a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья на тему " Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Опубликовано: 2016-12-22 16:29:42

Документы для скачивания

М УЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Лагутина С. А. , Астахова О. Ф. , Мухартова О. В. , МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 поселка Маслова Пристань» Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в нашей дошкольной образовательной организации проходило планомерно, целенаправленно, учитывая имеющиеся условия, возможности и проблемы. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с многолетним опытом работы ДОО, наработанной базой по инновационной деятельности связанной с формированием личности дошкольника на материале традиций русской культуры, для реализации данной задачи педагоги выбрали музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Реализация педагогической деятельности осуществляется через, о богащение песенно- музыкального опыт а детей, развитие детского творчеств а, с оздание условий для самостоятельно й творческой деятельности детей, по активизации речи, развитию способности рассуждать о музыкальных и художественных произведениях, и передавать, с помощью разнообразных движений, музыкальные образы и характеры. Наглядная агитация родителей, одна из основных форм работы с семьей. Например, родителям предлагается отправиться в увлекательное путешествие в «Стра ну фольклорных п есен ». В группе оформлен паровозик, н а каждом вагончике которого помещаю тся: веселые задания, направленные на развитие умений детей в песенном творчестве, домашние задания д ля родителей( песня о мо ей семье, или «гимн» моей семьи) С помощью родителей в детском саду оформлен интерактивный уголок «Русская изба», альбомы с иллюстрациями по народной тематике, оборудование для театрализованной деятельности: ма ски, костюмы, кукольные театры( « би- ба- бо », пальчиковый, плоскостной) ; детские музыкальные инструменты, картотеки народных игр, песенок, потешек, детские к остюмы Белгородского региона. В заимодействие педагогов и родителей проходит и через организацию культурно- досуговой деятельности: «Масленица», «Сороки», «Михайлов день» и др. ; прослушивание сочиненных детьми песен, в нимание родителей при этом обращается на оригинальность песен, на творческие проявления ка ждого ребенка, на необходимость целенап равленной педагогической работы. Первостепенно музыкальный руководитель совместно с воспитателем группы начали знакомить детей с песенным жанром: вводить детские фольклорные песни в повседневную жизнь детей, например: «Соловушка- соловей», «Ой, раным – рано », «Трава моя травушка» и др. В образовательной деятельности з накомство с фольклорными песням и музыкальный руководитель нач ала с веселой, игровой, плясовой, шуточной песни, например: «Вот задумал комарик жениться», «Ой, сад во дворе», « Заплетися плетень», «А мы просо сеяли». Д ети эти песни лучше воспринимают, т. к. они ближе к их детской натуре, характеру, а мелодия таких песен п роще, не такая замысловатая как у протяжных. Большим творческим стимулом для детей является сочетание хореографического движения с пением, т. к. в движении происходит более быстрый процесс усвоения нового материала. Поэтому, отдельным направлением в работе педагогов с детьми является изучение элемен тов хореографии. Предварительная работа при этом проведение игр- импровизаций «Застывшая фигура», «Ве селый бубен» и др. , направленные на активизацию творчества детей в танце. Педагоги постоян но стремятся способствовать развитию индивидуальных качеств каждого ребенка, способствовать их творческому самовыражению путем исполнения. Эффект ивным помощником в этом являются музыкально- фольклорные игры. Например, в играх «Как у дяди Триф она», «Идет коза по лесу» и др. , каждый ребенок имеет возможность принять образ главного персонажа и играть его так, как он сам себе это представляет. С помощью освоения разнообразной игровой деят ельности педагоги способствуют постепенному расширению игрового опыта детей. Достигается это пост е пенным усложнением игровых заданий, игр- импровизций, игр- др аматизаций, в которые включается ребенок. Например: игра- импровизация по текстам коротких народных сказок, ролевой диалог героев народных сказок « Заюшкина избушка», «Три медведя », инсценирование фрагментов сказок о животных «Теремок», «Кот, петух и лиса»; игра- драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам «Колобок», «Репка». Для обучения детей дошкольного возраста импровизации музыкальный руководитель и воспитатели организуют хороводные игр ы, в ко торых разрабатываются и осваива ются детьми хореографические и плясовые эл ементы, кроме э того дети могут импровизировать. Например, хороводные игры: «Дрема», «Дедушка Семак » и др. П остепенно д ети старшего дошкольного возраста научились определять характер музыкальных произведений и соотносить его со сво ими творческими фанта зиями, появилась оригинальность в сочинении мелодий детьми, повысился и нтерес к музыкальному сочинительству. Для создания условий для самостоятельной творческой деятель ности детей, воспитания стремления к самовыражению, педагогами проводится цикл организованной образовательной деятельности с элементами фольклора, стимулирующи х в последующем сочинение песен, движений к танцам. Например, организованная образовательная деятельность по теме « Мелодия моей песни». Музыкальный руков одитель знакомит детей с тради ционной структурой песни: запев+ п рипев- куплет. Затем напоминает, что фольклорные песни, это песни придуманные народом, и дает возможность детям почувствовать себя частью своего русского народа, внести свой вклад в историю фольклора. Приво дится достаточное количест во примеров. Дети упражняются в сочинении мелодий для с вои х будущих песен. Важно, чтобы дети поняли необход имость периодических повторов в мелодии. Следует отметить, что мелодии фольклорных песен, примеры фольклорных песен, очень эффективно помогают в подобных заданиях. Педагоги знакомят д етей с законами стихосложения. Д етям предлагается прослушать стихо творение, определить на его примере особенности его риф мовк и. Одновременно дети тренируются в подборе рифм. Об ращается внимание на то, что любое стихотворение может стать песней, если подобрать под него музыку. Затем педагоги предлагают детям посочинять четверо стишия для сво их будущих песен. Для этого детям необхо димо вспомнить, о ком или о чем говорится в их песне, воспроизвести в памяти главного героя песни, ее название, характер и на основе этого придумать стихотворение. В завершении совместить слова с музыкой( желательной той, которую придумывали сами дети) . Много впечатлений вызывает у детей приглашение педагогов в з амечательную «Страну русского фольклора », где постоянно звучит фольклорная му зыка, слышны фольклорные песни, водят хороводы. Детям объясняется, что в «Стране русского фольклора » всегда рожда ются творческие музыкальные таланты, и сейчас как раз такой торжественный случай. В волшебный город приглашаются жюри. Кульминацией праздника является выступле ние всех желающих юных артис тов( детей) , которые представя т жюри свои сочиненные песенно- танцевальные композиции. Кроме организации с детьми старшего дошкольного возраста цикла организованной образовательной деятельности стимулирующего в сочинение песен, движений к танцам, педагоги предлагают детям преобразовать народную сказку в музыкальную сказку. После прослушивания музыки и образных рассказов о сказке, ее п ерсонажах, перед детьми ставится задача – представить себя в этом образе и подобрать для его воплощения соответствующие изобразительные движения( пластику) . К каждому пра зднику часто готовятся театрализованные мини- спектакли, в которых актерами являлись сами дошкольники. Так, к празднику « Осенины » готовили музыкальную постановку сказки- песни «Репка» на основе русской народной песни «Барыня». При знакомстве детей с обрядовым фольклором педагоги так же способствуют развитию творческих способностей дошкольников. Например, о дним из важнейших земледельческих обрядов считается обряд зимних Святок. Ребятам он особо интересен. Дети зна комятся с пением рож дественских колядок, наряжаются в костюмы животных, мифологических персонажей – Коляду, Овсень, имитируют гадания, поют песни, исполняют пляски, по здравляют всех воспитанников и сотрудников детского сада с зимними Святками. Самыми яркими формами работы с детьми являются много численные народны е и фольклорны е праздники, гуляния, например: «Рождественские святки», «Масленица», «Святая Троица», «Сороки», «Мих айлов день», « Осенины ». Важную роль в работе с детьми по развитию творческих способностей имеет индивидуальная работ а. Эффективным в индивиду альной работе с детьми являются р ассказы на развитие воображения, они способствуют по различным небыва лым и неправдоподобным описаниям накопить в воображении детей опреде ленный «багаж» фантастических образов, чтобы в последующем они мог ли представить свой образ любого нового и небывалого предмета или явления. Так же, детям предлагаются индивидуальные з адания и такого характера: «Волшебный лес»: дорисовать незаконченные изображения и сочинить рассказ о своем рисунке; с южетно- ролевая и гра «Поляна»( участники выбирают себе роль и за ранее говорят всем о н ей, по ходу игры они придумывают и изображают по ведение и поступки своего героя в разных ситуациях) ; «Про что сочиним? »( выбирается тема и характер героя, через 2- 3 ми н уты дети по очереди рассказывают свою историю о нем) ; «Чего на свете н е бывает? »( ребенку пр едлагается нарисовать то, чего на свете не бывает, и затем рассказать, что он нарисовал) . Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому педагоги нашего детского сада и выбрал и главной задачей своей деятельности- обогащение и развитие творчества детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка. Список литературы: Веретенников И. И. Белгородские карагоды. Белгород: Везелица, 2000. – 113с. Гогоберидзе А. Г. , Деркунская В. А. Детство с музыкой. СПб. : Детство – Пресс, 2010. – 650с. Камаев, А. Ф. , Камаева Т. Ю. Народное музыкальное творчество. - М. 2005. - 156с. Мерзлякова С. И «Фольклор – музыка – театр». Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. М, « Владос », 1999. - 120с.

Оставить комментарий: