Эксперименты с воздухом

Опубликовано: 14:21:20 16-12-2016

Автор: Хосоенова Райхана Мирзануровна

 Наши эксперименты с воздухом.

(Конспект занятия по экспериментированию

с детьми средней группы

общеразвивающей направленности от 4-х до 5-ти лет)

 Цель. Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека.

 Материал, инструменты, оборудование. Пустые стаканчики и стаканчики с водой, мисочки с водой, салфетки, мыльные пузыри, воздушные шарики, парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином и пластилиновый шарик.

 

Эксперимент №1   Какой воздух. Для чего нужен воздух?

 Воспитатель ловит в полиэтиленовый пакет воздух.

 Дети подходят к воспитателю и интересуются: А что вы делаете?

Воспитатель: Воздух ловлю. Посмотрите я его поймала. Вот какой круглый, надутый пакет стал, а вы хотите попробовать поймать воздух? (воспитатель раздает детям пакеты. Дети рассматривают его и определяют, что находится внутри- пакет плоский, пустой.)

 Затем воспитатель предлагает взять пакет за концы одной стороны, взмахнуть и поймать воздух.

 

Воспитатель: Что случилось с пакетом?

 Дети: Он стал круглым.

 Воспитатель: Чем заполнился пакет?

 Дети: Воздухом.

Воспитатель: Но здесь ничего не видно.

 Дети: Воздух прозрачный, невидимый.

Воспитатель: Сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой столько же воды.Чем они похожи?

 Дети: Они оба прозрачные.

 Воспитатель: А как узнать в котором воздух? Вот подержите.

Дети: Вода тяжелая,а воздух легкий.

Воспитатель: Правильно. А для чего нам нужен воздух? Вот вода нам нужна чтоб пить ,варить еду, умываться, стирать, а воздух для чего?

 Дети: Дышать.

Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать?

 Дети: Нет. Очень тяжело.

Воспитатель: Да, ребята, человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: И так что мы узнали о воздухе?

 Дети: Воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха.

 Через нос проходит в грудь.

 И обратно держит путь

 Он невидимый и все же

 Без него мы жить не можем.

 

     Эксперимент №2. Где живет воздух?

 Ребята, мы уже знаем, что воздух вокруг нас мы им дышим и мы его ловили, а где еще живет воздух? Раз мы дышим воздухом может ли воздух жить внутри нас?

 Дети: Может.

Воспитатель: Проверим. Вот возьмите воздушные шарики и попробуйте их надуть. Получается?

 Дети: Да.

 Воспитатель: Значит внутри нас есть воздух. А если я отпущу сейчас шарик, что произойдет?

 Дети: Он улетит.

Воспитатель: Кто же его толкает?

 Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно. Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед, движется до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

 Ребята, посмотрите у меня в руке стаканчик. В нем что-то есть?

 Дети: Нет, он пустой.

Воспитатель: Я его переверну верх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна.

 Воспитатель достает из воды стаканчик и показывает детям. Дети обследуют его и приходят к выводу: с снаружи стаканчик мокрый, а внутри сухой.

Воспитатель: Почему вода не попала внутрь?

 Дети: Потому что там был воздух.

Воспитатель: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.

Воспитатель: А сейчас вы попробуйте повторить то же самое, только на дно стакана положите салфетку. Как вы думаете что станет с салфеткой?

 Дети: Она промокнет. Останется сухой.

 Воспитатель: Мнения разделились. Проверим. Дети выполняют опыт.

Воспитатель: Переверните стакан дном вверх и медленно погрузите в воду, но при этом стакан держать нужно очень ровно. Погрузили?

 Дети: Да.

Воспитатель: Спокойно достаньте стакан и проверьте, что стало с салфеткой?

 Дети: У меня сухая. И у меня сухая.

Воспитатель: Теперь погрузите стакан в воду, но держите его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?

 Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель: А откуда они взялись?

 Дети: Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

Воспитатель: Молодцы. (воспитатель пускает мыльные пузыри ) А что находиться в внутри мыльных пузырей?

 Дети: Воздух(дети сами играют с мыльными пузырями и слушают отрывок из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри»)

 Взлетает шар надутый

 Прозрачнее стекла.

 Внутри его как будто

 Сверкают зеркала.

 Огнями на просторе

 Играет легкий шар

 То в нем синеет море,

 То в нем горит пожар.

 Он воздухом надутый

 По воздуху плывет,

 Но и одной минуты

 На свете не живет.

Воспитатель: Что нового вы узнали?

 Дети: Воздух живет в стакане, в шарике, в воде и в нас тоже.

 

          Эксперимент №3. Как помогает воздух?

 Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой- парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы  думаете какой шарик упадет раньше?

 Дети: С парашютом. Без парашюта.

Воспитатель: Давайте посмотрим. Воспитатель отпускает одновременно оба шарика, а дети определяют что быстрее упадет на землю.

 Дети: Быстрее упал без парашюта.

 Воспитатель: Почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта?

 Дети: Ему помог воздух.

Воспитатель: Правильно воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу Посмотрите с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся. Что же мы узнали? Кому помогает воздух.

 Дети: Воздух помогает человеку если он прыгает с парашюта.

Воспитатель: Правильно. Он медленно опускает парашютистов на землю.

 

 

Литература.

  1. О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом».
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников:Учеб. пособие для студентов сред.и высш. учеб. заведений.-М.:ИЦ»Академия»,1999
  3. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе:-М.:Аркти,2005
  4. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада».- М.: ТЦ Сфера,2011.
  5. Шитова Е.В. «Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями».-Волгоград: «Панорама»,2006.

 

 

 

 

Оставить комментарий: