a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей на тему: «Задачи и содержание обучения связной речи», подготовила Тарасова О.В., воспитатель

Опубликовано: 2014-08-25 17:11:30

Документы для скачивания

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Диалог – сложная форма взаимодействия. Участвовать иногда  в диалоге бывает труднее, чем строить монологическое высказывание.  Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; в ответ формулировать собственные суждения; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей  учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какая? Какой?) Побуждают детей обращаться к взрослым и детям по различным поводам.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых. Следует воспитывать потребность делиться  своими впечатлениями,   пользоваться  простыми формулами этикета (здороваться, прощаться и т.д.)

 В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать  в общение со взрослыми и со сверстниками, отвечать на вопросы и отвечать на них по поводу предметов, их качеств, действий с ними,  поддерживать стремление  рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель учит детей отвечать как кратко, так и распространенно на вопросы, постепенно приобщает детей  к участию в коллективной беседе. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, встречать гостя, общаться с ним.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на одни тот же вопрос по – разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника,  не перебивать его, не отвлекаться.  Необходимо уделять внимание  умениям формулировать и задавать вопросы, строить ответ,  дополнять, исправлять собеседника.

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами, быть общительными и приветливыми без навязчивости.

Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Для достижения связности речи необходим ряд умений. А именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы, отбирать необходимый материал, располагать материал в нужной последовательности;

Связные высказывания можно охарактеризовать  с разных точек зрения: по назначению, источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.

В зависимости от назначения выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и смешанные тексты. В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно смешанные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов.

Описание – это характеристика предмета. В описании выделяют общий тезис, называющий объект,  затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.  При описании важным являются лексические и синтаксические средства, поэтому используются эпитеты, метафоры, сравнения.  В детском саду дети описывают картины, игрушки, предметы, явления природы, людей.

Повествование – это связный рассказ о каких – нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Материал в нем излагается на основе тех смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. В повествовательных монологах используются средствыа, передающие развитие действия6 лексика, обозначающая время, место, образ действия, слова для связи предложений.

 Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении используются различные способы выражения причинно – следственных отношений. Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.

В детском саду обучают детей двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Пересказ – это осмысленное воспроизведение  литературного образца в устной речи. Рассказ – это самостоятельно развернутое изложение ребенком определенного содержания.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

- по игрушкам и предметам; - по картине; - из опыта; - творческие рассказы.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказы пр наглядному материалу. В средней группе дети пересказывают содержание не только знакомых сказок и рассказов но и тех, которые они услышали впервые. В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства усложняются требования к монологам разных типов.

 

 

«Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» под редакцией М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. Москва. Академия. 1998.

                                             

Оставить комментарий: