a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Опубликовано: 2016-12-21 21:07:08

Документы для скачивания

Создание условий для развития мелкой мотори ки у детей дошкольного возраста Черных И. С. , в оспитатель МБДОУ ДС КВ № 57 г. Челябинска Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально- исполнительских умений, овладения родным языком, развития пер воначальных навыков письма. Разработка точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно- продуктивная деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должен носить эмоциональный, творч еский характер. И педагог создает для этого все условия: прежде всего, обеспечивать эмоционально- образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений средствам их выразительного решения. У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. В своей работе мы используем различные игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук: Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук. . Для развития точности и уверенности движения руки   используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении. Игра" От дома к дому" .  Задача ребенка- точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами" От домика к домику" . Игра" Всевозможные лабиринты" .  Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть" пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. ( " Этот лабиринт- в замке Снежной Королевы, он изо льда. Г ерда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет" . ) Обведение любых вкладышей  полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного. Тычок жесткой полусухой кистью Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку  ( всю кисть)   или окрашивает ее с помощью кисточки  ( с 5ти лет)   и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Скатывание бумаги. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького  ( ягодка)   до большого  ( облачко, ком для снеговика) . После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Оттиск поролоном. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск смятой бумагой. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Восковые мелки+ акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Отпечатки листьев. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Набрызг. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки.  Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку( графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.   Х очется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. Список используемой литературы: Большакова, СЕ. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. [ Текст] - М: ТЦ Сфера, 2008. Гурова, Е. М. Подготовка руки ребенка к письму[ Текст] / / Начальная школа 2000. – №5. – С. 61- 62. Матюгин, И. Ю. , Аскоченко, Т. Ю. , Бонк, И. А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. [ Текст] - М. : Эйдос, 1996. - 114 с.

Оставить комментарий: