a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Психолого-педагогическая программа по адаптации детей раннего возраста

Автор: Миронова Надежда Валерьевна Опубликовано: 2016-12-21 12:11:40

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Теремок»

с. Красногорск

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ

 ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  

 

 

 

Автор-составитель: педагог-психолог  

Миронова Надежда Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 год

Пояснительная записка

Раннее детство – очень короткий и важный период в жизни ребенка.  Как подчеркивал Л.С. Выготский, ранний возраст «сензитивен во всем». Значительное количество современных детей до трех лет находятся в зоне риска – условиях неблагополучного психического, социального, нервно-психического развития. Именно в этот период развитие ребенка непосредственно зависит от социальных условий его жизни.  В первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Все мы хорошо знаем, насколько трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению, к ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял. Как усваивать новые знания в процессе группового обучения. В это время важно поддержать ребенка, создать такие условия, чтобы он получал радость от пребывания в детском саду. На решение этих задач направлена данная программа по адаптации детей раннего возраста. Программа состоит из четырех этапов адаптационных и психогимнастических игр (с озвученными игрушками, с песком и водой). Первый этап направлен на развитие контактов со взрослым и сверстниками (знакомство, формирование доверительных взаимоотношений с новым взрослым, сверстниками). Второй - на освоение новых видов занятий, игрового пространства (формирование ориентировок в пространственно-игровой среде). Третий  на формирование положительных контактов с ровесниками, развитие коммуникативных навыков. Четвертый на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности.

Цель программы:  В ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками содействовать адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков, самостоятельности.

Задачи программы:

  1. Поддержать детей раннего возраста в адаптационный период.
  2. Содействовать в выработке новых навыков деятельности у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  3. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие.
  4. Формировать навыки взаимодействия детей друг с другом.
  5. Способствовать профилактике и торможению отрицательных эмоций.

Форма проведения: групповая.

Определение значимых характеристик группы: группа детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет.

Основная сфера воздействия: эмоционально-когнитивная.

Определение длительности и режим работы группы: Коррекционная игровая деятельность проводится в течение 2-х месяцев 2 раза в неделю по 10  минут.

Материал и оборудование:

  1. Предметные игрушки; игрушки и предметы по количеству детей (погремушки, птички, флажки, цветные платочки).
  2. Цветные восковые мелки.
  3. Пластилин.
  4. Листы белой и цветной бумаги А3 с заготовками (полянка, елочка, скворечник, силуэты кукол из картона, кружочки, цветочки, птички из цветной бумаги).
  5. Клей-карандаш.

Комментарии к проведению занятий программы:  при введении новой игры знакомые игры повторяют. Задачи предыдущей КИД программы при их освоении включают в последующие.  После окончания каждой КИД знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы.

Календарно-тематический план

Месяц, дата

Перечень занятий

Основная цель

Время (t)

Июнь

1 неделя

Занятие 1

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Игра кто у нас хороший?

 

 

 

 

2) Игра с погремушками

 

 

3) Упражнение: «Давай знакомиться»

Познакомить детей друг с другом. Установить положительный эмоциональный контакт детей со взрослыми; снять эмоциональное напряжение.

Познакомить с музыкальным инструментом – погремушкой.

 

Продолжать знакомить детей с друг другом. Сплотить группу.

4 мин

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

3 мин

Занятие 2

 

1) Упражнение: «Давай знакомиться»

2) Игра: «О, привет»

3)Упражнение (ОРУ):

1. «Улыбнись и помаши солнышку»

2. «Покажи мячик солнышку»

3. «Присядь, положи мячик»

4) Упражнение «Холодно - жарко»

Продолжать знакомить детей с друг другом. Сплотить группу.

Развивать желание совершать подражательные и самостоятельные игровые действия

 

 

 

 

Напряжение и расслабление мышц

2 мин

 

2мин

4 мин

 

 

 

 

 

 

2 мин

2 неделя

Занятие 3

 

1) Игра: «О, привет»

2) Упражнение:

1. «Улыбнись и помаши солнышку»

2. «Покажи мячик солнышку»

3. «Присядь, положи мячик»

3) Коллективная работа: «Солнечные лучики» (рисование мелками)

 

3) Игра «Сделаем лодочки»

Учить детей выполнять действия по подражанию взрослому; действовать по инструкции.

 

 

 

 

Стимулировать интерес к рисованию. Обучать простейшим способам изображения – штрихам.

Учить детей при мытье рук, выполнять действия по инструкции взрослого.

2 мин

 

2 мин

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

2 мин

Занятие 4

 

1) Упражнение: «Давай знакомиться»

 

 

2) Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

3) Упражнение: «Солнечный зайчик»

4)Игра «Раздувайся, пузырь!»

Продолжать знакомить детей с друг другом. Сплотить группу. Развивать внимание к сверстнику.

Развивать мелкую моторику.

 

Побуждать детей выполнять соответствующие действия.

Вызвать интерес, установить положительный эмоциональный контакт детей со взрослыми и детьми.

2 мин

 

 

 

2 мин

 

3 мин

 

3 мин

3 неделя

Занятие 5

 

 1) Игра кто у нас хороший?

 

 

 

2) Игра с погремушками

 

 

3) Игра «Дудочка»

 

 

3)Игра «Раздувайся, пузырь!»

 

Установить положительный эмоциональный контакт детей со взрослыми; снять эмоциональное напряжение.

 

Продолжать знакомить с музыкальным инструментом – погремушкой.

Учить ребенка содружественному движению рук и пальцев.

Вызвать интерес, установить положительный эмоциональный контакт детей со взрослыми и детьми.

3 мин

 

 

 

 

2 мин

 

 

2 мин

 

 

3 мин

Занятие 6

 

1) Игра: «О, привет»

2) Упражнение:

1. «Улыбнись и помаши солнышку»

2. «Покажи мячик солнышку»

3. «Присядь, положи мячик»

3) Упражнение: «Солнечный зайчик»

4) Игра «Догонялки-обнималки»

 

Учить детей выполнять действия по подражанию взрослому; действовать по инструкции.

 

 

 

 

Побуждать детей выполнять соответствующие действия.

Установить тактильный контакт с детьми; снять эмоциональное напряжение.

2 мин

3 мин

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

3 мин

4 неделя

Занятие 7

 

1) Игра «В нашей группе»

2) Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

3) Коллективная работа: «Цветочная полянка» (аппликация)

4) Игра «Мыльные перчатки»

Создать благоприятную атмосферу. Сплотить группу.

Развивать мелкую моторику

 

 

Формировать интерес к аппликации. Обучать приему наклеивания готовых форм.

Учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

 

 

2 мин

 

2 мин

 

 

4 мин

 

 

2 мин

Занятие 8

 

1) Игра «В нашей группе»

2) Упражнение «Солнечный зайчик»

3) Коллективная работа «Рыбка» (лепка)

4)Игра «Раздувайся, пузырь!»

 

Создать благоприятную атмосферу. Сплотить группу.

Побуждать детей выполнять соответствующие действия.

Помогать детям осваивать приемы лепки.

 

Вызвать интерес, установить положительный эмоциональный контакт детей со взрослыми и детьми.

2 мин

 

2 мин

 

4 мин

 

 

2 мин

Июль

1 неделя

Занятие 9

 

1) Игра кто у нас хороший?

 

 

2) Динамическая пауза «Дружная зарядка»

 

3) Игра «Флажки»

 

 

 

 

 

4) Упражнение «Холодно-жарко»

5) Игра «В нашей группе»

Установить положительный эмоциональный контакт детей со взрослыми; снять эмоциональное напряжение.

Развивать двигательную активность, координацию движений.

Развивать интерес к действиям сверстников, желание демонстрировать им свои умения. Развивать умение обмениваться со сверстниками предметами.

Напряжение и расслабление мышц.

Развивать внимание к сверстнику.

2 мин

 

 

 

2 мин

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

2 мин

 

1мин

Занятие 10

 

 

 

  Игра «Экскурсия по группе»

 

(«Паровозик дружбы» «Знакомство с куклой Аней» «Изучение игрушек»

 

 

 

 

 

Стимулировать подражание сверстникам; развивать стремление находиться вместе с ними.

Вызывать внимание к игровым действиям взрослого; стимулировать подражание  действиям с игрушкой; вызвать положительные эмоции.

Учить ориентироваться в новом помещении.

Вызывать интерес к игрушкам; стимулировать ответные игровые действия.

3 мин

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

2 мин

 

3 мин

2 неделя

Занятие 11

 

1) Игра «Паровозик дружбы»

 

 

2)  Игра «Сортировка игрушек»

 

3) Упражнение «Ванька-Встанька»

 

 

 

 

4) Динамическая пауза «Дружная зарядка»

Стимулировать подражание сверстникам; развивать стремление находиться вместе с ними.

Учить соотносить предметы с его свойствами (мягкий – твердый, пушистый – гладкий).

Вызывать внимание к игровым действиям взрослого; стимулировать подражание  действиям с игрушкой; побуждать детей повторять движения за взрослым.

Развивать двигательную активность, координацию движений.

2 мин

 

 

 

4 мин

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

2 мин

Занятие 12

 

1) Игра «Все захлопали в ладоши»

2) Пальчиковая гимнастика «Дружба»

3) Коллективная работа «Платье для куклы в горошек»  (аппликация)

 

4) Игра «Сделаем лодочки»

 

 

 

Создать положительный эмоциональный настрой.

Развивать мелкую моторику рук.

Продолжать формировать интерес к аппликации. Обучать приему наклеивания готовых форм.

Учить детей при мытье рук, выполнять действия по инструкции взрослого.

 

1 мин

 

2 мин

 

5 мин

 

 

 

2 мин

 

 

 

3 неделя

Занятие 13

 

1) Игра «Паровозик дружбы»

 

 

 

2) Игра «Игрушки-потеряшки»

3) Игра «Хлопушки»

 

 

4) Игра «Моя игрушка лучше всех»:

1. «Чья игрушка быстрее всех бегает»

2. «Чья игрушка выше всех прыгает»

Развивать двигательную активность, координацию движений. Способствовать формированию игровой мотивации.

Познакомить детей с песком, играми с песком.

Продолжать учит детей выполнять действия по инструкции взрослого.

Вызывать интерес к игрушкам; развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого.

1 мин

 

 

 

 

3 мин

 

2 мин

 

 

4мин

 

 

 

 

 

Занятие 14

 

1)  Игра «Прилетела птичка»

2) Игра «Прятки»

 

 

 

 

3) Лепка «Червячки»

 

4) Игра «Мыльные перчатки»

Создать благоприятный эмоциональный настрой.

Побуждать детей выполнять самостоятельные действия.

развивать стремление находиться вместе со сверстниками.

Помогать осваивать приемы лепки.

Учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

2 мин

 

3 мин

 

 

 

 

4 мин

 

1 мин

4 неделя

Занятие 15

 

1)  Игра «Прилетела птичка»

2) Пальчиковая игра: «Сорока-ворона»

3) «Следы на песке»

 

4) Динамическая пауза «Танец для птички

 

 

5) Игра «Волшебный платочек»

 

 

 

 

 

Создать благоприятный эмоциональный настрой.

Развитие мелкой моторики.

 

Продолжать знакомить детей с песочными играми.

Вызывать внимание к игровым действиям взрослого;

стимулировать ответные игровые действия.

Развивать внимание к сверстнику (поиск предметов).

 

1 мин

 

1 мин

 

4 мин

 

1 мин

 

 

 

3 мин

Занятие 16

 

1) Пальчиковая гимнастика «Грачата»

2) Коллективная работа «Птички прилетели» (аппликация)

 

3) Упражнение «Зернышко»

 

4) Подвижная игра «Птички в домике сидят»

 

Развивать мелкую моторику.

 

Продолжать формировать интерес к аппликации. Обучать приему наклеивания готовых форм.

Учить детей выполнять действия по инструкции взрослого.

Вызывать внимание к игровым действиям взрослого; развивать внимание, наблюдательность

 

1 мин

 

4 мин

 

 

 

2 мин

 

 

3 мин

             


Заключительная часть:
Опросы родителей, наблюдения психолога, воспитателя, итоговая (заключительная) диагностика.

Ожидаемые результаты:

- Улучшится   эмоциональное состояние;

- Повысится уровень адаптированности ;

- Сформируются умения предметно-игровой деятельности.

- Проявится интерес к сверстнику, стремление взаимодействовать с ним.

- Создадутся условия для дальнейшей успешной социальной адаптации.

- Повысится уровень психического развития и познавательной активности.

Список используемой литературы:

  1. Афонькина Ю.А. «Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста». Метод.пособие «АРКТИ»,М.: 2006 г. 80 с.
  2. Развивающие игры с малышами до трех лет / Сост. Т.С. Галанова. Ярославль: Академия развития, 2005 г. 240 с.
  3. Севостьянова Е.О. Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ. М.: ТЦ Сфера , 2006. 128 с.
  4. Тимофеичева И.В., ОськинаО.Е.и др. «Ладушки» (развивающие игры-занятия для детей раннего возраста). Конспекты занятий/ Под ред. Воровщикова С.Г. М.: УЦ «Перспектива», 2013 г. 96 с.
  5. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду: Программа и методические рекомендации. М.: «Мозаика-Синтез», 2007. 112 с.
  6. Образовательная программа МБДОУ детский сад № 4 «Теремок» с.Красногорск МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области.

Конспект (занятие № 1)

Ход занятия

  1. I. Организационный этап

Приветствие

Педагог-психолог (далее ведущий) приходит в группу к детям и приглашает их на занятие. Предлагает детям познакомиться и поприветствовать друг друга с помощью «мяча-помощника» (лучше надувной). Все встают в круг, передают мяч соседу, приветствуя и называя его по имени.

  1. II. Основной этап

1)  Игра «Кто у нас хороший?»

Ведущий напевает:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(Машенька) хорошая!

(Машенька) пригожая!

Ведущий по очереди называет всех детей и каждому ребенку дает погремушку.

2)  Игра с погремушками

А) Дети играют с погремушкой и по сигналу ведущего (звон колокольчика),дети прячут погремушку за спину (2- 3 раза).

Б) Ведущий говорит:

Тот, кого я назову

Держит ушки на чеку,

(Маша, Машенька) не спи,

Погремушкой погреми!

Ведущий по очереди называет по имени всех детей, тем самым привлекая внимание друг к другу.

3)  Упражнение «Давай знакомиться!»

Ведущий: С погремушкой поиграли? Вы наверное устали? Сядем дружно все в кружок. Что тут у меня дружок? (ведущий достает мяч). Мы будем катать мяч друг другу. К кому он прикатится тот скажет громко свое имя. (Ведущий, в случае не получения ответа, сам громко ласково называет имя ребенка).

III. Завершающий этап

Ритуал прощания

Ведущий прощается с каждым с помощью «мяча помощника»: вместе с детьми поет песенку.

Покатился, поскакал мячик по дорожке,

Сейчас мячик передам в (Машины) ладошки.

До свидания, (Маша)!

До свидания, …. (ребенок обращается к ведущему по имени-отчеству)!

Конспект (занятие № 2)

Ход занятия

  1. I. Организационный этап

Приветствие

Педагог-психолог (далее ведущий) приходит в группу к детям и приглашает их на занятие. Предлагает детям познакомиться и поприветствовать друг друга с помощью «мяча-помощника» (лучше надувной). Все встают в круг, передают мяч соседу, приветствуя и называя его по имени.

  1. II. Основной этап

1)  Упражнение «Давай знакомиться!»

Ведущий: С погремушкой поиграли? Вы наверное устали? Сядем дружно все в кружок. Что тут у меня дружок? (ведущий достает мяч). Мы будем катать мяч друг другу. К кому он прикатится тот скажет громко свое имя. (Ведущий, в случае не получения ответа, сам громко ласково называет имя ребенка).

2) Игра «О, привет!»

- Посмотрите, вышло солнышко, давайте с ним поздороваемся!

Ведущий читает стихотворение:

Солнышко проснется,

Мило улыбнется,

Скажет весело – привет!

Помашу ему в ответ.

Дети машут руками, улыбаются. Как только солнышко начинает прятаться (опускаться вниз) ведущий говорит: «Знаем, где ты прячешься, знаем где ты прячешься, от нас не спрячешься, о привет! (игра продолжается несколько раз).

В начале игры ведущий обращает внимание детей на то, что солнце круглое, желтое.

3) Упражнение (ОРУ):

  1. «Улыбнись и помаши солнышку»
  2. «Покажи мячик солнышку»
  3. «Присядь, положи мячик»

4) Упражнение «Холодно - жарко»

Ведущий: «Вы играете на солнечной по­лянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерз­ли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер...» (Дети повторяют действия.)

III. Завершающий этап

Ритуал прощания

Ведущий прощается с каждым с помощью «мяча помощника»: вместе с детьми поет песенку.

Покатился, поскакал мячик по дорожке,

Сейчас мячик передам в (Машины) ладошки.

До свидания, (Маша)!

До свидания, …. (ребенок обращается к ведущему по имени-отчеству)!

Конспект (занятие № 3)

Ход занятия

  1. I. Организационный этап

Приветствие

Педагог-психолог (далее ведущий) приходит в группу к детям и приглашает их на занятие. Предлагает детям познакомиться и поприветствовать друг друга с помощью «мяча-помощника» (лучше надувной). Все встают в круг, передают мяч соседу, приветствуя и называя его по имени.

  1. II. Основной этап

1) Игра «О, привет!»

- Посмотрите, вышло солнышко, давайте с ним поздороваемся!

Ведущий читает стихотворение:

Солнышко проснется,

Мило улыбнется,

Скажет весело – привет!

Помашу ему в ответ.

Дети машут руками, улыбаются. Как только солнышко начинает прятаться (опускаться вниз) ведущий говорит: «Знаем, где ты прячешься, знаем где ты прячешься, от нас не спрячешься, о привет! (игра продолжается несколько раз).

В начале игры ведущий обращает внимание детей на то, что солнце круглое, желтое.

2) Упражнение (ОРУ):

  1. «Улыбнись и помаши солнышку»
  2. «Покажи мячик солнышку»
  3. «Присядь, положи мячик».

3) Коллективная работа «Солнечные  лучики»

 Рисование мелками солнечных лучей. (Заранее изображенное на листе бумаги солнце без лучей). Ведущий предлагает детям нарисовать солнечные лучики.По окончании работы хвалит детей, говорит, что солнышку очень понравились маленькие лучики.

4) Игра «Сделаем лодочки»

После рисования ведущий предлагает детям помыть руки. Обращает внимание на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

  1. Засучить рукава (ведущий произносит потешку:«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»).
  2. Открыть кран.
  3. Сложить ладони рук «лодочкой» (при необходимости помочь детям).
  4. Подставить руки под струю воды.
  5. Закрыть кран.
  6. Вытереть руки полотенцем.

III. Завершающий этап

Ритуал прощания

Ведущий прощается с каждым с помощью «мяча помощника»: вместе с детьми поет песенку.

Покатился, поскакал мячик по дорожке,

Сейчас мячик передам в (Машины) ладошки.

До свидания, (Маша)!

До свидания, …. (ребенок обращается к ведущему по имени-отчеству)!

Конспект (занятие № 4)

Ход занятия

  1. I. Организационный этап

Приветствие

Педагог-психолог (далее ведущий) приходит в группу к детям и приглашает их на занятие. Предлагает детям познакомиться и поприветствовать друг друга с помощью «мяча-помощника» (лучше надувной). Все встают в круг, передают мяч соседу, приветствуя и называя его по имени.

  1. II. Основной этап

1)  Упражнение «Давай знакомиться!»

Ведущий: Сядем дружно все в кружок. Что тут у меня дружок? (ведущий достает мяч). Мы будем катать мяч друг другу. К кому он прикатится тот скажет громко свое имя. (Ведущий, в случае не получения ответа, сам громко ласково называет имя ребенка).

2) Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Утро красное пришло, 

Солнце ясное взошло. 

Стали лучики светить 

Малых деток веселить. 

(пальчики разгибаются по одному)

Прилетели тучки 

Спрятались лучики. 

(пальчики прячутся в кулачок).

3) Упражнение  «Солнечный зайчик» (любое из 3-х вариантов)

А) Ведущий пускает солнечные зайчики и читает стихотворение, побуждая ребенка выполнять соответствующие действия:

Солнечные зайчики играют на стене.

Помани их пальчиком – пусть бегут к тебе! (А. Ануфриева).

Или:

Б) Ведущий показывает детям солнечного зайчика на стене, обращая внимание на то, что он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает.

Солнечные зайчики, прыг, прыг, скок. Прыгают, как мячики, прыг, прыг, скок. Затем предлагает малышам догнать зайчика, иногда давая им возможность ловить световое пятно. Если зайчик «устал», спрятался в норку, детям предлагается тоже отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.

Или (более сложное):

В) - Ребята, солнечный зайчик заглянул к вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги,… он пробрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и познакомься с ним.

4) Игра «Раздувайся, пузырь!»

- Ребята, а давайте попускаем с вами мыльные пузыри. (Ведущий пускает мыльные пузыри, дети ловят). А я знаю еще одну интересную игру. Взялись за руки, встали в круг, сделаем круг маленьким-маленьким. Теперь говорим слова и «надуваем пузырь»:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Хлоп!

III. Завершающий этап

Ритуал прощания

Ведущий прощается с каждым с помощью «мяча помощника»: вместе с детьми поет песенку.

Покатился, поскакал мячик по дорожке,

Сейчас мячик передам в (Машины) ладошки.

До свидания, (Маша)!

До свидания, …. (ребенок обращается к ведущему по имени-отчеству)!

Конспект (занятие № 5)

Ход занятия

  1. I. Организационный этап

Приветствие

Педагог-психолог (далее ведущий) приходит в группу к детям и приглашает их на занятие. Предлагает детям познакомиться и поприветствовать друг друга с помощью «мяча-помощника» (лучше надувной). Все встают в круг, передают мяч соседу, приветствуя и называя его по имени.

  1. II. Основной этап

1) Игра «Кто у нас хороший?»

Ведущий напевает:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(Машенька) хорошая!

(Машенька) пригожая!

Ведущий по очереди называет всех детей и каждому ребенку дает погремушку.

2)  Игра с погремушками

А) Дети играют с погремушкой и по сигналу ведущего (звон колокольчика) дети прячут погремушку за спину (2- 3 раза).

Б) Ведущий говорит:

Тот, кого я назову

Держит ушки на чеку,

(Маша, Машенька) не спи,

Погремушкой погреми!

Ведущий по очереди называет по имени всех детей, тем самым привлекая внимание друг к другу.

3) Игра «Дудочка»

Ведущий показывает детям карандаши и говорит: «Это карандаш, им можно рисовать (показывает, как можно проводить, к примеру, линии карандашом). Карандаш волшебный. Он может петь как дудочка: Ду-ду-ду! Я научу вас играть на дудочке. Мы возьмем карандаш в ладошки и будем его раскатывать, вот так (показывает раскатывающие движения ладонями), а теперь возьмем карандаши всеми пальчиками (обеих рук) вот так, приподнимем ручки (на уровне лица) и будем петь: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во ду-ду (можно раскачивать в такт головой)». Ведущий и и другие взрослые помогают детям. В конце игры хвалят детей.

4) Игра «Раздувайся, пузырь!»

- Ребята, а давайте поиграем с вами в интересную игру. Взялись за руки, встали в круг, сделаем круг маленьким-маленьким. Теперь говорим слова и «надуваем пузырь»:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Хлоп!

III. Завершающий этап

Ритуал прощания

Ведущий прощается с каждым с помощью «мяча помощника»: вместе с детьми поет песенку.

Покатился, поскакал мячик по дорожке,

Сейчас мячик передам в (Машины) ладошки.

До свидания, (Маша)!

До свидания, …. (ребенок обращается к ведущему по имени-отчеству)!

Конспект (занятие № 6)

Ход занятия

  1. I. Организационный этап

Приветствие

Педагог-психолог (далее ведущий) приходит в группу к детям и приглашает их на занятие. Предлагает детям познакомиться и поприветствовать друг друга с помощью «мяча-помощника» (лучше надувной). Все встают в круг, передают мяч соседу, приветствуя и называя его по имени.

  1. II. Основной этап

1) Игра «О, привет!»

- Посмотрите, вышло солнышко, давайте с ним поздороваемся!

Ведущий читает стихотворение:

Солнышко проснется,

Мило улыбнется,

Скажет весело – привет!

Помашу ему в ответ.

Дети машут руками, улыбаются. Как только солнышко начинает прятаться (опускаться вниз) ведущий говорит: «Знаем, где ты прячешься, знаем где ты прячешься, от нас не спрячешься, о привет! (игра продолжается несколько раз).

В начале игры ведущий обращает внимание детей на то, что солнце круглое, желтое.

2) Упражнение (ОРУ):

  1. «Улыбнись и помаши солнышку»
  2. «Покажи мячик солнышку»
  3. «Присядь, положи мячик».

3) Упражнение  «Солнечный зайчик» (любое из 3-х вариантов)

А) Ведущий пускает солнечные зайчики и читает стихотворение, побуждая ребенка выполнять соответствующие действия:

Солнечные зайчики играют на стене.

Помани их пальчиком – пусть бегут к тебе! (А. Ануфриева).

Или:

Б) Ведущий показывает детям солнечного зайчика на стене, обращая внимание на то, что он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает.

Солнечные зайчики, прыг, прыг, скок. Прыгают, как мячики, прыг, прыг, скок. Затем предлагает малышам догнать зайчика, иногда давая им возможность ловить световое пятно. Если зайчик «устал», спрятался в норку, детям предлагается тоже отдохнуть, закрыть глазки, поспать понарошку.

Или (более сложное):

В) - Ребята, солнечный зайчик заглянул к вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги,… он пробрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и познакомься с ним.

4) Игра «Догонялки – обнималки»

Ведущий организует игру в догонялки: «Догоню, догоню….», а потом обнимает малыша говоря:

Ах, ты моя (Машенька, Дашенька, Анечка и т.п.)

Ласковая девочка

Или:

Ах, ты мой (Сашенька, Сереженька, Илюшенька и т.п.)

Мальчик золотой!

III. Завершающий этап

Ритуал прощания

Ведущий прощается с каждым с помощью «мяча помощника»: вместе с детьми поет песенку.

Покатился, поскакал мячик по дорожке,

Сейчас мячик передам в (Машины) ладошки.

До свидания, (Маша)!

До свидания, …. (ребенок обращается к ведущему по имени-отчеству)!

Конспект (занятие № 7)

Ход занятия

  1. I. Организационный этап

Приветствие

Педагог-психолог (далее ведущий) приходит в группу к детям и приглашает их на занятие. Предлагает детям познакомиться и поприветствовать друг друга с помощью «мяча-помощника» (лучше надувной). Все встают в круг, передают мяч соседу, приветствуя и называя его по имени.

  1. II. Основной этап

1) Игра «В нашей группе»

Ведущий предлагает детям сесть в круг, хлопать владоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть… Маша,

А у нас есть… Саша и т. д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

2)Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Утро красное пришло, 

Солнце ясное взошло. 

Стали лучики светить 

Малых деток веселить. 

(пальчики разгибаются по одному)

Прилетели тучки 

Спрятались лучики. 

(пальчики прячутся в кулачок).

3) Коллективная работа «Цветочная полянка»

На доске висит заготовка поляны. Рядом разложены заготовки цветов. Ведущий предлагает участникам посадить красивые цветы на полянку. - Выбирайте тот, который вам больше всего понравится. Давайте по очереди. Маша, бери цветок, приклеивай, и т.д. Замечательно, очень красивая полянка у нас получилась! Спасибо!

4) Игра «Мыльные перчатки»

Ведущий с другими взрослыми подводят детей к умывальнику, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем вместе с помощниками передают куски мыла и просят детей повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, ведущий говорит: «Вот какие у нас перчатки - белые!» далее ведущий и другие взрослые помогают детям смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек. Например:

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сам (а) Машенька…, Сашенька….

Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

В случае необходимости используются совместные действия ведущего и ребенка.

III. Завершающий этап

Ритуал прощания

Ведущий прощается с каждым с помощью «мяча помощника»: вместе с детьми поет песенку.

Покатился, поскакал мячик по дорожке,

Сейчас мячик передам в (Машины) ладошки.

До свидания, (Маша)!

До свидания, …. (ребенок обращается к ведущему по имени-отчеству)!

Конспект (занятие № 8)

Ход занятия

  1. I. Организационный этап

Приветствие

Педагог-психолог (далее ведущий) приходит в группу к детям и приглашает их на занятие. Предлагает детям познакомиться и поприветствовать друг дру

Оставить комментарий: