a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Встреча с сотрудниками ДОУ

Автор: Миронова Надежда Валерьевна Опубликовано: 2016-12-17 06:22:07

«Приемный ребенок в ДОУ»

 

Когда   в детский сад, либо в школу приходит приемный ребенок-сирота, взятый на воспитание  в приемную семью, зачастую перед педагогами встает масса проблем, связанных с его поведением. Ребенок  может не знать элементарных вещей, не умеет себя вести, у него перепады настроения: то «бесится», то плачет, или все это сразу. А в группе много детей, и все же воспитатель в детском саду, какой бы замечательный он не был, физически не может обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, а главное – не поймешь с какой стороны к этому особому ребенку подступиться, как найти с ним общий язык. Этому в педвузах не учили, об этом не у кого спросить, и даже публикации на эту тему трудно найти.. Но все же от педагогов зависит очень многое, чтобы адаптация приемного ребенка в социуме прошла как можно мене болезненно; чтобы приемные родители, столкнувшись с трудностями, не разочаровались, и не вернули его обратно в детский дом.

Для любого ребенка адаптация к детскому саду — непростой период в жизни. Для приемных детей этот момент труднее во много раз, его сопровождает множество страхов, это большой стресс для ребенка. Дело в том, что для малышей из домов ребенка часто детский сад вызывает в памяти не самые приятные ассоциации. Ведь совсем недавно ребенок обрел семью. И вполне возможно, что он еще не успел до конца привыкнуть к своему новому статусу. И вот такого ребенка вновь ведут в казенное учреждение. Дома ребенка и приюты часто размещаются в зданиях бывших детских садов или просто в типовых детсадовских зданиях, и, естественно, это будоражит воспоминания, так как еще и на уровне чувств напоминает ребенку о его не радостном прошлом.

Приемные дети – это раненые в душу дети (потерявшие свою семью, пострадавшие от своей семьи). Эти дети отличаются  повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства, т.е. те виды поведения которые расстраивают, обескураживают, сердят взрослых.  Очень часто у приемных детей отмечают неадекватное поведение, которое  принято называть «трудным поведением». Трудное поведение – не значит плохое. Трудное поведение ребенка – это поведение, с которым нам, взрослым, трудно. Трудно с ним смириться и трудно его исправить. Любое плохое поведение ребенка – это его способ найти контакт с вами. Если дети чувствуют, что они сильны, что их понимают, ценят и любят, у них нет необходимости устраивать сцены и безобразничать.

То или иное поведение ребенка имеет конкретные причины, а его цель при этом – приспособиться к ситуации, в которой он оказался, и удовлетворить свои важнейшие потребности, чтобы жить и развиваться дальше. – Педагог должен разобраться в причинах.

Трудное поведение – это использование для достижения своих целей неверных технологий (способов). «Плохие технологи» - это всегда простые, прямолинейные решения, которые кажутся ребенку самыми действенными и первыми приходят в голову.

 «Плохие» технологии устойчивы еще и потому, что взрослые часто подкрепляют их своими реакциями. Любое недовольство, отвержение, подчеркивание не успешности ребенка только усиливает его тревогу, и заставляют сильнее цепляться за привычные формы поведения.

Ребенок не может отказаться от «плохих» технологий, ПОКА НЕ ПОЛУЧИТ ВЗАМЕН ДРУГИЕ – «ХОРОШИЕ». При этом к него нет в распоряжении нескольких лет, чтобы «хорошие технологии» естественно и постепенно сменили «плохие».  Ему нужен «ускоренный курс обучения» и помощь взрослых.

Чтобы проделать огромную внутреннюю работу по замене одних способов поведения на другие, ребенку нужно много душевных сил и вера в себя. Ребенок сможет измениться к лучшему в атмосфере поддержки, симпатии, принятии, заботы.

Алгоритм действий воспитателя в различных ситуациях, связанных с поведением приемного ребенка в группе.

  1. Не усугубляйте напряжение. Постарайтесь избегать хотя бы первое время замечаний, упреков, и прочих карательных мер. Это не значит, что вы должны ввести для этого ребенка особые правила и все ему разрешить. Просто избегайте осуждающего тона.
  2. Покажите ребенку, что он нужен в группе. Придумайте для него мелкие поручения, и не забывайте поблагодарить за помощь.
  3. Гасите «взрывы» на корню. Если вы чувствуете, что «сейчас начнется», попробуйте неожиданно сменить тему, пошутить, обратитесь к другому воспитаннику. Можно просто подойти к нему и успокаивающе похлопать по руке, не привлекая при этом излишнего внимания к его персоне и продолжая вести занятие.
  4. Выдвигайте требования без критики и подсказывайте выход из положения. Когда ребенок ведет себя неподобающим образом, апеллируйте к объективным правилам и формулируйте свои требования позитивно. То есть вместо: «Не кричи», скажите: «У нас в группе есть правило: мы говорим друг другу вежливо и спокойно. И ты попробуй».
  5. Постарайтесь снизить напряжение в группе. На самом деле ваша спокойная реакция на необычное поведение новенького и проявленная к нему симпатия зададут вектор поведения ребят. Если вы чувствуете, что группа нуждается в объяснении происходящего. Просто скажите»Ему сейчас трудно, новый детский сад, много изменений в жизни. Скоро он привыкнет и все наладится». Ни в коем случае не обсуждайте в группе то, что ребенок – приемный, именно сейчас это совсем не кстати.
  6. Поддержите приемных родителей, постарайтесь не добавлять им головной боли претензиями и упреками. Им и так трудно. Рассказывайте даже о небольших успехах ребенка, делитесь своими педагогическими находками, если вам удалось, например, прекратить истерику или вовлечь ребенка в работу, им это тоже может пригодиться.

Оставить комментарий: