a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

30.11.2016 Консультация для родителей "Почему дети говорят сами с собой?" Подготовила: Тонких З.И.

Опубликовано: 2016-12-21 22:13:33

Консультация для родителей

Почему дети говорят сами с собой?

 

Подготовила: Тонких З.И., воспитатель

МБДОУ «Детский сад села Купино

Шебекинского района Белгородской области»

 

Разговор вслух – это всего лишь определённый этап развития ребёнка.  Ребёнок постигает  сложнейшее  искусство – искусство вести диалог. Он отрабатывает тот сценарий, который  подметил у взрослых. Увидев, что люди говорят по очереди на одну и ту же  тему, за неимением сверстников под рукой, разыгрывает ситуацию светского общения с мишками, куклами. Кроме речи, ребёнок использует и другие  контактоустанавливающие средства: кивает головой, внимательно слушает, грозит пальчиком или улыбается. Бывает, что ребёнок не проигрывает сценок с диалогом, а озвучивает свои действия. Например, собирая картину из кубиков, говорит:  «А сейчас мы возьмём этот кубик и поставим вот сюда. Нет, не подходит! Тогда мы возьмём вот этот. Он маленький, а надо большой, куда он пропал?» Психологи называют такие рассуждения внутренним планом действий. Так малыш планирует последовательность своей работы и при этом сам себя контролирует. Иногда дети говорят или поют вслух всё, о чём думают или что видят. Это так называемая личная речь. Все люди имеют речь для себя, текущую  беззвучно внутри. Часто такую внутреннюю речь показывают в фильмах как голос за кадром, раскрывающий нам невысказанные мысли говорящего.

Обычно выделяют три этапа развития личной речи у малыша. На первом этапе ребёнок озвучивает результат, например: «Я нарисовал дом и дерево, получилось хорошо!»

На втором этапе развития личной речи, он уже учиться оценивать промежуточный результат и планировать, как он завершит работу. Например: «Я нарисовал красивый дом и дерево. Теперь нарисую папу, маму и себя».

На третьей стадии, которая приходиться на возраст 5-6 лет, ребёнок учится планировать свои действия заранее, воплощать задуманное последовательно, а также создавать попутно ассоциативные ряды. «Сейчас я нарисую красивый дом, как у бабушки в деревне, большое дерево и всю семью. Мы будем держаться за руки и улыбаться. Мама любит, когда мы так делаем. Ей понравится рисунок. Вот мама с папой удивятся, когда увидят, кого я нарисовал!»

Как правило, к восьми годам личная речь переходит во внутреннюю. Ребёнок растёт и учится  мыслить про себя. А до этих пор не стоит слушать советчиков, которые считают, что говорить с самим собой – это ненормально. Как раз, наоборот: личная речь – это правильный детский способ выражения своих чувств, отработки речевых и социальных навыков, развития мышления и самоконтроля.

  • Ребёнок, окружённый критикой, учиться обвинять.
  • Ребёнок, окружённый насмешками, учиться быть недоверчивым.
  • Ребёнок, окружённый враждебностью, учится бороться.
  • Ребёнок, окружённый позором, учится чувствовать вину.
  • Ребёнок, окружённый терпением, учится быть терпеливым.
  • Ребёнок, окружённый похвалами, учится быть уверенным.
  • Ребёнок, окружённый честностью, учится быть справедливым.
  • Ребёнок, окружённый безопасностью, учится вере.
  • Ребёнок, окружённый одобрением, учится уважать себя.
  • Ребёнок, окружённый симпатией и дружбой, учится находить любовь в этом мире.