a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Восприятие музыки детьми раннего возраста

Опубликовано: 2014-08-20 14:11:42

Документы для скачивания

Восприятие музыки
детьми раннего возраста
Основой музыкального воспитания и развития детей раннего возраста явля-
ется слушание – восприятие музыки. Конечно, возраст ребенка диктует свои осо-
бенности организации этого процесса. Нельзя включить музыку и уйти. Ребенок
раннего возраста не имеет опыта слушания музыки, у него нет музыкальных
предпочтений, любимых музыкальных произведений. Малыш пока не понимает,
что такое музыка и для чего она звучит, поэтому очень внимательно наблюдает за
реакцией взрослого. Если взрослый морщится, услышав классическую музыку, то
и ребенок начинает присваивать негативное отношение взрослого к музыке. необ-
ходимо помнить: отношение к музыкальному произведению взрослого становится
опытом восприятия музыки для малыша! Ребенок, внимательно смотрящий на
маму (или другого близкого ему взрослого) в момент восприятия ею музыки при-
сваивает себе ее реакцию на прослушанное произведение. Если маме музыка не
нравится, то ребенок, помня реакцию мамы, морщится или даже кричит, когда эта
музыка звучит снова. Если мама радуется музыкальному произведению, малыш
начинает пристально вслушиваться в музыку и в следующий раз воспринимает ее
с радостью.
Еще одной особенностью работы с детьми является исключение насилия в
обучении ребенка танцевальным движениям, играм, хороводам, игре на детских
музыкальных инструментах. Бывает, мама (бабушка) заставляет ребенка выпол-
нять то или иное движение, которое предлагается музыкальным руководителем.
Она, например, берет ножку малыша и начинает ставить ее на пятку (элемент
танца «Гопачок»). Или рукой ребенка с погремушкой стучит по его ладошке, вы-
полняя упражнение с погремушкой. Или, наклоняясь близко к лицу ребенка, на-
чинает демонстрировать ему, как нужно выполнять руками «фонарики». Это не-
допустимо! Такое насильственное воздействие может вызвать у ребенка обратную
реакцию. Что же в таком случае нужно предпринять?Малыши наблюдают за действиями взрослых, которые воодушевленно тан-
цуют (поют, играют), выражая при этом радость. «Что же наши мамы делают?».
Дети, наблюдая за родителями, запоминают все, что те делают, но воспроизводят
эти же движения не сразу, а спустя некоторое время, пока в коре головного мозга
произойдет обработка и усвоение увиденного. Как только дома, в спокойной,
привычной для малыша обстановке ему представится такая возможность, он обя-
зательно повторит все, что делала мама или близкий взрослый.
Многократность повторения одного и того же материала, будь то сказка, пе-
сенка, потешка, загадка, пляска и т.д. – еще одна особенность детей раннего воз-
раста. Если взрослые устают от повторений, то малыш чувствует себя вполне
комфортно, повторяя знакомую песенку, пляску, потешку… Исполнение понятно-
го, допустимого, очень хорошо усвоенного ребенком музыкально-
художественного материала вызывает у малыша чувство полного удовлетворения,
укрепляет веру в свои силы и возможности, дает ощущение причастности к миру
окружающих его взрослых. Помните об этом, взрослые!
Ребенок раннего возраста – активный и благодарный слушатель. Кажется,
что он впитывает окружающий его мир всем своим телом. Все звуки присваива-
ются им набело, а значит, переписать уже ничего нельзя. Если в первые годы
жизни ребенок слышит от окружающих его близких брань, крики, то это может
стать для него нормой, и впечатления, полученные от впервые услышанных в дет-
ском саду прекрасных звуков музыки и красивой речи, не смогут заменить тот са-
мый первый жизненный опыт. Такие дети, как правило, негативно воспринимают
то, что отличается от мира их семьи.
Для развития голоса и слуха малыша большое значение имеет интонацион-
ная выразительность речи окружающих его взрослых. Не просто так в старину
мамы пели колыбельные, прижимая ребенка к себе. Голосовой аппарат малыша
настраивался во сне на голос матери, и постепенно формировался.

Оставить комментарий: