a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста» Учитель-логопед Чикризова М.С.

Опубликовано: 2016-12-18 14:23:19

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей «Формирование лексико- грамматического строя речи у   дошкольников старшего возраста » Учитель- логопед Чикризова М. С. Речь занимает чрезвычайно важное место в   развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо   развитой   речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Дети   старшего дошкольного возраста – это будущие первоклассники. Одной из важных задач детского сада является подготовка детей в школу. Очень важно, с какой речью ребенок будет выпущен из детского сада. Дети, не посещающие логопедические группы – не имеют грубых речевых нарушений, но диагностика речевого   развития   детей в первом классе показывает, что у таких детей речь не достаточно сформировалась для успешного обучения. Отмечается бедность, замкнутость, скудность словаря детей, недостаточная сформированность связной   речи  ( дети затрудняются при составлении рассказов по картинке, при составлении описательных рассказов, при пересказе,   грамматические ошибки в речи. ) Успешным ли будет обучение будущего школьника? Выпускник детского сада должен овладеть всей системой родной   речи языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко   строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Рассмотрим   развитие лексико- грамматического строя речи и методы работы по развитию лексики и грамматики у старших дошкольников. Лексика – это словарь детей. Словарь бывает пассивным и активным. Пассивный словарь – ребенок называет предмет, но в   речи   его название не употребляет. Активный словарь – ребенок называет предмет и его название употребляет в повседневной   речи. Обследование словаря выпускника детского сада показывает, что пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее характерными   лексическими   трудностями у детей   старшего дошкольного возраста является названия: Частей   предметов и объектов,   например: - чайник  ( носик, крышка, донышко, ручка) - стул  ( сидение, спинка, ножки) Глаголов, выражающих уточненность действий,   например: - лакает, сосет, лижет, грызет, откусывает, жует…. Все это заменяется одним словом – ест Приставочных глаголов,   например: - приплыл, отплыл, переплыл… Антонимов, например: Говорить – молчать, ссориться – мириться…. Обобщающих слов, например: - транспорт, обувь…. В словаре детей преобладают в основном существительные, глаголы. Очень мало прилагательных. Игры и игровые упражнения, способствующие эффективному расширению, уточнению и обогащению словаря детей. Игра   «Классификация   предметов по картинкам » Сапоги, ботинки, валенки, туфли – это обувь Береза, клен, рябина, осина – лиственные деревья и т. д. Игра   «Найди лишний предмет»( важно, чтобы ребенок объяснил свой ответ) Игра   «Назови лишнее слово»-   «лишнее»   слово среди слов- предметов: кукла, песок, юла, машинка-   «лишнее»   слово среди слов- признаков: грустный, печальный, унылый, зеленый-   «лишнее»   слово среди слов- действий: думать, ехать, размышлять, соображать Игра   «Объясни, чем отличается предмет»- чашка и стакан, кофта и свитер- яблоко и груша, самолет и птица Игра   «Разложи картинки по сходству» На доске картинки: овца, дерево, корова, колос. У детей картинки: Свитер, шапка, сыр, молоко, бублик, рогалик, стол, забор, стул. Детям предлагается положить свою картинку к одной из четырех на доске, и объяснить почему он положил именно так. Игра   «Послушай слова» Дети слушают слова и говорят, какие из них   обозначают: овощи, домашних животных, транспорт и т. д. Например: лук, репа, подорожник, укроп, кролик, коза, щенок, попугай, трамвай, водитель, троллейбус. Игра   «Назови части предмета» Игра   «Составление описательных рассказов по схеме» Игра «Подбери как можно больше слов- действий или слов- признаков к слову- предмету» Например: Собака  ( что делает)   – кусает, гавкает, садится, играет, бегает, прыгает, несется, крадется…. Собака  ( какая)   – красивая, шустрая, злая, лохматая, игривая… Игра «Подбери как можно больше слов- предметов к словам- признакам » Например: продавать  ( что? кому? за сколько? когда) Зимнее  ( что) – дер ево, утро, путешествие, солнце … Зимний  ( что) – спорт, мороз, лес, день, праздник, снегопад, ветер, парк…. Зимняя  ( что) – вьюга, прогулка, дорога, сказка, поляна, ночь, поземка, метель Игра   «Отгадай предмет по названию его частей» Например: ствол, ветка, сучья, листья, кора, корни  ( дерево) Затем   педагог называет предмет, а дети называют его части. Игра   «Составь, придумай загадку» Например: движется по дороге, плавает по воде, летает по воздуху, возит людей, грузы  ( транспорт, машина) . Игра   «Назови слово наоборот» Например: говорить – молчать, ссориться – мириться…-   «закончи предложение»: сахар сладкий, а горчица – … Суп горячий, а компот …. -   «сравни» – по вкусу  ( горчицу и мед) по цвету  ( снег и сажу) по ширине  ( реку и ручей) Игра   «Объяснить значение слов- действий» Например: Можно предложить детям показать жестами, мимикой, что обозначает слово- действие. Игра   «Объясни значения слов в словосочетании» Острая коса, длинная коса Игры и игровые упражнения, способствующие преодолению   грамматических ошибок. Знакомство со схемой предлогов, объяснение их пространственного значения Работа с текстом   «Помоги Фиксикам исправить ошибки» Игры на образование и употребление падежных конструкций. Игры на согласование местоимения и существительного и др. Как исправлять   грамматические ошибки, чтобы не снизить речевую активность   дошкольников? Важно, чтобы все ошибки детей исправлялись   педагогом корректно, чтобы не спровоцировать замкнутость, отрицательное отношение ребенка к   педагогу   и к обучению в целом. Такая работа требует от   педагога терпения, такта, собранности, и постоянной изобретательности.

Оставить комментарий: