a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья на тему "Организация взаимодействия ДОУ и семьи по приобщению дошкольников к народным традициям родного края Белгородчины"

Опубликовано: 2016-12-22 16:51:26

Документы для скачивания

организация Взаимодействия ДОУ и семьи по приобщению дошкол ь ников к народным традициям родного края Белгородч ины В современной цивилизации доминант ой в воспитании подрастающего поколения являются цифровые технологи и. Гаджетомания заполонила все современное пространство. Эти устройства были призваны облегчить и разнообразить жизнь человека, но эти облегчения привели к тому, что мы потеряли ж и вую нить общения друг с другом. Колыбельные, сказки на ночь, игры на свежем воздухе заменились этими ин новационными приспособлениями. Такое р азвитие ситуации является плодотворной почвой для распада личности ребенка. Таким образом, в воспитании дошкольника альтернативой является всестороннее, гармоничное развитие личности через приобщение к народной традиционной культуре, как к богатейшему наследию русского народа, которое выступает фундаментальной основой в формировании понятий и знаний доступных для в осприятия дошкольником. Развиваю т воображение, мышление и те процессы, которые будут помогать ребенку воспринимать окружающий мир, себя, как универсальную е диницу и свое место в мире. Но данный путь становления дошкольника как личности невозможен без привлечения семьи. Только сплоченная работа ДОУ и родителей будет приносить достойные плоды в воспи т ательном процессе. Осуществляя на протяжении пяти лет реализацию опытно- экспериментальной деятельности в МБДОУ по теме «Формирование личности дошкольника на материале традиций русской культуры» одним из главных направлений деятельности педагогов было взаимодействие с родителями. И тольк о благодаря совместной деятельности педагогов и родителей был достигнут положительный результат, полностью удовлетворяющий родителя – как заказчика образовательных услуг, так и педагога, эти услуги реализующего. Используя разные формы сотрудничества: традиционные- родительские собрания, консультации, бес еды; нетрадиционные: круглый стол, дискуссии, клуб «В гостях у наших предков», коллектив смог добиться положительной динамики приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры и накопить неоценимый опыт работы. Главное, в успешном взаимодействии это понимание общей цели, для чего мы делаем ту или иную работу с детьми, определить роль педагогов и родителей. Изучение и накопление материала о фоль клоре осуществлялось совместно с родителями. Например, было установлено, что в настоящее время фольклористы при исследовании территории РФ выделили семь стилистических географических зон: Русский Север, Сибирь, Центральная Россия, Урал, Поволжье, Запад и Юг России( Южно- Русская) . Белгородская земля относится к Югу России. В свою очередь Белгород разделён на три региона: Белгородско- Оскольский, Белгородско- Воронежский, Белгородско- Курский. Разделение было обусловлено различием в хореографии, костюмах, элементах обыгрывания песен и других различиях связанными музыкальной стороной исследования». Знания подобного рода учитывались п ри организации работы с детьми и родителями. Например, при знакомстве с фольклорными хороводными песнями Белгородского региона: «Ой, совечера, до полуночи », « По проулочку Ванюша», кара годн ые песни «Пойду я в зеленый сад», «Ой, заря моя зорюшка », плясовые « Порушка Паранья », «Подружки Паранюшки мои» и т. д. ; при изучении народно- бытовой х ореографии Белгородского края: танцы, хороводы, карагоды, танки( танок « вилек », танок «стенка на стенку», танок «у рядок», танок «парами») . , д етей обучают положениям рук( на уровне груди и плеч, ниже уровня пояса, выше уровня головы) , движения м ног( скользящий шаг, шаркающий, перемен ный, пересек, голубцы) . Педагогами о рганизовывались мастер- классы для передачи этих знаний родителям, как через устное знакомство, так и через практические упражнения. Специфика обучения народному искусству заключается в его постижении как бы «изнутри». Ни рассказы о народном творчестве, н и наглядные пособия недостаточны, чтобы сформировать подлинного исполнителя и знатока традиционной культуры края. Педагогический коллектив проводил с родителями и детьми занятия- экскурсии: в краеведческий музей, «В гости к бабушке Вере», с целью знакомства с русским бытом наших предков, с предметами старины, народно- прикладного искусства. Это побудило педагогов и родителей к созданию в детском саду интерактивного мини- музея «Русская изба». В рамках опытно- экспериментальной деятельности в детском саду для родителей был создан клуб « В гостях у предков». Традиционным стало проведение посиделок, где родители и дети впервые познакомились с беседными песнями: « Рябинушка », «Травушка- Муравушка», «Ладушки», « Совушка » которые поются акапельно, и служили в старину для сопровождения работы. Изучая работу по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на традициях Белгородского края был создан фольклорный кружок « Матаня ». На занятиях кружка детям и родителям рассказыва ли в доступной форме о традициях Белгородч ины, знакомили с обрядами края, приви вали интерес к старинным песням, обучали игре на народных инструментах. Также знакомили с обрядовым фольклором Белгородчины. Практический материал – игры, песни, танцы – подбирали в соответствии с календарно- земледельческом цикле, который соответствует четырем временам года. Обряд – есть действие, сопровождающие важные моменты жизни человека. Поэтому педагоги рассказыва ли, что на Белгородчине существует два вида обрядов- календарно- земледель ческого круга: «Ой, гула, гула», « Калядушечки ходють, бродють », «Да на Ердане », «Ой, раным- рано» и семейно- бытовые: «Ой, люли- люли», «Как на поле, на поляне», «У ворот верба» и т. д. Эффективной формой работы с родителями являетс я круглый стол. Например, круглый стол на тему: «Воспитание любви к родному краю» начинается с прослушивания аудиозаписей Белгородских песен, создается атмосфера доверительной беседы. При подведении итогов, как важное поручение, предлагалось родителям дома записать фольклорную песню Белгородского региона на цифровые носители. Одним из важных факторов, которые сблизили при взаимодействии с родителями, послужили открытые мероприятия с участием других образовательных учреждений, для выступления на которых детям необходимо было пошить костюмы, причем трех разных регионов Белгородской области: Белгородско- Воронежского, Белгородско – Оскольского, Белгородско – Курского. Многие родители искренне предложили свою помощь, в результате были пошиты стилизованные костюмы( для девочек и мальчиков) с учетом региональных особенностей. А также совместно с родителями были изготовлены музыкальные инструменты: свистульки, «сопелки». На базе детского сада, на территории Масловопристанского сельского поселения и в г. Ш ебекино про водились фольклорные праздники народного календаря, где родители являлись активными участниками данных мероприятий. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о культуре своего народа уже есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ этнохудожественной культуры. В связи с этим четко вырисовывается главная напр авленность работы детского сада- ориентация на детскую радость, на детскую увлеченность. На пробуждение интереса и желания, получения новых знаний, умений и навыков. Возможность реализации детского САМО( Само с тоятельности, самодеятельности, самоактивизации, самораскрытия, самообеспечения, самообслуживания) разумеется под руководством взрослых, чтобы избежать вседозволенности. Безусловным базисом вышеупомянутого процесса является народная традиционная культура Белгородского края. Локальная традиция Белгородчины является в данном случае оправданной т. к. привы чная среда обитания как ребенка, так и взрослого человека обеспечивает более легкое и простое вхождение в спектр понимания. « Культура издревле определяла нормы поведения в социуме и семье, моделировала вза имоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности. К ультура- хранительница традиций, исторической и народной памяти, осуществляет связь времен и преемственность поколений в пр о цессе производства, хранения, распространения и потребления материальных и духовных ценностей ». [ 1, 12] Таким образом, народная традиционная культура обладает всеми качествами необходимыми для удовлетворения любых вопросов воспитательного процесса. Список используемой литературы: 1. Алексеева О. И. , Жиров М. С. Русская народная песня: история и современность. Белгород, 2007. – 164 с. 2. Подгорная Л. А. , Макеева Г. П. В каждом селе свое поверье. - Белгород, 1996. 95с.

Оставить комментарий: