <strong>пальчиками развивают мозг ребёнка</strong>, стимулируют <strong>развитие речи</strong>, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают <strong>пальцы и вся кисть</strong>, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень <strong>развития детской речи</strong> находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений <strong>пальцев рук</strong>. Чем активнее и точнее движение <strong>пальцев у малыша</strong>, тем быстрее он начинает говорить.</p> <p>Движения <strong>пальцев рук исторически</strong>, в ходе <strong>развития человечества</strong>, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки &ndash; она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений <strong>развить тот первичный язык</strong>, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока <strong>развилась словесная речь</strong>, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.</p> <p>Движения <strong>пальцев</strong> рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так <strong>развитие функций руки и речи</strong> у людей шло параллельно.</p> <p><strong>Развитие движений пальцев</strong> рук как бы подготавливают почву для последующего формирования <strong>речи</strong>.</p> <p>Известный педагог В. А. Сухомлинский <u>сказал</u>: "Ум ребёнка находится на кончике его <strong>пальцев</strong>", а филосов И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу</p> <p>мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.</p> <p><strong>&nbsp;Р</strong>ебенку &nbsp;необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.</p> <p>У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают <strong>пальцы</strong> и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.</p> <p>Уровень <strong>развития</strong> мелкой моторики &ndash; один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень <strong>развития мелкой моторики</strong>, умеет логически рассуждать, у него достаточно <strong>развиты память и внимание</strong>, связная речь.</p> <p>Главное требование в играх рукой, её кистью, <strong>пальчиками </strong>: мы должны одинаково заботиться о <strong>развитии правой и левой руки</strong>. Благодаря <strong>пальчиковым</strong> играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него <strong>развивается</strong> внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.</p> <p>Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно <strong>использовать</strong> в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что <strong>использование разнообразных пальчиковых</strong> игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому <strong>развитию</strong> детей в дошкольном учреждении.</p> <p><strong>Мастер:</strong> Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я <strong>использую</strong> в своей работе с детьми:</p> <p>Для начала сделаем массаж <strong>пальчиков и ладоней</strong>:</p> <p><strong><u>Игра с мячиками</u></strong><strong>:</strong></p> <p>Для этого мы <strong>используем</strong> массажные гладкие и колючие мячики. <em>(Можно катать по ладошке, столу, коврику)</em>:</p> <p>Колобок рукой катаю <em>(правой ладонью катаем мячик по левой)</em></p> <p>Взад, вперёд его гоняю.</p> <p>Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. <em>(гладим мячиком ладонь)</em></p> <p>И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка <em>(сжимаем и разжимаем мячик)</em></p> <p>Колобок я разожму и другой рукой начну</p> <p>Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт <em>(повторяем то же самое другой рукой)</em></p> <p><strong>Пальчиковая игра </strong><em>&laquo;Башмачки&raquo;</em>:</p> <p>Берём пластмассовые крышки от бутылок <em>(4 штуки)</em> и надеваем их, как обувь, на указательные и средние <strong>пальцы</strong>. <em>&laquo;Идём&raquo;</em> <strong>пальцами как ножками</strong>, не</p> <p>отрывая <em>&laquo;обувь&raquo;</em> от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия &ndash; смена рук.</p> <p>Катя туфли потеряла,</p> <p>Долго плакала, искала.</p> <p><u>Другая рука</u>:</p> <p>В крышки <strong>пальчики обула</strong></p> <p>Смело в них вперёд шагнула.</p> <p><u>Другая рука</u>:</p> <p>Пошла Катя на прогулку</p> <p>По кривому переулку.</p> <p><u>Другая рука</u>:</p> <p><strong>Пальцы</strong>, словно ножки,</p> <p>Обуты в босоножки.</p> <p><u>Другая рука</u>:</p> <p>Каждый <strong>пальчик будто ножка</strong></p> <p>Только шаркает немножко.</p> <p><strong>Игра с использованием бельевых прищепок</strong>, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой)</p> <p>У котят, как у ребят зубки режутся, болят.</p> <p>Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!</p> <p>Хвать за палец и кусь &ndash; кусь! Пусть кусает, не боюсь!</p> <p>Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.</p> <p><strong>Игры с бусинами, макаронами</strong></p> <p>Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме</p> <p>Считать количество &laquo;бус&raquo; в прямом и обратном порядке.</p> <p>Дома я одна скучала,</p> <p>Бусы мамины достала.</p> <p>Бусы я перебираю,</p> <p>Свои пальцы развиваю.</p> <p><strong>Игры с шишками, и грецкими орехами.</strong></p> <p>Предлагаем ребенку покатать&nbsp; лесной орех, шишку между ладонями.</p> <p>Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.</p> <p><strong>Рефлексия</strong></p> <p>Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы</p> <p>поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.</p>

Документы для скачивания