a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников на материале истории Родного края»

Опубликовано: 2016-12-22 16:56:08

Документы для скачивания

Семинар- практикум «Патриотическое воспитание дошкольников на материале истории Родного края» Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями по вопр осам патриотического воспитания.   Задачи: - п овысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания; - о бобщить знания педагогов об этапах патриотического восп итания, формах и методах работы; - в ызвать интерес педагогов к этой проблеме. Форма: мультимедийная презентация, игра, консультация, памятка. Предварительная работа: - изучение литературы по данному вопросу; - подготовка наглядного материала. Ход семинара- практикума Вступительное слово: Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным. Слово пре доставляется педагогу психологу. 1. Консультация для педагогов «Психологические особенности современных дошкольник ов и социальной среды», с медиа- сопровождением. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.   Нравственно — патриотическое  воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. 2. Слово предо ставляется старшему воспитателю. В национальной доктрине образования РФ сказано, что Система образования призвана обеспечить: - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. - в оспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; - формирование культуры мира и межличностных отношений.   Целью работы ДОУ  по данной проблеме является создание системы патриотического и духовно — нравственного воспитания молодежи для формирования социально — активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите. Термин «гражданское воспитание» является относительно новым понятием. «Гражданское воспитание»- формирование гражданственности как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным. «Патриотическое воспитание» -   это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину. Иными словами, гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой — либо сфере в том виде, в котором она существует в данный исторический момент, патриотическое же привить определенное отношение к  собственной стране. С психологической точ ки зрения, быть гражданином — более конкретная и менее идеологически нагруженная способность, чем быть патриотом. Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако, это лишь необходимое, но недостаточное условие. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности, которые не  развиваются в ходе патриотического воспитания — активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности.   Специальные социологические и психолого- педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно- образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.  В свете введения ФГОС ДО, работа с родителями является гл авным  условием воспитательно- образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы  и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи. Проведение информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов, заседаний круглого стола, выставок и т. д. способствует взаимодействию  взрослых, что положительно сказывается на  развитии детей. У ребенка появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений сначала с родителями, а в дальнейшем со сверстниками и с социумом. Современная  система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления: Экологическое. Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Историко- краеведческое. Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Культурное. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков. В заключении выше сказанного, предлагаю немного отдохнуть и ответить на вопросы: 1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? ( государство) 2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? ( флаг) 3. Официальная эмблема государства? ( герб) 4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? ( семья) 5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? ( страна) 6. Что такое патриотизм? ( преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу) 10. Почему Красная площадь так называется? ( «Красная»- значит красивая) 11. Что означают три цвета флага? Значение цветов: При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага- версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так: Белый-  цвет символизирует мир, чистоту, свободу; Синий – цвет веры, верности и правды; Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.   Теперь предлагаю поиграть  в игру, которая называется «Скажи иначе пословицу»  Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог: «Когда леди выходит из автомобиля, ав томобиль идёт быстрее»( англ. ) - «Баба с возу- кобыле легче». «Голова- венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»( азерб. ) - «Глаза- зеркало души». «Тот не заблу дится, кто спрашивает»( финн. ) - «Язык до Киева доведёт». «Кто воду носит, тот и кувшин ломает»( турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает». «Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить»( лезгинская) . « Бодливой корове Бог рогов не дает». «Как постелешь, так и поспишь»- ( гагаузская) . « Как аукнется, так и откликнется » «На море много черного, но не все это тюлени»( финская) . « Не все то золото, что блестит». «Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает»( ассирийская) . «У семи нянек дитя без глазу » «Во рту козла – трава сладкая»( персидская) . «На вкус и цвет товарища нет » «Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой»( вьетнамская) . «Муж и жена – одна сатана». Ведущий: - С чего начинается Родина… с родной природы.  Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Игра по экологии «Исключи два лишних элемента …»   1. Назовите лишние птицы, которые не водятся в Белгородской области: дрозд, синица, ворона, казуар, кукушка, трясогузка, тукан. ( Т укан, казуар) 2. Назовите две лишние реки, которых нет в Белгородской области: Северский Донец, Дон, Оскол, Валуй, Везелка, Ворскла, Обь, Нежеголь( Дон, Обь) 3. Исключите два лекарственных растения, которые не растут в Белгородской области: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. ( Лимонник, э леутерококк) 4. Назовите двух лишних животных, не обитающих в Белгородской области: волк, кабан, косуля, тигр, норка, лось, лисица, белка, заяц, медведь( тигр, медведь) И последнее задание «Нарисуйте образ, возникающий у Вас при слове Родина». Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М. : Аркти, 2003. - 181с. Кулюпина Г. А. , Туранина Н. А. Формирование языковой личности дошкольника в этнокультурном пространстве Белгородчины. Белгород, 2009. - 70с.

Оставить комментарий: