a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспекты уроков по русскому языку

Автор: Еремейчук Алла Николаевна Опубликовано: 2016-12-21 23:56:34

7 класс

Повторение по теме «Местоимение»

Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Цели: обобщение и систематизация знаний о местоимениях;

формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний; развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, орфографической зоркости;

воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; создавать на уроке положительную культурно-речевую среду и атмосферу комфортного доверительного общения.

Оборудование: раздаточный материал.

                                                        Ход урока:

1.Организацияурока.Целеполагание.

Цель нашего урока – обобщить знания, проверить их прочность, суметь использовать их, выполняя различные задания.

 2.Вступительноесловаучителя.

  1. Актуализация мышления.

1.Проверка домашнего задания.

  1. Работа с ассоциациями.(работа в группах)

Личные

я, ты, мы, вы, он, она, они

 

 

 

картинка - лицо человека

Возвратное

себя

 

 

 

 

 картинка - возврат денег

Притяжательные

мой, твой, ваш, наш, свой

её, его, их

 

 

 картинка - магнит притягивает металл

Вопросительные

кто? что? какой? каков? чей? сколько? который?

 

 

 картинка - знак вопроса

Относительные

кто, что,  какой,каков,  чей,  сколько,  который

 

 

 

 картинка - относиться к другим людям

Указательные

тот, этот, такой, таков, столько

 

 

 

 картинка - указательный палец

Определительные

сам, самый, любой, иной, другой, весь, каждый, всякий,

 

 

 

 картинка - определяют с лупой

Неопределённые

некто, нечто, некоторый, несколько

 

 

 

 смайлик - неопонятно

Отрицательные

никто, ничто, никакой, ничей,  некого, нечего

 

 

 

 картинка - жест "нет"
     

 

  1. Составление сетки.(работа в парах)

По частоте употребления местоимения занимают 3место, после существительных и глаголов;из 30 самых частых слов 12 местоимений: он, я, этот, весь, они, она, мы, ты, тот, вы, свой, который.

Мы-личн.

Его-прит.

Себя-возвр.

Тот-указ.

Он-личн.

Их-прит.

Мой-прит.

Её-прит.

Наш-прит.

Иной-опред.

Е

  1. Обобщение и систематизация изученного
  2. Закончите предложения

1)Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая...

2) Существуют следующие разряды местоимений…

3) Личные местоимения -это…

5)Возвратное местоимение (себя) не имеет...

6)Вопросительные местоимения служат...

7) Относительные местоимения отличаются от вопросительных тем….

8)В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ...

9) Не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно, когда…

  1. «Четвёртый лишний»                                                                                      

1.Сам, другой,  иной,  мы (мы- личное, остальные-определительные)
2. Себя, тот, этот, сей(себя-возвратное)
3.Никто, никакой, некто, ничей (некто- неопределённое)

4.Тобой, мы, её, нас. (Её, т.к. может быть притяжательным и личным)

  1. Тот, такой, этот, таков.(Таков, т.к. не изменяется по падежам )
  2. Я, вы, ты, он(Он, т.к. изменяется по родам)

7.Никому, чей, тот, иной. (Чей, т.к. может быть вопросительным и относительным)

3.Выборочный диктант

- Выпишите местоимения, определите их разряд.

Вредные советы.

Если ты пришёл к кому-то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Г.Остер

- Как мы назовём человека, который следует этим советам?

- Почему стихотворение так названо?

- Попробуйте эти советы превратить в полезные! Для этого помните о словах

  1. Словарный диктант

Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не спросил,  кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся.

  1. Индивидуальное задание

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
                                                                               А.Хайт
(евонный – его, ихние – их, ейные – её)

-Исправьте предложения:

  1. Я укорял меня за невнимательность. 2. Он хвастун: всё время хвалит самого его. 3. Он обиделся на их. 4. Мы с ими давно дружим. 5. Они ждали него. 6. Я горжусь ним.7. Ихние слова очень трогательны.
  2. Тесты «Крестики-нолики»
  3. Местоимение – это самостоятельная часть речи.
  4. Местоимение называет предмет, признак, количество.
  5. Местоимение отвечает на вопрос где, куда, откуда.
  6. Местоимение в предложении бывает подлежащим, дополнением, определение.
  7. Местоимения делятся на 9 разрядов.
  8. Мой, твой, наш, ваш – это личные местоимения.
  9. Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются.
  10. Указательные местоимения – другой, каждый.
  11. Суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.
  12. Не, ни с местоимениями пишутся слитно.
  13. В сочетании ни с кем ни – это частица.
  14. В предложении Ни у кого не было их книг. ошибок нет.

1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12

+ 0 0 + + 0 + 0 +  +   +  +

  1. Синтаксический анализ предложения. Морфологический анализ

Тот человек взял пять щенков и отнёс их домой.( прост, невоскл, повеств., двусост, распр, полн.)

Пять- сколько?, имя числ., колич., целое, прост, В.п., дополн.

Тот- какаой?, мест., указ., м.р., ед.ч., И.п., опред.

 

  1. Работа с фразеологизмами

Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд.
Потерять самообладание- 
 нечто неопределённое -  
смотреть внимательно -
 искусный мастер –
 спешить - 
чувствовать себя неловко – 
оглядываться беспрестанно - 
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах,  быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)
5.Рефлексия.
-Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока? 
-Какая форма работы вам понравилась больше?
-Что вызвало затруднения?
6.Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по темам: «Имя числительное.Местоимение», просклонять 324, они.

Оставить комментарий: