a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального воспитания Автор: музыкальный руководитель Чумаченко А.В.

Опубликовано: 2014-08-28 11:17:38

Документы для скачивания

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального воспитания

 Музыкальный руководитель

Чумаченко Анна Васильевна

МАДОО «ЦРР – д/с №2»

                                   2014 г.

 

 

«Воспитание ребёнка средствами музыки» - эта тема никогда не потеряет  своей  актуальности. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. «Музыкальное воспитание – это не  воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека»,- так писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский.        

В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создана группа «Особый ребёнок». Основным её направлением является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с нарушением в развитии. Занятия в этой группе проводится и музыкальным руководителем. Основной технологией при работе с  детьми с иными образовательными потребностями является сопровождение развития личности детей с использованием игровых методов для развития музыкальных способностей

Цель сопровождения: оказание  квалифицированной помощи детям со стороны  музыкального руководителя, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации в социуме.

Задачи: формировать внимание и интерес к музыке; приобщать к разным видам музыкальной деятельности; развивать элементарные музыкальные способности, исполнительские навыки; навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

У многих детей с ОВЗ наблюдаются психические расстройства. Почти у всех нарушена речь, некоторые дети вообще лишены способности говорить. Им сложно  выполнять танцевальные движения, наклоняться, приседать, удерживать различные предметы в руках. Нужно понять каждого и  вовремя прийти на помощь.

Большую роль в развитии нарушенных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья играет музыка. Она помогает приобщить ребенка к разным видам деятельности, формирует внимание, развивает музыкальные способности. С помощью коррекционных упражнений под музыку развивается моторная функция, координация движений, формируется правильная осанка, походка. Подключаются к различным видам деятельности абсолютно все дети, независимо от тяжести заболевания. Движения у детей становятся ритмичными, упражнения приобретают яркость и выразительность.

Для коррекционного воздействия на физическое развитие, и создание благоприятной основы для совершенствования таких психических функций как мышление, память, внимание, восприятие используются ритмические движения, речевые упражнения под музыку. Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых детей, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации. В связи с повышенной утомляемостью,  дети  с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными. Поэтому, в процессе занятий чередуются музыкальные задания с речевыми и двигательными, используются упражнения на расслабление. Широко применяются игры с пением, ритмопластические и гимнастические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах.

Работа выстраивается так, чтобы практические занятия были развивающими, интересными, с разнообразными методами и приемами обучения. Коррекционная работа строится на применении наглядного материала. Это даёт возможность облегчить  детям процесс восприятия музыки, помогает лучше понять её. Практикуется слушание классической музыки. И дети, не умеющие говорить, эмоционально откликаются на характер музыки.

 Классическая музыка – очень сильный способ воздействия на ребёнка, и поэтому для таких детей предлагаются для слушания небольшие, яркие произведения, не очень быстрые по темпу, зная, что объем детского внимания невелик. Создаётся особая атмосфера общения детей с музыкой. Для лучшего восприятия классической музыки используются стихотворения и иллюстрации к музыкальным произведениям, а также музыкально-дидактические игры: «Солнышко и дождик», «На чём играю?» «Весело и грустно», «Какого цвета музыка», «Музыкальный светофор» и т. д.

Проведение музыкального занятия строится по определённой схеме: Слушание и подпевание; музыкально-игровой показ; забавная гимнастика: пестушки, потешки, песенки,  игры, пляски.

Большую помощь в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают праздники. На празднике используются уже знакомые малышам предметы и игрушки, но в непривычной ситуации. Игрушки неожиданно появляются из-за ширмы, из-под зонтика, дети зовут к себе киску, собачку, что доставляет детям радость.

Для социализации  детей в коллективе сверстников проводятся совместные мероприятия с детьми других групп. Дети водят хороводы, поют песенки, танцуют, участвуют в музыкальных играх. Это приносит большое удовлетворение детям и их родителям. Например, на новогоднем празднике проводятся игры: «Чудесный мешочек» (дети достают из мешочка фигурки животных и «озвучивают» их, а Снегурочка вешает эти игрушки на ёлку), а на весеннем празднике игрушка-лягушка квакает и» дарит «детям» в подарок воздушные шарики, с которыми дети уходят домой.

Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания. Например, в  игре  «Лошадка», «Синичка»,  «Тучка- сердючка»- развиваются у детей певческие навыки, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.

Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка. При выполнении заданий: «Пой и двигайся, как я»,  «Строим дом»,  «Весёлые ладошки», «Музыканты»  у детей развивается  ритмический  слух, ладовое  чувство, формируется положительный эмоциональный настрой.

И пускай эти дети выполняют не так чётко и ритмично, но они стремятся не отставать от своих здоровых сверстников и своим стремлением дарят радость окружающим и близким.

Они чувствуют, что нужны людям, они верят что у них  всё получится, а вера в себя – это та внутренняя сила, которая способна победить любые недуги.

 

Оставить комментарий: