a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

7.12.2016 г. У истоков Саловской школы(из опыта работы учителя истории Кугушевой Ю.А.)

Опубликовано: 2016-12-18 18:40:11

Документы для скачивания

У истоков Саловской школы И меющиеся в школьном архиве документы не располагают подробной информацией об истории образования школы. Сведения скупы и обрывочны, было известно, что школа образовалась в конце XIX века, когда село Саловка входила в состав Саранского уезда Пензенской губернии. Не обнаружили мы документы о создании школы и в ЦГА Республики Мордовия. На запрос в Государственный архив Пензенской области( ГАПО) нам направили копию Паспорта Саловского училища Саранского уезда, составленного в декабре 1892 года. В нем указывается, что училище было открыто в 1869 году, 15 сентября, и располагалось «в собственном, особом здании». По состоянию на 5 декабря 1892 года в нем обучалось 33 мальчика и 6 девочек, в том числе в младшем отделении соответственно 18 и 4, в среднем – 10 и 2, старшем только 5 мальчиков. В том же году училище окончили 7 мальчиков. На содержание училища в течение года было израсходовано 317 руб. , из них в 217 руб. предоставлено земством, 100 руб. – от сельских обществ Саловского, Смольковского, Лопатинского, Михайловского, Александровского, Акаевского, Апполоновского, Репьевского, 3 руб. составлял «сбор за право учения». В Паспорте указана и одна из первых учительниц – Елизавета Васильевна Карцева, преподававшая с 22 января 1887 года после окончания педагогического курса при Пензенской женской гимназии. Законоучителем состоял священник Гавриил Тимофеевич Разумовский. Попечительницей училища была жена земского начальника 2 участка Саранского уезда Михаила Константиновича Тимирязева Пелагея Андреевна, урожденная Салова – из семьи дворян, основавших село в XVII веке. После Октябрьской революции 1917 года училище было преобразовано в школу I ступени. Лишь в 1925 году под начальную школу был отдан поповский дом. Первой учительницей была Матюгина В. Е. Спустя несколько лет по инициативе общественности и по ходатайству Матюгиной В. Е. , председателя сельского Совета Столярова К. А. решили расширить здание начальной школы. Для этого стали собирать с населения зерно. На вырученные от продажи зерна деньги, сделали пристрой школы. Она имела П- образную форму. На одно крыло была перевезена кулугурская церковь с ново- михайловских кладбищ, а на другое – здание больницы. И в 1929 году открыта семилетняя школа. Первым ее директором был В. И. Богословский. Не смотря на многие трудности, он смог сделать жизнь школы интересней. При школе был свой клуб, бильярдная. Учащихся было много, многие из них жили на квартирах, так как приходили из других сел. Район школы, обслуживаемый обучением был обширный: село Саловка, д. Новая Михайловка, хутор Лопатино, с. Лопатино, д. Репьевка, пос. Мухановка, совхоз Коммунар, пос. Блиновка. Многие учащиеся из других сел и деревень не могли посещать занятия ежедневно, отсев учащихся был очень большим. Причины тому были разные – это и отсутствие обуви и одежды, работа по дому, болезни, переезд родителей и тд. Но тем не менее в школе было очень много учащихся, занимались в две смены, потому что классных комнат не хватало. Так согласно архивным данным в 1939/ 40 учебном году в школе обучалось 233 ребенка. Я составила сравнительную таблицу по другим школам Лямбирского района за три года 1939, 1940, 1941( Таблица 1) . Таблица 1. Полное название школы Контингент учащихся 1939 1940 1941 1. Смольковская неполная средняя школа 209 191 173 2. Алтарская неполная средняя школа 331 335 320 3. Репьевская начальная школа Лопатинская начальная школа Хутор- Лопатинская начальная школа Алферьевская начальная школа 194 163 169 4. Саловская средняя школа 233 239 246 5. Лямбирская средняя школа 374 283 258 6. Черемишевская неполная средняя школа 232 238 233 7. Александровская неполная средняя школа Краснодольская начальная школа Владимировская начальная школа 159 136 134 8. Кривозерьевская неполная средняя школа Хаджинская начальная школа Суркинская начальная школа 309 279 259 9. Тат. - Тавлинская неполная средняя школа 241 205 192 10. М. - Елховская неполная средняя школа Б. - Елховская начальная школа Шуваловская начальная школа 228 184 165 11. Белозерьевская неполная средняя школа Инятская начальная школа 370 379 391 Как видно из таблицы, по Лямбирскому району всего две школы были полные средние – это Лямбирская средняя школа и Саловская средняя школа, остальные были либо неполными средними, либо начальными. Удельный вес учащихся Саловской школы в общем контингенте по району был достаточно высоким. В школьном архиве сохранились фотографии, на которых изображены учителя, учащиеся в разные периоды истории школы. Так среди них есть фотографии 1937, 1939, 1850, 1955, 1960, 1975 годов. Все фотографии представлены в приложении( Приложение 1) . Особенности развития школы в годы Великой Отечественной войны. «Сороковые – роковые» начались будничными и в то же время героическими делами. Страна  продолжала строить социализм, а с запада попахивало гарью войны. Лучшие люди мира разоблачали фашизм. А. М. Горький говорил, что этот враг опасен, жаден и коварен; если он не сдастся, его надо уничтожить. Наши ребята любили жизнь. Любили песни о Москве майской, о трех веселых друзьях – танкистах, о Катюше, что выходила на берег крутой. Пели и о том, что «если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов». И они были готовы, выстояли, с честью отстояли свободу своей любимой Родины. На их плечи, вчерашних выпускников, всей своей мощностью обрушилась жестокая война, унесшая жизни миллионов мирных жителей: мальчишек и девчонок, женщин и стариков, отцов и матерей. Многие выпускники Саловской школы ушли на фронт, многие из ушедших не вернулись, навсегда оставшись молодыми мальчишками, любившими жизнь, рассвет и песни о прекрасной родине … Н о это позже, а пока… Июнь  1941 года…Выпускные экзамены…Планы на будущее…Мечты о трудовых подвигах…Теплые вечера… 21 июня 1941 года состоялся торжественный выпускной вечер учеников седьмого класса. А после торжественного вечера всем классом пошли в последний выпускной поход. По дороге пели, смеялись, делились мечтами. Было весело и спокойно … И вдруг война! 22 июня 1941 года в четыре часа дня узнали вчерашние выпускники о вероломном нападении фашистской Германии. В один миг рухнули все мечты и надежды, осталась самая главная – победить врага. Война! Длившаяся четыре года, она разрушила все планы. Уходили на фронт выпускники 20 – 30х годов. Сейчас у Дома культуры – скромный обелиск. В память о 257 коммунарских, саловских, михайловских сельчанах, не вернувшихся с войны. Пограничники, летчики танкисты, пехотинцы. К обелиску идут и идут люди. В майские дни здесь всегда живые цветы. Сюда приходят матери, сестры погибших, их с каждым годом все меньше. По утрам часто  можно увидеть  у обелиска Акулину Ефимовну Геранину. Она вытирает платочком оставшуюся с ночи росу на плите, где золотом написаны имена  ее мужа Федора Арсентьевича, единственного сына Александра. То и дело она этим же платочком смахивает слезы. Мария Поликарповна Захарова живет в селе Левжа Рузаевского района. Но как только появляется возможность, она посещает с детства знакомые, родные места, и подолгу стоит у обелиска. Она не дождалась с полей сражений четверых братьев, а мать ее – четверых сыновей – Степана, Егора, Семена, Женю.  Здесь в Мордовии, в глубоком тылу не слышно было разрывов бомб, автоматных очередей и тревожного воя сирен воздушной тревоги, не топтали землю гусеницами вражеские танки, не рушились здания под ударами вражеской артиллерии и авиации, но военная атмосфера ощущалась во всем. Одни уходили на фронт, чтобы защищать с вою Родину с оружием в руках, другие встали у станков ковать победу в тылу. Своей беспримерной отвагой и доблестью, высоким профессионализмом на фронтах и в мирное время прославились летчики – уроженцы поселка Коммунар. Ответ на вопрос: почему парни – выпускники Саловской школы  чаще всего шли учиться именно в летное училище, следует искать в прошлом, когда при школе начал работать планерный кружок, которым руководил педагог В. В. Смирнов. В школе  работало много талантливых  педагогов, но особенно следует отметить Виталия Владимировича Смирнова. Он был летчиком, но в 1937 году был списан из летного состава и пошел работать в Саловскую школу учителем математики. – Статный  красавец, одетый в белую рубашку на выпуск, с расшитым воротником, подпоясанную черным шелковым поясом с кистями, он производил впечатление потомственного интеллигента, чем- то напоминающего молодого А. М. Горького. Умный  наставник, умевший  найти подход  к ребятам, он был кумиром мальчишек, которые буквально бегали за ним следом. В их числе был и мой брат Александр, – вспоминает одна из старейших учительниц Лидия Федоровна Геранина, с которой нам удалось встретиться. – Виталий Владимирович выхлопотал планер и начал заниматься с ребятами. Чтобы планер мог взлететь, мальчишки разделялись на две команды по десять человек в каждой и начинали натягивать резиновые тросы, прикрепленные к планеру. Планерист отпускал тормоза, после чего тот взлетал. Почти все  ребята, кто занимался в кружке у Смирнова, впоследствии стали летчиками, воевали на фронте. Летчик- радист Иван Ефимович Сергеев, Василий Илларионович Назаров. Мой брат Александр тоже учился в летном училище, но закончить его не успел – началась война. Правда, на фронте,   куда он ушел добровольцем, Александр попал в танковые войска, погиб под Сталинградом. До сих пор помню строки из его письма матери, в котором он словно предчувствовал свою смерть: « Мама, идем в седьмую по счету атаку. Наверно, я не вернусь оттуда. Погибну за вас, за Родину, за Сталина… » Ученики в эти годы ни на один день не прекращали занятия. Трудно было и ученикам и учителям. Зимой на уроках дети сидели в пальто, руки и ноги мерзли. От недоедания дети были истощены и частенько засыпали на уроках. Учебников было мизерно мало, тетрадей не хватало, чернил было не купить( их нет) , дома сидели без электрического освещения. Ученики распределяли часы, чтоб передавать друг другу один учебник, выданный на пять, а иногда даже на десять человек. Тетради сшиты из оберточной бумаги или из газет( писали между печатными строками) . Чернила делали из сажи, свеклы, химических карандашей.  А ребята? Они успевали всюду: и в школе, и дома, и в поле. Собирали теплые вещи, шили кисеты для бойцов на фронт. Пилили и кололи дрова, мыли в доме, готовили обеды, нянчили детей. Это была посильная физическая и моральная помощь девочек и мальчиков тем ослабевшим людям, которые нуждались в поддержке. В 1941 году директором школы был назначен Скитов И. П. , но в июне он был призван защищать Родину, его заменила Жучкова Т. Ф. Десять учителей сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Трое из них не вернулись. На фронтах погибли 24 ученика школы. Особенности развития школы в второй половине XX века. В 1946 году школу вновь возглавил Скитов И. П. При нем школа выпустила своих первых выпускников. В 1953 году, после смерти Скитова И. П. директором стала Гордеева Т. И. , затем – Вершинин В. М. С февраля 1961 по 1977 год директором была Савельева Н. И. В это время сложился дружный педагогический и ученический коллектив. Среди педагогов тех лет были такие прекрасные, чуткие, справедливые люди как заслуженный учитель З. Г. Романова, отличники народного просвещения Баканова А. В. , Чиркина М. П. , С. Я. Лаптев. Учительствовали педагогические семьи Морозовых, Назаровых, Митрофановых, Лаптевых, Вершининых. Вершинин В. М. являлся кавалером ордена Трудового Красного Знамени, а Вершинина А. П. – заслуженный учитель школы РСФСР и МАССР, отличник народного просвещения. После ухода на пенсию Н. И. Савельевой директором стал Туршатов Г. И. , а затем – Журлов В. П.  Дети,  рожденные после войны,  в середине 50- х пошли в школу. Классных комнат опять стало не хватать. И в 1970 году произошло большое событие в жизни поселка. Построено новое здание школы. Учителя вместе с учениками с энтузиазмом взялись за оборудование кабинетов. И новая школа получила всеобщее признание района. Учащихся было очень много. Вот сводная таблица контингента учащихся и учителей по годам( Таблица 2) Таблица 2. Учебный год Количество классов( включая параллели) Число учащихся на начало учебного года Всего учителей Всего Обучающихся в I смену Обучающихся во II смену 1947/ 1948 13 397 236 161 16 1949/ 1950 14 412 227 185 19 1950/ 1951 15 426 179 247 19 1951/ 1952 14 484 228 256 18 1960/ 1961 13 262 117 145 20 1966/ 1967 15 287 145 142 19 1967/ 1968 14 319 159 160 18 1969/ 1970 16 395 167 228 18 Видно, что после окончания Великой Отечественной войны количество учащихся увеличилось, но в 1960- 1967 годах прослеживается тенденция уменьшения контингента, но уже в 1969/ 1970 учебном году детей, обучающихся в Саловской школе, становится больше, как и в послевоенное время. Отличительной особенностью 70- 80- х годов стал расцвет деятельности  комсомольских и пионерских организаций школ по всей стране. В районной газете «Призыв» 1974 года, в 11 номере я нашла статью «Пионеров верный друг», в которой рассказывалось о пионервожатой нашей школы Цыгановой Лидии Николаевне. В 1973 году принимая участие в районной игре «Зарница» учащиеся нашей школы заняли первое место и были участниками республиканской игры. Кроме того учащиеся вели большую работу в «Клубе интернациональной дружбы» под руководством Смирновой Раисы Ивановны. Члены клуба вели переписку с учащимися из ГДР, Болгарии, ЧССР и других республик. Пионерская дружина Саловской средней школы была награждена путевкой в Артек. Среди выпускников 70- х–80- х годов люди разных профессий. Митрофанов В. И. –военный врач, Морозова Т. С. – терапевт, Назарова С. И. – педиатр. Врачами стали и Вершинина Н. В. , Шемет Т. И. , Ширяева Н. Н. , Царькова О. Н. , Бучаров О. Е. , Овсянникова Е. Н. , Ширяева Е. Н. , Бучаров Э. Е. и другие. Многие выпускники стали педагогами. Кадушкин В. П. – кандидат наук, Тюгаева В. Л. , Корнишина Н. М. , Митрофанова Т. И. , Лаптева О. С. , Воронина Н. А. , Буденкова В. В. и многие другие. Среди бывших выпускников много инженеров, специалистов сельского хозяйства, работников правопорядка и людей других различных профессий.

Оставить комментарий: