a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей 5-7 лет», подготовила Тарасова О.В., воспитатель

Опубликовано: 2014-08-25 17:09:13

Документы для скачивания

Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т.п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой.

         В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться и в старших группах. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5 - 7 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.

         На этом этапе формирования звуковой культуры  речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш - с, ж - з, ч - ц, щ-сь), звонких и глухих (в - ф, з - с, ж - ш, б - п, д - т, г - к), звуков л и р, твердых и мягких (д - дь,  л - ль, и др.). При необходимости можно проводить дифференциацию и других пар звуков, также нередко смешиваемых детьми, например ч -ть, с - ц и др.

         Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы.

1-й вид работы - дифференциация изолированных звуков.

Воспитатель проводит работу по различению звуков по их аккустическим и артикуляционным  свойствам, используя при этом картинки-«образцы», т.е. условно соотнося звук с определенным звуком, издаваемым животным, предметом, действием.

Одновременно этот вид работы способствует совершенствованию фонематического слуха, выработке четкого произношения звуков.

2-й вид работы - дифференциация звуков в словах.

Воспитатель подбирает различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и учит детей отличать их. Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук, затем - слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком, потом - слова, включающие оба дифференцируемых звука. Дети должны четко, правильно произносить их и указывать их различие. Одновременно эта работа способствует улучшению дикции, уточняет правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения.

3-й вид работы - дифференциация звуков в речи.

Воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения,  чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками.

При этом он следит за тем, чтобы дети правильно употребляли эти звуки и не смешивали их в собственном произношении.

Предлагая потешки, стихотворения, рассказы, материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произнесения слов с учетом литературных норм их произношения.

 

                      ПЛАНИРОВАНИЕ  РАБОТЫ  ПО  ЗВУКОВОЙ

                                   КУЛЬТУРЕ  РЕЧИ

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием других сторон речи (обогащение словаря, формирование связной речи и грамматического строя и т.д.). В то же время работа по звуковой культуре речи требует особого подхода, специальных приемов, и ее проведение должно быть выделено в отдельные занятия.

Занятия являются основной формой работы по воспитанию звуковой культуры речи. Они проводятся не от случая к случаю, а систематически. Однако для успешного формирования у детей звуковой культуры речи нельзя ограничиваться только специальными занятиями. Поэтому при планировании различных занятий по развитию речи (например, разучивание стихотворения, работа с картинками и т.д.) надо включать в их программное содержание отдельные разделы воспитания звуковой культуры речи (формирование выразительности речи, развитие речевого дыхания и т.д.).

Большое значение для развития звуковой культуры речи детей имеют музыкальные занятия. Отдельные задачи музыкальных занятий и задачи воспитания звуковой культуры речи совпадают (например, развитие силы голоса, дыхания, темпа, ритма речи и т.д.)  Правильно организованная совместная работа воспитателя и музыкального руководителя поможет достигнуть хороших результатов.

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

  • На занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
  • Различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
  • Отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия;
  • Проведение дополнительной работы по звуковой культуре речи вне занятий;

На дополнительных занятиях даются различные игры, упражнения в игровой форме, используется различный речевой материал, который направлен на выработку у детей правильного произношения звуков, на развитие фонематического и речевого слуха.

 

На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи дети учатся четко и правильно произносить звуки, слова, учатся слышать в словах отдельные звуки, различать их на слух и в произношении. Для этого, мы воспитатели используем разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, считалки. При правильном подборе они способствуют не только формированию правильного звукопроизношения, выработке четкой дикции, развитию артикуляционного и голосового аппарата, развивают фонематический и речевой слух, но и воспитывают детей в умственном плане: расширяют кругозор, уточняют и обогащают знания и представления об окружающей действительности, явлениях общественной жизни. Поэтому занятия строим так, чтобы помимо решения основных задач, способствовали и умственному воспитанию дошкольников.

На занятиях, способствующих закреплению звуков в словах дети уточняют, обогащают свой словарный запас, узнают много нового, получают дополнительные сведения об игрушках,  животных, окружающих их предметах быта. Например, при закреплении звуков «л» и «л’» (средняя группа) воспитатель строит занятие так, что дети будут обогащать свои знания о животном мире: одни животные называются домашними (живут рядом с человеком, от них мы получаем молоко, шерсть, мясо; человек заботится о них, кормит); другие - дикие (волк, лиса, лось и др.), они живут в лесу, самостоятельно добывают себе пищу.

Дидактическая игра занимает ведущее место в воспитании звуковой культуры речи. Например, в процессе закрепления в словах звука «с»  и развития фонематического восприятия воспитатель предлагает детям подбирать и называть только такие предметы, которые относятся к посуде, мебели и др. и в которых есть этот звук, т. е. одновременно с формированием произношения дети учатся классифицировать предметы.

При проведении игры «Что в мешочке?» формирование правильного произношения звуков совмещается с развитием познавательной деятельности: дети на ощупь по форме, величине, твердости определяют предметы, а затем, вынимая их из мешочка, уточняют правильность ответа.

В игре «Что растет на огороде?» дети старшего дошкольного возраста учатся не только дифференцировать определенные группы звуков на слух и в произношении, но и уточняют, закрепляют свои знания и представления об овощах.

Совмещая работу по развитию речи с умственным воспитанием, занятия строим так, чтобы лишний раз поупражнять детей в том, что недостаточно четко усвоено.

Речь будет четкой и ясной в том случае, если дети научатся произносить каждый звук в отдельности. Но чтобы научиться правильно произносить звуки, надо уметь четко их артикулировать, т.е. артикуляционный аппарат должен быть достаточно подвижным. На занятиях, используя словесные и наглядные методы, воспитатель рассказывает и показывает, какое положение принимают язык, губы при правильном произнесении звуков. Используя  «Сказку о веселом язычке», рассказываем детям, что существуют специальные органы, при помощи которых человек произносит звуки речи.

- Скажите, дети, у вас есть язычок? (Да). А где он находится? Правильно, язык находится во рту. Рот-это домик для языка, Домик открывается и закрывается. Посмотрите, как я открываю и закрываю домик. (Губы в положении улыбки, верхние и нижние зубы обнажены). - Дети, чем домик закрывается? Правильно, домик крепко закрывают зубы и не выпускают язычок на улицу. Нижние зубы - это крылечко, а верхние - это дверка. Попробуем все вместе закрыть и открыть домик для языка. (Дети выполняют упражнения).

-Скажите, дети. Для чего нам нужен язык? Что мы делаем языком? (Едим, говорим).

В процессе уточнения и закрепления звуков, обращаем внимание детей на произношение гласных звуков «о», «у» губы надо вытянуть вперед и сделать их круглыми. Указывается положение языка и губ при произношении согласных звуков.

На занятиях используем стихи, как речевой материал, который имеет многоцелевое значение. Они используются для закрепления звуков, в качестве упражнений  для выработки четкой дикции, для развития голосового аппарата. Обладая хорошей памятью, дети легко запоминают их. Тематика стихов, написанных для дошкольников , весьма разнообразна. Их можно подобрать с учетом того, что изучается на занятиях по ознакомлению с окружающим.  Заучивая специально подобранные стихи, дети будут одновременно расширять свои представления об окружающем мире, уточнять и обогащать знания о животном мире, о труде и быте людей, знакомятся с природой нашей страны, т. е. получать дополнительные сведения познавательного характера.

 

«Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» под редакцией М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. Москва. Академия. 1998

Оставить комментарий: